Если жаловаться – то по правилам (окончание)

Автор: Валентина ПОДГРУША, заслуженный юрист Республики Беларусь.

 Окончание. Начало см. здесь.

 

Оставить без рассмотрения!

В ст. 15 нового Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее — Закон) сведены воедино правила, касающиеся оставления письменных и устных обращений без рассмотрения. Так, письменные обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если:

  • обращения не соответствуют требованиям, установленным п. 1­6 ст. 12 Закона;
  • обращения подлежат рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах либо в соответствии с законодательными актами установлен иной порядок подачи и рассмотрения таких обращений;
  • обращения содержат вопросы, решение которых не относится к компетенции организации, в которую они поступили, в том числе если замечания и (или) предложения, внесенные в книгу замечаний и предложений, не относятся к деятельности этой организации, индивидуального предпринимателя, не касаются качества производимых (реализуемых) ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг;
  • пропущен без уважительной причины срок подачи жалобы;
  • заявителем подано повторное обращение, в том числе внесенное в книгу замечаний и предложений, если оно уже было рассмотрено по существу и в нем не содержатся новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения обращения по существу;
  • с заявителем прекращена переписка по изложенным в обращении вопросам.

В то же время устные обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если:

  • не предъявлены документы, удостоверяющие личность заявителей, их представителей, а также документы, подтверждающие полномочия представителей заявителей;
  • обращения содержат вопросы, решение которых не относится к компетенции организации, в которой проводится личный прием;
  • заявителю в ходе личного приема уже был дан исчерпывающий ответ на интересующие его вопросы либо переписка с этим заявителем по таким вопросам была прекращена;
  • заявитель в ходе личного приема допускает употребление нецензурных либо оскорбительных слов или выражений.

Решение об оставлении устного обращения, изложенного в ходе личного приема, без рассмотрения по существу объявляется заявителю в ходе этого приема должностным лицом, проводящим личный прием, с указанием причин принятия такого решения.

 

Обжалование ответа на жалобу

Новым Законом усовершенствован порядок обжалования ответов на обращения.

Так, в ст. 20 Закона об обращениях закрепляется общий порядок обжалования ответов на обращения, в соответствии с которым ответ организации на обращение или решение об оставлении обращения без рассмотрения по существу могут быть обжалованы в вышестоящую организацию. Информация о наименовании, месте нахождения и режиме работы вышестоящих организаций размещается в организациях в общедоступных местах (на информационных стендах, табло и (или) иным способом).

Вышестоящая организация при поступлении такой жалобы проверяет содержащиеся в ней сведения и при наличии оснований для положительного решения изложенных в обращении вопросов рассматривает обращение по существу либо выдает соответствующим организациям, рассматривавшим обращение по существу, обязательное для исполнения предписание о надлежащем решении этих вопросов, о чем сообщает заявителю. Организация, получившая такое предписание, должна исполнить его в указанный в предписании срок, но не позднее 1 месяца и в течение 3 дней сообщить об этом в вышестоящую организацию, а также уведомить заявителя.

Ответ организации на обращение или решение об оставлении обращения без рассмотрения по существу после обжалования в вышестоящую организацию могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством.

В соответствии с п. 4 ст. 20 Закона ответ на жалобу в вышестоящую организацию может быть обжалован в суд, если при рассмотрении этой жалобы принято новое решение, относящееся к компетенции соответствующей вышестоящей организации. Ответ на обращение или решение об оставлении обращения без рассмотрения по существу организации, не имеющей вышестоящей организации, а также индивидуального предпринимателя могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством.

Оценивая используемый в новом Законе законодательный подход к закреплению механизма обжалования ответов на обращения, а также отказа в предоставлении книги замечаний и предложений, Конституционный Суд Республики Беларусь (далее — КС) в своем решении сформулировал следующую позицию.

Закрепление в ст. 20 и 24 Закона норм об обязательном предварительном досудебном порядке разрешения жалобы с правом дальнейшего обжалования в суд не противоречит Конституции Республики Беларусь. О соответствии такого порядка положениям Основного Закона страны КС указал в Заключении от 24.06.1998 № З-67/98 в отношении положений п. 3 ст. 267 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, которые предусматривали, что постановления о наложении иного административного взыскания (кроме штрафа) обжалуются в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), после чего жалоба может быть подана в районный (городской) суд. Данный подход был подтвержден КС и в решении от 30.12.2010 № Р-554/2010.

К слову, в подтверждение правомерности используемых в новом Законе подходов к решению вопросов, касающихся обжалования ответов на обращения, отказа в предоставлении книги замечаний и предложений КС в своем решении указал также  на подходы, используемые в рамках Совета Европы, ориентирующие государства на применение альтернативных средств разрешения споров между административными органами власти и частными лицами. Одним из таких средств  являются так называемые внутренние пересмотры решений, которые должны проводиться компетентными органами власти и могут быть обязательными в качестве предпосылки для судебного разбирательства.

 

 

Повторные, коллективные и электронные обращения

В новом Законе закреплены также особенности рассмотрения повторных, коллективных, анонимных и электронных обращений.

Например, в соответствии с п. 2 ст. 21 Закона при поступлении повторного обращения от заявителя, переписка с которым прекращена, такое обращение оставляется без рассмотрения по существу без уведомления об этом заявителя. Прямое указание в Законе на то, что повторное обращение заявителя, переписка с которым прекращена, оставляется без рассмотрения по существу без уведомления заявителя, позволит исключить ситуации, когда государственные органы и иные организации вынуждены постоянно уведомлять «профессиональных» заявителей, что их обращения являются повторными и переписка с ними прекращена.

