Новый порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам

Автор: Никита МОЛЧАНОВ.

Новое Положение о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 (далее — Положение, новое Положение) вступило в силу с 11 июля 2013 г. Действовавшее почти 16 лет Положение о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.1997 № 1290 (далее — старое Положение), признано утратившим силу с той же даты.

Общие положения

В соответствии с п. 1 нового Положения оно регулирует порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности (кроме пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями) и по беременности и родам (далее — пособия). При этом в состав пособий по временной нетрудоспособности дополнительно включены пособия по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае его медицинской реабилитации.

Установлено, что право на пособия имеют лица, занятые деятельностью, в период осуществления которой на них распространяется государственное соцстрахование и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством случаях уплачиваются обязательные страховые взносы на социальное страхование (далее — страховые взносы).

Уточнено, что днем возникновения права на пособия является первый день освобождения от работы в связи с временной нетрудоспособностью, беременностью и родами, а также усыновлением (удочерением), установлением опеки над ребенком в возрасте до 3 месяцев согласно листку нетрудоспособности. С учетом этого определения можно говорить о сокращении срока, в течение которого может быть назначено пособие по беременности и родам: согласно п. 4 старого Положения оба вида пособий назначались, если за ними обращались не позднее 6 месяцев со дня окончания случаев временной нетрудоспособности, беременности и родов, то теперь ситуация изменилась:

  • пособие по беременности и родам назначается, если обращение за ним последовало не позднее 6 месяцев со дня возникновения права на пособие. Иначе говоря, срок, в течение которого можно обращаться за таким пособием, сократился на 126 календарных дней (стандартная продолжительность отпуска по беременности и родам);
  • пособие по временной нетрудоспособности назначается, если обращение за ним последовало не позднее 6 месяцев со дня, следующего за днем окончания периода (было — со дня окончания) освобождения от работы в связи с временной нетрудоспособностью.

Пример

Работнице выдан листок нетрудоспособности в связи с беременностью и родами с 1 апреля по 4 августа 2013 г. Если ранее она могла обратиться за назначением пособия до 4 февраля 2014 г., то теперь ей, чтобы не потерять на него право, необходимо обратиться за ним до 1 октября 2013 г.

Ранее при обращении за пособиями после окончания установленного срока они могли быть назначены комиссией по назначению пособий при областных, Минском городском управлениях Фонда социальной защиты населения (далее — комиссия Фонда) при наличии уважительной причины пропуска такого срока. Теперь же никакие причины не могут оправдать подобную забывчивость: по истечении указанных сроков пособия не будут назначаться.

 

Право на пособия

Перечень периодов, когда граждане лишены права на пособие по временной нетрудоспособности, в число которых, в частности, входит и период отпуска без сохранения заработной платы, несколько расширен по сравнению с п. 26 старого Положения. Теперь такие пособия не назначаются в том числе:

  • за время нахождения граждан в лечебно-трудовых профилакториях;
  • не только за период, за который сохранялся средний заработок полностью или частично, но и за любой период, за который начислялась заработная плата, кроме периодов простоя, оплачиваемых в соответствии со ст. 71 Трудового кодекса Республики Беларусь, трудового отпуска и служебной командировки;
  • за период после прекращения работы по трудовому договору, на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм, по гражданско-правовому договору, предметом которого являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, а также предпринимательской, творческой и иной деятельности в случаях ухода за больным членом семьи, за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком, за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае его санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации, а также карантина. Таким образом, те, кто потерял законный источник дохода, теперь не могут претендовать и на получение указанных пособий.

Что касается лиц, у которых временная нетрудоспособность продолжительностью более 30 календарных дней или право на пособие по беременности и родам наступили в течение 30 календарных дней после прекращения трудового договора по уважительным причинам, то пособия им в порядке исключения по-прежнему назначаются комиссией Фонда. Однако упоминание о том, что такие пособия должны выплачиваться по прежнему месту работы, в новом документе отсутствует. При этом установлено, что указанное правило не распространяется на случаи прекращения трудового договора о работе по совместительству. Кроме того, в данный пункт включена норма, согласно которой на период, за который производится выплата пенсии, пособие по временной нетрудоспособности не назначается. В то же время в новом Положении отсутствует действовавшая ранее норма, согласно которой пособия не назначались на период выплаты выходного пособия при увольнении.

