Изменение места жительства является основанием для расторжения контракта
Согласно ч. 1 ст. 41 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) срочный трудовой договор подлежит расторжению досрочно по требованию работника в случае его болезни или инвалидности, поступления на военную службу по контракту и иных уважительных причин, препятствующих выполнению работы по трудовому договору, а также в случае нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного договора, трудового договора.
Уважительной причиной для расторжения трудового договора (контракта) является смена места жительства работника. Нанимателям следует внимательно относиться к заявлениям работников об увольнении по указанной причине — если в увольнении будет отказано, работник может обратиться с соответствующим исковым заявлением в суд, и в случае удовлетворения его иска наниматель понесет еще и судебные расходы. Подтверждением сказанному служит следующий пример из судебной практики.
Пример
Решением суда Центрального района г. Минска от 21.12.2021 был удовлетворен иск гражданина З. к ООО «Г» о понуждении к расторжению трудового договора.
В мотивировочной части решения суд сослался на ч. 1 ст. 41 ТК. При этом содержалась ссылка на п. 19 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26.06.2008 № 4 «О практике рассмотрения судами трудовых споров, связанных с контрактной формой найма работников», согласно которому судам надлежит иметь в виду, что досрочное расторжение контракта возможно по требованию работника в случае его болезни или инвалидности, препятствующих выполнению работы по контракту, нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного договора или условий контракта и по другим уважительным причинам (ст. 41 ТК). При оценке уважительности причин расторжения контракта по требованию работника суд должен учитывать, что указанные истцом причины препятствовали ему выполнять работу по заключенному контракту. К таким причинам могут относиться, например, состояние здоровья, выход на пенсию, изменение места жительства, необходимость ухода за больными членами семьи. Доказательства об уважительности причин досрочного расторжения контракта предоставляются истцом.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд исходил из следующего.
Судом установлено, что З. был принят на работу в ООО «Г» в отдел «Приемка» структурного подразделения ООО «Г» г. Минска. С ним был заключен контракт.
Истцу на праве частной собственности принадлежит жилое помещение, расположенное в городе М., в котором он был зарегистрирован по месту жительства.
С 09.11.2021 З. зарегистрирован по месту жительства в городе В.
12 ноября 2021 г. истцом было подано нанимателю заявление об увольнении в связи со сменой места жительства, в удовлетворении которого было отказано.
Жилое помещение в городе В. принадлежит родителям истца, которые являются лицами преклонного возраста. В судебном заседании истец указал, что переезд в город В. вызван необходимостью ухода за родителями, нуждающимися в посторонней помощи.
Суд посчитал, что истцом представлены документальные подтверждения необходимости переезда его на постоянное место жительства в другой населенный пункт, удаленность нового места жительства в городе В. от места работы в городе М., а также необходимость ухода за престарелыми родителями. И поскольку изменение места жительства и необходимость ухода за членами семьи является одной из уважительных причин, препятствующих выполнению работы по трудовому договору, требования истца подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика о том, что в городе М. остаются проживать члены семьи истца — супруга и несовершеннолетний ребенок, а также тот факт, что истцу был предложен перевод в город В., не являются основанием для отказа в иске, поскольку судом установлено, что сам факт переезда является достаточным основанием для расторжения трудового договора.
Суд постановил, что контракт подлежит расторжению с даты вынесения решения и решение в данной части подлежит немедленному исполнению.
Также было указано, что согласно ст. 142 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь судебные расходы, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика в доход государства пропорционально удовлетворенной части исковых требований. На этом основании с ООО «Г» в доход государства было взыскано 145 рублей (5 базовых величин).