Гаишная фотостудия: улыбнитесь, вас снимают скрытой камерой

Автор: Аркадий ТРУЩЕНКО, юрист.

Указом Президента Республики Беларусь от 03.09.2010 № 454 «О мерах, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения с использованием специальных технических средств» (далее — Указ № 454), вступившим в силу 9 октября 2010 г., введены поистине революционные для нашей страны меры борьбы за безопасность дорожного движения.

Следуя европейской практике, на многих участках белорусских автомобильных дорог, славящихся многочисленными нарушениями скоростного режима, будут установлены работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средства фото- и киносъемки, видеозаписи (далее — спецсредства). Поскольку они имеют небольшой размер, водители-лихачи не смогут увидеть их издалека и заранее сбросить скорость перед работниками Государственной автомобильной инспекции (далее — ГАИ), изображая из себя «невинных ягнят». Более того, работникам ГАИ при повсеместном оснащении спецсредствами дорожной инфраструктуры вообще не придется выезжать «на места» и устраивать засады: всю черную работу сделает за них техника. Милиционерам останется только идентифицировать владельца автомобиля, превысившего скорость, вынести постановление о наложении на него административного взыскания и направить его по соответствующему адресу.

Кто за рулем?

Но почему ответственность должен нести владелец автомобиля, нарушившего скоростной режим? Ведь не установлено, что именно он находился за рулем в момент превышения скорости! После того как несколько лет назад было отменено обязательное оформление доверенности на водителя, которому владелец автомобиля передает право управления своим «железным конем», использование «чужих» транспортных средств стало в Беларуси повсеместным. Справедливо ли наказывать «без вины виноватого» владельца, который в момент нарушения, может, даже не представляет себе, где находится его автомобиль?

Указ № 454 как раз и устанавливает правовые основы для подобной несправедливости. Дело в том, что если зафиксировать номер транспортного средства, превышающего скорость, современная техника позволяет, то определить, кто именно в момент нарушения находится за рулем, пока еще невозможно. Да и зачем, решили разработчики данного законодательного акта. Нечего давать свой автомобиль «кому ни попадя»! А если уж дал, то будь добр, неси за него ответственность.

В результате п. 1.1 Указа № 454 было установлено, что при фиксации превышения скорости движения транспортного средства спецсредствами административной ответственности подлежит собственник (владелец) транспортного средства. При этом протокол об административном правонарушении не составляется. Вместо него должностное лицо, имеющее полномочия на составление такого протокола, сразу выносит постановление о наложении административного взыскания без участия лица, в отношении которого ведется административный процесс (!). Но и это еще не все: данное постановление вступает в законную силу с даты его вынесения.

Другими словами, административное взыскание вполне реально получить, даже не заметив совершенного нарушения, причем доказать свою невиновность практически невозможно: у работников ГАИ будет на руках доказательство в виде фотографии или видеозаписи, а у вас — ничего, кроме жалких оправданий, что вы законопослушный водитель, которые никого, по большому счету, не интересуют. Ведь согласно тому же п. 1.1 Указа № 454 опротестовать постановление о наложении административного взыскания может только прокурор.

Исключение из описанного выше порядка составляет достаточно редкий, на наш взгляд, случай, когда у органа, ведущего административный процесс, до вынесения постановления о наложении административного взыскания в порядке, установленном данным законодательным актом, имеется информация о лице, управлявшем транспортным средством в момент фиксации административного правонарушения. Тогда, естественно, административной ответственности будет подлежать это лицо. Однако, как можно на практике убедиться, кто в момент нарушения управлял автомобилем, остается неясным. Единственный реальный вариант — это так называемая «явка с повинной», когда водитель-нарушитель, не желая портить отношения с владельцем автомобиля (или являясь его близким родственником или хорошим знакомым), сам придет в орган, ведущий административный процесс, и признает свою вину.

В Указе № 454 предусмотрена и ситуация, когда собственником (владельцем) транспортного средства является юридическое лицо. В подобном случае привлечению к административной ответственности подлежит лицо, управлявшее таким транспортным средством, в порядке, предусмотренном п. 1.1 Указа № 454. Для этого по требованию должностного лица органа, ведущего административный процесс, юридическое лицо обязано в 5-дневный срок предоставить информацию о лице, управлявшем транспортным средством, принадлежащим этому юридическому лицу.

Указом № 454 установлены требования к содержанию постановления о наложении административного взыскания, вынесенного в соответствии с п. 1.1 комментируемого законодательного акта, которое должно содержать следующую информацию:

— дату и место его составления;

— наименование органа, должность и фамилию лица, вынесшего постановление;

— сведения о лице, привлекаемом к административной ответственности;

— время, место и обстоятельства совершения административного правонарушения с указанием на часть статьи, статью Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП), предусматривающую ответственность за данное правонарушение;

— изображение транспортного средства, зафиксированное специальными техническими средствами в момент совершения правонарушения;

— принятое решение.

Постановление о наложении административного взыскания подписывается лицом, его составившим, а его копия направляется заказным письмом лицу, в отношении которого ведется административный процесс, в течение 3 дней со дня вынесения.

Попытаться, конечно, можно, но…

Справедливости ради отметим, что п. 1.2 Указа № 454 предусмотрена и возможность лица, «назначенного» нарушителем, попытаться отстоять свои права. Если такое лицо не согласно с привлечением его к административной ответственности в приведенном выше порядке или имеет доказательства того, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц, оно вправе подать письменное заявление в ГАИ по месту своего жительства в течение 1 месяца со дня получения копии постановления о наложении административного взыскания. При этом постановление о наложении административного взыскания утрачивает силу в день получения указанного заявления или протеста прокурора. В дальнейшем административный процесс по этому факту ведется в порядке, предусмотренном Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, но с учетом положений п. 1.1 и п. 1.3 Указа № 454.

А в п. 1.3 Указа № 454 содержится еще одна норма, которая делает борьбу водителей за свои права в случае использования спецсредств для определения превышения скорости заранее обреченной на поражение. Дело в том, что в соответствии с ним должностное лицо органа, ведущего административный процесс, не обязано доказывать виновность лица в превышении им скорости движения транспортного средства,зафиксированной специальными техническими средствами.  

Новое административное взыскание может быть наложено на нарушителя не позднее 2 месяцев со дня вышеуказанной утраты силы постановления о наложении административного взыскания. Если же будет установлено, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц, то «первоначальный» нарушитель будет считаться не подвергавшимся административному взысканию.

Что касается самого административного взыскания, то согласно п. 1.5 Указа № 454 в случаях, предусмотренных в данном законодательном акте, оно налагается в виде штрафа. При этом применяется нижний предел штрафа, предусмотренный за совершенное правонарушение (в случае если в КоАП он не установлен, применяется штраф в размере 0,5 базовой величины).

Хуже всего после вступления в силу нового порядка будет иностранным гражданам или лицам без гражданства (за исключением лиц, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь). В соответствии с п. 1.6 Указа № 454 при фиксации превышения скорости движения транспортного средства специальными техническими средствами, совершенного такими лицами, у них будет изыматься водительское удостоверение на срок до исполнения административного взыскания, о чем должен быть составлен протокол. Взамен изъятого водительского удостоверения нарушителям будет выдаваться временное разрешение на право управления транспортным средством.

В завершение отметим, что Совету Министров Республики Беларусь дан 3-месячный срок на приведение актов законодательства в соответствие с Указом № 454 и принятие иных мер по его реализации.

Можно только представить себе количество штрафов, которые вскоре просто «хлынут» в казну: как известно, скорость у нас хотя бы изредка нарушает большинство водителей.