Уточнено, что работникам, работающим по трудовым договорам либо на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм и находящимся в трудовом отпуске, пособия назначаются, за некоторым исключением, в случае наступления у них в период указанного отпуска временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам. В этих случаях трудовой отпуск продлевается или переносится (было — продлевается) в порядке, установленном законодательством.

 

Продолжительность периода, на который назначаются пособия

Пособие по временной нетрудоспособности в случае заболевания или травмыназначается на весь период временной нетрудоспособности (было — с первого дня утраты трудоспособности) до дня ее восстановления или установления инвалидности, но не более чем на 120 календарных дней непрерывно либо не более чем на 150 календарных дней с перерывами за последние 12 месяцев при повторных случаях временной нетрудоспособности в связи с одним либо родственными заболеваниями или травмой, а в связи с заболеванием туберкулезом — не более чем на 180 календарных дней непрерывно или не более чем на 240 календарных дней с перерывами за последние 12 месяцев.

Отметим, что согласно п. 9 старого Положения та же продолжительность была предусмотрена и для пособий по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком. Однако в Законе Республики Беларусь от 29.12.2012 № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (далее — Закон № 7-З), вступившем в силу с 1 января 2013 г., установлено, что такое пособие назначается на весь период, в течение которого указанные лица по заключению врача не могут осуществлять уход за ребенком (без ограничений этого периода). С целью устранения дублирования законодательства указанная норма в Положение не была включена.

По той же причине в Положении теперь не оговаривается продолжительность периода, на который назначается пособие по беременности и родам, хотя это совсем не означает, что он изменился. Не попали в новое Положение и другие нормы Закона № 7-З, в том числе регламентирующие продолжительность периода, на который назначается пособие по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет (ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет) лицам, осуществляющим уход за ним, а также по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае его санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации. При этом следует отметить, что такие пособия теперь назначаются только лицам, на которых распространяется государственное социальное страхование и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством случаях уплачиваются страховые взносы.

 

Размеры пособий и порядок их исчисления

Несомненно, наиболее существенным и весьма негативным для всех работников нововведением Положения является увеличение периода, на который пособие по временной нетрудоспособности назначается в размере 80% среднедневного заработка, с первых 6 календарных дней до первых 12 календарных дней нетрудоспособности (лица, перечисленные в п. 18 Положения, по-прежнему будут иметь право на полный размер пособия с первого дня нетрудоспособности). При этом если ранее пособие назначалось в размере 80% (100%) среднедневного (среднечасового) заработка за рабочие дни (часы) по графику работы работника, то теперь упоминание о рабочих днях (часах) и графике работы работника отсутствует, поскольку размер среднедневного заработка теперь определяется исходя из календарных, а не рабочих дней.

Замена рабочих дней на календарные коснулась и пособий по беременности и родам, которые с 11 июля 2013 г. должны назначаться в размере 100% среднедневного заработка за календарные дни, удостоверенные листком нетрудоспособности, а не за рабочие дни (часы) по графику работы работницы. В то же время это не означает увеличения размера этих пособий (скорее, наоборот), поскольку порядок расчета среднедневного заработка также существенно откорректирован.

Если ранее пособия исчислялись из среднедневного (среднечасового) заработка за 2 календарных месяца, предшествующих месяцу, в котором наступила временная нетрудоспособность, отпуск по беременности и родам, который определялся путем деления заработка за соответствующий период на число рабочих дней (часов) по графику работы работника в этом периоде, то теперь размер среднедневного заработка (среднечасовой заработок для расчета пособий уже не используется) для исчисления пособий определяется за 6 календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором возникло право на пособия (далее — расчетный период). При этом размер среднедневного заработка определяется путем деления суммы заработка, учитываемого для исчисления пособий в порядке, установленном в п. 24 Положения, за расчетный период на число календарных дней этого периода.

Что касается расчета размера пособий, то их размер определяется путем умножения размера среднедневного заработка на число календарных дней, удостоверенных листком нетрудоспособности. При этом для пособий по временной нетрудоспособности исключаются периоды, когда граждане лишены права на такое пособие, а для пособий по беременности и родам — периоды, за которые начислялась заработная плата или сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством.

Если учесть ежемесячное увеличение средней заработной платы работников в Республике Беларусь в последнее время, увеличение расчетного периода для назначения пособий должно в большинстве организаций привести к снижению среднего размера назначаемых пособий.

