Как потребителю защитить свои права в случае ликвидации продавца или изготовителя товара
В соответствии с п. 4 ст. 20 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей», действующего сегодня в редакции Закона от 08.07.2008 № 366-З, (далее — Закон) требования потребителя в случае реализации ему товара ненадлежащего качества могут быть предъявлены продавцу товара.
Кроме того, требования о замене недоброкачественного товара товаром надлежащего качества, о незамедлительном безвозмездном устранении недостатков товара, о возмещении расходов по устранению недостатков товара потребитель вправе предъявить изготовителю товара. Вместо предъявления указанных требований, потребитель вправе потребовать от изготовителя возврата уплаченной за товар денежной суммы.
Однако нередкой является ситуация, когда к моменту обнаружения недостатков товара продавец или изготовитель уже прекратил свою деятельность. Пунктом 6 ст. 20 Закона в этом случае, а также в случаях экономической несостоятельности (банкротства) продавца (изготовителя), приостановления его деятельности, отсутствия у потребителя достоверных сведений о продавце (изготовителе) либо месте нахождения или месте жительства изготовителя за пределами Республики Беларусь, потребителю предоставлено право предъявить требования о замене недоброкачественного товара товаром надлежащего качества, о незамедлительном безвозмездном устранении недостатков товара, о возмещении расходов по устранению недостатков товара другому лицу — поставщику или представителю. Определение этих участников правоотношений дает ст. 1 Закона.
Кто есть кто?
Поставщик — это организация, ИП, осуществляющие на территории Республики Беларусь деятельность по реализации приобретенного товара другим организациям, ИП, иным физическим лицам для использования его в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, в том числе организация, ИП, осуществляющие деятельность по ввозу товара на территорию Республики Беларусь для его последующей реализации на территории Республики Беларусь. В законодательстве он также именуется импортером.
Представителем изготовителя, продавца, поставщика является организация, ее филиал, представительство, иное обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения организации, ИП, осуществляющие деятельность на основании договора с изготовителем (продавцом, поставщиком) и уполномоченные им на принятие и (или) удовлетворение требований потребителей в отношении товара (результата работы, услуги) ненадлежащего качества.
Следует учитывать, что согласно ст. 59 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) и п. 22 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (далее — Положение о ликвидации), юридическое лицо считается ликвидированным, а деятельность ИП прекращенной с даты внесения регистрирующим органом записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее — Единый регистр) об исключении их из этого регистра. Внесению такой записи предшествует процедура ликвидации, которая может занять довольно длительный срок, в течение которого юридическое лицо (ИП) не считаются ни приостановившими, ни прекратившими свою деятельность. Однако нахождение продавца (изготовителя) в процессе ликвидации не является препятствием для обращения к нему потребителя за реализацией своих прав в связи с приобретением товара ненадлежащего качества.
Рассмотрим особенности предъявления и рассмотрения таких требований в процессе ликвидационного производства.
Порядок ликвидации
Согласно п. 3 Положения о ликвидации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного уставом (учредительным договором — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), а также по решению хозяйственного суда или регистрирующего органа. Перечень регистрирующих органов определен п. 9 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1. Регистрирующими органами являются:
- облисполкомы и Минский горисполком — в отношении коммерческих организаций с иностранными инвестициями;
- облисполкомы, Брестский, Витебский, Гомельский, Гродненский, Минский, Могилевский горисполкомы — в отношении других субъектов хозяйствования. Облисполкомы вправе делегировать часть своих полномочий по государственной регистрации субъектов хозяйствования другим местным исполнительным и распорядительным органам, а названные горисполкомы — соответствующим администрациям районов в городах.
Для отдельных организаций регистрирующими органами являются Национальный банк (в отношении банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, в том числе с иностранными инвестициями и в свободных экономических зонах), Министерство финансов (в отношении страховых организаций, страховых брокеров, объединений страховщиков, в том числе с иностранными инвестициями и в свободных экономических зонах), Министерство юстиции (в отношении торгово-промышленных палат), администрации свободных экономических зон (в отношении коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе коммерческих организаций с иностранными инвестициями, индивидуальных предпринимателей в свободных экономических зонах).
