Руководители, их заместители и главные бухгалтеры госорганизаций не вправе работать по совместительству
Если государственное должностное или приравненное к нему лицо осуществляло оплачиваемую деятельность, не связанную с исполнением обязанностей по основному месту работы, и отказывается добровольно сдать денежные средства за работу по внешнему совместительству, такие средства подлежат взысканию в доход государства на основании решения суда по иску государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией.
Определением судебной коллегии по гражданским делам областного суда по апелляционному протесту отменено решение районного суда, вынесенное по иску прокурора к гражданке К. о взыскании незаконно полученных денежных средств.
Основанием к отмене послужили следующие обстоятельства.
В заявлении суду прокурор указал, что К., являясь главным бухгалтером государственного учреждения «М» (ГУ «М»), в период с 16.03.2019 по 30.04.2021 выполняла иную оплачиваемую работу — функции бухгалтера в ЖСПК «Д» и ЖСПК «С», чем нарушила обязательства, предусмотренные законодательством о борьбе с коррупцией. За период работы в кооперативах ответчиком получено 36 777,32 руб. Поскольку указанные денежные средства получены К. в нарушение действующего законодательства, прокурор просил взыскать с нее в доход республиканского бюджета названную сумму денежных средств.
Районный суд в иске прокурору отказал.
Вынося такое решение суд исходил из того, что при принятии К. на должность главного бухгалтера в ГУ «М.» ею подписано обязательство по соблюдению ограничений, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее — Закон). Однако указанное обязательство не включало в себя ограничение, предусмотренное ч. 2 ст. 17 Закона, а именно запрет на занятие иной оплачиваемой деятельностью, не связанной с исполнением обязанностей по основному месту работы.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия не согласилась по следующим основаниям.
В силу положений ст. 5 Закона борьба с коррупцией осуществляется государственными органами и иными организациями посредством комплексного применения соответствующих мер, в частности, установления ограничений, а также специальных требований, направленных на обеспечение финансового контроля в отношении государственных должностных и приравненных к ним лиц в целях предотвращения проявлений коррупции и их выявления.
В соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона руководители, их заместители и главные бухгалтеры государственных организаций и организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, не вправе выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы) (кроме педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики), если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами.
При этом частями 1 и 5 ст. 40 Закона в числе прочего предусмотрено, что денежные средства, предоставленные в нарушение законодательства о борьбе с коррупцией и поступившие на банковский счет государственного должностного или приравненного к нему лица, подлежат перечислению им в республиканский бюджет в течение 10 дней со дня, когда государственному должностному или приравненному к нему лицу стало об этом известно.
В случае, если государственное должностное или приравненное к нему лицо отказывается добровольно сдать незаконно полученные им денежные средства, то они подлежат взысканию в доход государства на основании решения суда по иску государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией.
Согласно материалам дела К. относится к должностным лицам, которым в соответствии с Законом установлен запрет на выполнение иной оплачиваемой работы, не связанной с исполнением трудовых обязанностей по месту основной работы. Вместе с тем, в нарушение требований законодательства в период с марта 2019 г. по апрель 2021 г. К. выполняла иную оплачиваемую работу по внешнему совместительству (осуществляла функции главного бухгалтера двух кооперативов) и незаконно получила 36 777,32 руб.
Доводы К. о том, что коррупционных правонарушений она не допускала, а подписанное ею обязательство не содержало запрета на осуществление иной оплачиваемой деятельности, не связанной с исполнением трудовых обязанностей по месту основной работы, не могли служить основанием для отказа прокурору в иске. Неисполнение обязательств по соблюдению установленных Законом ограничений само по себе является основанием для взыскания денежных средств, предоставленных в нарушение законодательства о борьбе с коррупцией.
Кроме того, в подписанном К. при приеме на работу в ГУ «М» обязательстве по соблюдению ограничений имелось указание об ознакомлении ответчика с требованиями Закона.
С учетом указанных обстоятельств судом второй инстанции апелляционный протест был удовлетворен, решение суда отменено и вынесено новое — об удовлетворении иска прокурора.