Применительно к рассмотрению коллективных обращений (таковыми согласно ст. 1 Закона признаются обращения двух и более заявителей по одному и тому же вопросу) законодатель установил, что они рассматриваются в порядке, установленном Законом (п. 1 ст. 21). При этом в п. 2 указанной статьи закреплено правило о том, что коллективные обращения 30 и более заявителей в организации по вопросам, входящим в их компетенцию, подлежат рассмотрению с выездом на место, если иное не вытекает из этих обращений.

Наконец, в новом Законе значительное внимание уделено электронным обращениям и особенностям их рассмотрения. Речь, прежде всего, идет о том, что:

  • электронные обращения, поступившие в государственные органы и иные государственные организации, подлежат рассмотрению в порядке, установленном для рассмотрения письменных обращений, с учетом нижеприведенных особенностей. При этом электронные обращения, поступившие в иные организации, за исключением вышеуказанных, рассматриваются по решению руководителя организации в определяемом им порядке;
  • электронные обращения направляются в государственные органы и иные государственные организации посредством глобальной компьютерной сети Интернет на адрес их электронной почты либо размещаются в специальной рубрике на их официальных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет в соответствии с установленными законодательством требованиями к содержанию соответствующих сайтов;
  • электронные обращения должны соответствовать требованиям, установленным п. 1, абз. 2–4  п. 2 либо абз. 2–5 п. 3 ст. 12 Закона, а также содержать адрес электронной почты заявителя;
  • отзыв электронного обращения осуществляется путем подачи письменного заявления либо направления заявления в электронной форме;
  • ответы на электронные обращения, а также уведомления заявителей об оставлении их электронных обращений без рассмотрения по существу, о направлении электронных обращений для рассмотрения организациям в соответствии с их компетенцией, прекращении переписки, продлении срока рассмотрения обращений направляются на адрес электронной почты заявителей, указанный в электронных обращениях, за исключением случаев, когда на электронные обращения даются письменные ответы (письменные уведомления) в случаях, если заявитель в своем электронном обращении просит направить письменный ответ (письменное уведомление) либо в электронном обращении отсутствует адрес электронной почты, а также в случае, когда решение о направлении письменного ответа (письменного уведомления) принято руководителем государственного органа или иной государственной организации, рассматривающих электронные обращения, или уполномоченным им лицом;
  • ответы на электронные обращения, направляемые на адрес электронной почты заявителя, должны соответствовать требованиям, установленным п. 1 ст. 18 Закона, а также содержать фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы руководителя государственного органа или иной государственной организации или лица, уполномоченного им подписывать в установленном порядке ответы на обращения.

Очевидно, что легализация электронных обращений и установление единых законодательных подходов по их рассмотрению позволят защитить как права и законные интересы заявителей, так и государственных органов, иных организаций, обеспечить рассмотрение обращений заявителей с использованием возможностей глобальной компьютерной сети Интернет, исключив тем самым бумажный документооборот.

 

Ответственность

В связи с изложенным важно также иметь в виду, что если по общему правилу обращения рассматриваются без взимания платы, то в соответствии с п. 2 ст. 19 нового Закона расходы, понесенные организациями, ИП в связи с рассмотрением систематически направляемых необоснованных обращений в одну и ту же организацию, к одному и тому же ИП от одного и того же заявителя, а также обращений, содержащих заведомо ложные сведения, могут быть взысканы с заявителей в судебном порядке в соответствии с законодательством. Таким образом, в отличие от действующего законодательства об обращениях в новом Законе расширен перечень случаев, когда с заявителя возможно взыскание расходов, за счет указания на необоснованные обращения, направляемые одним и тем же заявителем в одну и ту же организацию, к одному и тому же ИП.

Гарантией реализации права каждого на обращение в государственные органы, иные организации, помимо предоставляемой возможности обжалования ответов на обращения, решений об оставлении обращений без рассмотрения по существу и отказов в предоставлении книги замечаний и предложений (ст. 20 и 24 Закона) является также предусмотренная в ст. 28 данного Закона обязанность организаций изучать, анализировать и систематизировать содержащиеся в обращениях вопросы, данные о количестве и характере обращений и принятых по ним решений, размещать на своих официальных сайтах в глобальной сети Интернет ответы на наиболее часто поднимаемые в обращениях вопросы, проводить проверки соблюдения порядка рассмотрения обращений в этих организациях и принимать меры по устранению указанных в обращениях и выявленных нарушений.

По мнению КС, приведенные нормы призваны обеспечить внимательное, ответственное, без формализма и волокиты полное и объективное рассмотрение обращений с принятием обоснованных решений, в том числе по восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов заявителей, и тем самым усилить гарантии реализации конституционного права каждого на обращение.

Главное — соблюдать установленные законом правила. Если организации, их должностные лица, ИП и их работники несут ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений (ст. 26 Закона), то заявители ответственны за подачу обращений, содержащих клевету или оскорбления, либо совершение при их подаче и рассмотрении иных противоправных деяний (ст. 27 Закона).

Закон вступает в силу с 22 января 2012 г.

"Личный юрист", № 12/2011

 

ВНИМАНИЕ: Законом Республики Беларусь от 15.07.2015 № 306-З внесены изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц».

Наш telegram-канал