Собственник имущества (учредители, участники) либо орган юридического лица, уполномоченный уставом (учредительным договором), принявший решение о ликвидации юридического лица, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора), распределяет обязанности между председателем и членами ликвидационной комиссии (в случае назначения ликвидационной комиссии) и устанавливает порядок и сроки ликвидации. Также обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица на собственника его имущества (учредителей, участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены решением суда (п. 3 ст. 57 ГК). Такой порядок раскрывается в п. 14 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 22.12.2006 № 18 «О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами дел о ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей» (далее — постановление № 18), в котором указано, что в случае, если хозяйственный суд придет к выводу о невозможности возложения обязанности по ликвидации юридического лица на собственника его имущества, учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, при принятии решения о ликвидации в резолютивной его части хозяйственный суд указывает:
- о назначении ликвидационной комиссии с определением, как правило, ее персонального состава или ликвидатора;
- порядок и срок проведения ликвидации;
- срок для письменного уведомления кредиторов и других заинтересованных лиц о ликвидации юридического лица;
- сроки представления хозяйственному суду на утверждение промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса;
- информации о ходе ликвидации.
Со дня назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Это означает, что с момента, когда принято решение о ликвидации, создается орган, который уполномочен рассматривать все вопросы, касающиеся удовлетворения непогашенных требований, и именно в этот орган следует обращаться потребителю при выявлении недоброкачественности приобретенного товара.
Собственник имущества (учредители, участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему регистрацию юридических лиц, который вносит в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (ст. 58 ГК).
При ликвидации юридического лица по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа этого юридического лица, уполномоченного на то уставом (учредительным договором), в регистрирующий орган путем личного обращения председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) представляется заявление о ликвидации с указанием в нем сведений о порядке и сроках ликвидации, составе ликвидационной комиссии, ее председателе или назначении ликвидатора (п. 7 Положения о ликвидации). Если решение о ликвидации принимается хозяйственным судом, копия решения хозяйственного суда направляется хозяйственным судом в регистрирующий и налоговый органы в 5-дневный срок со дня его вступления в законную силу (п. 14 постановления № 18).
Как узнать о ликвидации продавца?
В силу предписаний п. 1 ст. 59 ГК ликвидационная комиссия размещает в органах печати, в которых публикуются данные о регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее 2 месяцев с момента публикации о ликвидации. Пункт 12 Положения о ликвидации определяет, что сведения о ликвидации юридического лица (прекращении деятельности ИП), порядке и сроке заявления требований его кредиторами размещаются в приложении к журналу «Юстиция Беларуси», а также в глобальной компьютерной сети Интернет на сайте Министерства юстиции Республики Беларусь.
Кроме того, поскольку п. 18 Положения о Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.02.2009 № 229, установлено, что сведения, содержащиеся в Едином регистре, являются открытыми и доступными для всеобщего ознакомления, за исключением сведений, составляющих государственные секреты, банковскую и коммерческую тайну, то есть потребитель может получить сведения о юридическом лице (ИП), в том числе о том, находится ли оно в процессе ликвидации, по заявлению, составленному в произвольной форме.
Выдача соответствующей выписки из Единого регистра является административной процедурой, предусмотренной п. 18.18 Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200. Органами, осуществляющими данную процедуру, являются Министерство юстиции Республики Беларусь, Министерство финансов Республики Беларусь, Национальный банк Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, администрации свободных экономических зон.
За предоставление информации по каждому юридическому лицу (ИП) предусмотрено взимание государственной пошлины в размере 0,1 базовой величины. Однако п. 8.26 ст. 257 Налогового кодекса Республики Беларусь гражданам, обратившимся за предоставлением информации, содержащейся в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, для целей защиты прав потребителей, предоставляется льгота по государственной пошлине в виде освобождения от ее уплаты.
Пункт 20 Положения о Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей устанавливает срок предоставления сведений из Единого регистра: для юридических лиц, в том числе для государственных органов — не более 7 календарных дней, а для физических лиц — 5 календарных дней со дня подачи соответствующего запроса (заявления).
Таким образом, получить информацию о нахождении юридического лица или ИП в процессе ликвидации потребитель может:
- в регистрирующем органе;
- в печатных изданиях;
- в глобальной компьютерной сети Интернет на сайте Министерства юстиции.
Как потребителю стать кредитором?
Со своей стороны ликвидационная комиссия должна принимать все возможные меры к выявлению кредиторов, а также письменно уведомлять их о ликвидации юридического лица (ч. 2 п. 1 ст. 59 ГК).
