Безопасность движения и эксплуатации транспортных средств: новеллы административного законодательства

Автор: Елена КЕДАЛЬ, юрист.

Законом Республики Беларусь от 30.11.2010 № 198-З (далее — Закон) внесены дополнения и изменения в гл. 18 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП), регулирующую вопросы безопасности движения и эксплуатации транспорта.

Далеко не все из них связаны с эксплуатацией легковых автомобилей и не все они касаются обычных автолюбителей. Поэтому мы рассмотрим лишь те, которые будут интересны именно последней категории граждан.

В первую очередь отметим изменение, внесенное в ст. 18.12 КоАП «Нарушение правил эксплуатации транспортного средства».Она дополнена ч. 9 следующего содержания: «Действия, предусмотренные частями 1, 3 и 4 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, влекут наложение штрафа в размере от 2 до 5 базовых величин». Напомним, что ч. 1, 3 и 4 ст. 18.12 КоАП предусматривают следующие противоправные действия и соответственно виды наказания при первичном их совершении:

- управление транспортным средством, имеющим неисправности тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе поезда), стеклоочистителей (во время выпадения осадков), с негорящими фарами и задними габаритными огнями (в темное время суток и в условиях недостаточной видимости) — предупреждение или наложение штрафа в размере до 3 базовых величин;

- управление транспортным средством, имеющим неисправности, за исключением неисправностей, указанных в ч. 1 и 2 названной статьи, либо с несоблюдением условий, при наличии которых правилами дорожного движения запрещено его участие в дорожном движении, — предупреждение или наложение штрафа в размере до 2 базовых величин;

- управление транспортным средством водителем, не пристегнутым ремнем безопасности, перевозка пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности, если конструкцией транспортного средства предусмотрены ремни безопасности, а равно управление мотоциклом либо перевозка на нем пассажиров без мотошлемов или с незастегнутыми мотошлемами — предупреждение или наложение штрафа в размере до 1 базовой величины.

При повторном нарушении ответственность значительно усиливается.

Увеличилась также верхняя граница штрафа за превышение скорости движения от 20 до 30 км/ч (ч. 2 ст.18.13 КоАП) — теперь размер штрафа может составить от 1 до 3 базовых величин. Превышение  скорости движения на 30 км/ч и более (ч. 3 ст. 18.13 КоАП) влечет наложение штрафа уже от 3 до 10 базовых величин (выросла нижняя граница штрафной санкции), повторное совершение указанных деяний (ч. 4 ст. 18.13 КоАП) — от 5 до 15 базовых величин (также выросла нижняя граница штрафа).

Претерпели изменение нормы ст. 18.14 КоАП «Невыполнение требований сигналов регулирования дорожного движения, нарушение правил перевозки пассажиров или других правил дорожного движения». Законодатель также решил ужесточить ответственность за повторное совершение таких деяний ввиду неэффективности существующих штрафных мер по отношению к автолюбителям, пренебрегающим одними и теми же правилами дорожного движения более 1 раза в год. Штраф для таких водителей составит от 2 до 8 базовых  величин. К таким правонарушениям относятся:

- нарушение лицом, управляющим транспортным средством (за исключением водителей транспортных средств оперативного назначения), правил пользования радио- и телефонной связью во время движения;

- нарушение лицом, управляющим транспортным средством, правил перевозки пассажиров или грузов;

- невыполнение лицом, управляющим транспортным средством, требований дорожных знаков или разметки (за исключением выезда на полосу встречного движения) либо нарушение правил расположения транспортных средств на проезжей части, а равно непредоставление лицом, управляющим транспортным средством, преимущества в движении маршрутному транспортному средству, пешеходам, иным участникам дорожного движения.

Эта же статья дополнена ч. 11: «Невыполнение лицом, управляющим транспортным средством, требований сигналов, указаний светофора или регулировщика, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 18.15 КоАП (правила проезда железнодорожного переезда), либо нарушение правил проезда перекрестков, совершенные повторно в течение 1 года после наложения административного взыскания за такие же нарушения,  влекут наложение штрафа в размере от 3 до 10 базовых величин».

 Статья18.17 КоАП «Нарушение правил дорожного движения, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения, повреждения транспортного средства или иного имущества»также изменилась. Часть 4 названной статьи (в предыдущей редакции звучала так: «Оставление водителем места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он является») дополнена словами «в случаях, когда это запрещено законодательными актами».

Изменена санкция ст. 18.20 КоАП. Если ранее за участие в дорожном движении в Республике Беларусь транспортного средства, зарегистрированного за ее пределами, без договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, имеющего силу на территории Республики Беларусь, предусматривался штраф в размере, эквивалентном 200 долларам США, то сейчас он составляет 20 базовых величин.

Серьезные изменения коснулись и ст. 18.22 КоАП «Нарушение правил остановки и стоянки транспортного средства, а также иных правил дорожного движения». Во-первых, она теперь содержит ответственность за совершение повторного в течение года такого же правонарушения — штраф в размере 2 базовых величин. Во-вторых, введена ответственность за остановку или стоянку грузового автомобиля с технически допустимой общей массой более 3,5 тонны, автобуса, колесного трактора, самоходной машины, прицепа с нарушением ПДД, как отдельного правонарушения, которое повлечет наложение штрафа в размере 5 базовых величин. Повторное такое же нарушение повлечет наложение штрафа в размере 10 базовых величин.

Закон вступил в силу 12 января 2011 г.

"Личный юрист", № 2/2011