Таким образом, для того, чтобы иметь возможность реализации своих прав в полном объеме, потребитель должен приобрести статус кредитора. Это означает, что его требования должны быть заявлены в установленном порядке и приняты ликвидационной комиссией. Не следует забывать, что согласно п. 1 ст. 21 Закона потребитель вправе предъявить требования в отношении недостатков товара в течение гарантийного срока или срока годности товара.
Возможны и ситуации, когда требования потребителя были признаны обоснованными юридическим лицом или ИП еще до принятия решения о ликвидации, а также когда такие требования были удовлетворены решением суда в результате рассмотрения иска о защите прав потребителя. Документы, подтверждающие указанные факты, могут быть основанием для включения потребителя в реестр кредиторов.
В случае если по решению суда уже было возбуждено исполнительное производство и после этого субъект хозяйствования, являющийся должником, прекращает свою деятельность путем ликвидации с образованием ликвидационной комиссии, то исполнительные документы, находящиеся на исполнении судебного исполнителя, по определению судьи направляются в ликвидационную комиссию для исполнения в порядке очередности, а исполнительное производство прекращается и сдается в архив (п. 154 Инструкции по исполнительному производству, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 20.12.2004 № 40).
Порядок удовлетворения требований кредиторов
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 60 ГК, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
Потребители как кредиторы, заявляющие требования, вытекающие из приобретения товара ненадлежащего качества или некачественного оказания услуг (выполнения работ), могут быть отнесены к кредиторам пятой очереди.
Это означает, что их требования рассматриваются после удовлетворения требований, вытекающих из причинения вреда жизни или здоровью путем капитализации соответствующих повременных платежей, расчетов по выплате выходных пособий, вознаграждений по авторским договорам, оплаты труда лиц, работающих по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, расчетов по платежам в бюджет и государственные целевые внебюджетные фонды, а также удовлетворения требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого лица.
Требования каждой следующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законодательными актами (п. 2, 3 ст. 60 ГК).
Следует обратить внимание, что очередность удовлетворения требований кредиторов, установленная ГК, отличается от очередности, установленной п. 11 Положения о ликвидации, согласно которому потребитель может быть включен в четвертую очередь.
Ликвидационная комиссия (ликвидатор) может отказать в удовлетворении требований кредиторов, если они заявлены после утверждения ликвидационного баланса или признаны ликвидационной комиссией (ликвидатором) необоснованными, о чем в адрес этих кредиторов ликвидационная комиссия (ликвидатор) направляет письменное уведомление.
Согласно п. 4 ст. 60 ГК в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица.
Если решение о ликвидации принималось хозяйственным судом, жалобы на действия (бездействие) ликвидационной комиссии (ликвидатора) могут быть поданы кредиторами и иными заинтересованными лицами в хозяйственный суд, принявший решение о ликвидации (п. 29 постановления № 18).
Пропуск потребителем срока для предъявления требований не является препятствием для обращения с соответствующим заявлением. Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией (ликвидатором) для их предъявления, принимаются и учитываются ликвидационной комиссией (ликвидатором) отдельно. Однако в таком случае эти требования будут удовлетворяться из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок (п. 5 ст. 60 ГК).
После завершения всех процедур расчетов с кредиторами ликвидация завершается путем внесения регистрирующим органом записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении их из этого регистра. С целью недопущения такого исключения потребитель, перед которым имеется непогашенная задолженность, вправе сообщить об этом в регистрирующий орган. В течение 2 месяцев с момента получения информации о наличии непогашенной задолженности, внесение записи об исключении из Единого регистра не допускается в отношении такого субъекта хозяйствования, решение о ликвидации (прекращении деятельности) которого принято собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным уставом (учредительным договором), индивидуальным предпринимателем (п. 16 Положения о ликвидации).
В течение указанного 2-месячного срока у гражданина есть возможность обратиться с требованиями в суд, который может вынести определение о запрете исключения субъекта хозяйствования из Единого регистра или о возбуждении производства по делу о банкротстве, влекущего ликвидацию в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве).
Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано (п. 6 ст. 60 ГК).
Таким образом, для эффективной защиты своих прав, вытекающих из приобретения товара ненадлежащего качества или некачественного оказания услуг, выполнения работ, при взаимоотношениях с организациями, находящимися в стадии ликвидации, потребителю представляется целесообразным прежде всего уведомить регистрирующий орган о наличии неисполненного обязательства, а затем совершить действия, направленные на приобретение статуса кредитора и включение в состав кредиторов.