Кроме того, в п. 21 Положения включена еще одна норма, согласно которой размер среднедневного заработка для исчисления пособия по временной нетрудоспособности исчисляется только исходя из заработка за период работы у плательщика, назначающего пособие. В то же время ч. 2 п. 17 Положения установлено, что лицам, за которых плательщиком страховых взносов (далее — плательщик), назначающим пособия, страховые взносы уплачивались менее чем за 6 месяцев до возникновения права на пособия, разрешено подтвердить недостающие периоды уплаты страховых взносов сведениями (информацией), выдаваемыми органами Фонда, порядок предоставления которых плательщику будет установлен правлением Фонда.

Что касается пособий по беременности и родам, то для их назначения работницы, проработавшие у нанимателя меньше полугода и обращающиеся за таким пособием, могут представить справку о размере заработной платы для исчисления пособия по беременности и родам, оформленную с учетом норм п.п. 22 и 24 Положения № 569, за периоды работы, предшествующие периоду работы у плательщика, назначающего пособие.

Согласно официальным разъяснениям, помещенным на официальном сайте Фонда, справка представляется лицом, обратившимся за пособием по беременности и родам. Но на практике вполне реальны ситуации, когда «предыдущий» наниматель находится в другом городе, съездить в который за соответствующей справкой весьма проблематично.

Поэтому в п. 21 Положения включена норма, согласно до представления такой справки пособие по беременности и родам по желанию лица, обратившегося за пособием, исчисляется исходя из заработка за период работы у плательщика, назначающего пособие. Однако при этом периоды работы, предшествующие периоду работы у плательщика, назначающего пособие, не исключаются из количества календарных дней, на которые делится заработок. Иначе говоря, рассчитанный таким образом размер пособия по беременности и родам будет меньше (иногда значительно меньше), чем тот, на который работница, обратившаяся за пособием, могла бы рассчитывать при наличии указанной справки. Надо полагать, при последующем представлении указанной выше справки размер пособия по беременности и родам будет пересчитан с соответствующей доплатой.

Еще один «подарок» от разработчиков Положения получили молодые специалисты и рабочие, а также другие лица, не имеющие необходимого 6-месячного периода уплаты страховых взносов, в том числе беременные женщины: пособия лицам, за которых или которыми страховые взносы уплачивались в соответствии с законодательством менее чем за 6 месяцев до возникновения права на пособия, назначаются в минимальном размере. При этом предусмотрено, что минимальный размер пособий в месяц устанавливается в размере 50% наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Совмином (далее — БПМ), за два последних квартала относительно каждого месяца, в котором имели место временная нетрудоспособность, отпуск по беременности и родам. За неполный месяц минимальный размер пособий определяется в размере величины, получаемой путем деления минимального размера пособия, указанного выше, на количество календарных дней данного месяца с последующим умножением полученного результата на количество календарных дней освобождения от работы в связи с временной нетрудоспособностью, беременностью и родами согласно листку нетрудоспособности в этом месяце.

Пример

Молодой специалист после окончания вуза принят на работу с 1 августа 2013 г. До этого он нигде не работал и страховые взносы за него (им самим) не уплачивались. Его заработок за август—сентябрь 2013 г. составил 6 000 000 и 6 200 000 руб. соответственно. С 1 октября 2013 г. ему открыт листок нетрудоспособности в связи с травмой в быту на 10 календарных дней.

Поскольку за данного работника страховые взносы уплачивались менее чем за 6 месяцев до возникновения права на пособие по временной нетрудоспособности, согласно ч. 1 п. 17 Положения оно назначается ему в минимальном размере.

Предположим, что наибольшая величина БПМ за два последних квартала относительно каждого месяца, в котором имели место временная нетрудоспособность, составила 992 000 руб. (данные условные). Тогда минимальный размер пособий в месяц будет равен 496 000 руб. (50% наибольшей величины БПМ), а минимальный размер пособия, которое должно быть назначено молодому специалисту с учетом того, что он согласно листку нетрудоспособности был освобожден от работы в связи с временной нетрудоспособностью в течение 10 календарных дней, составит всего 160 000 руб. (496 000 / 31 х 10).

Однако в нашей стране размер пособий ограничивается не только снизу, но и сверху. И здесь тоже не обошлось без изменений не в пользу работников. Максимальный размер пособий, кроме пособий по беременности и родам, назначаемых индивидуальным предпринимателям, творческим работникам, лицам, выполняющим работы по гражданско-правовому договору, а также некоторым другим категориям граждан, за календарный месяц по каждому месту работы устанавливается в размере 3-кратной величины средней заработной платы работников в республикев месяце, предшествующем месяцу, в котором возникло право на пособия. При этом ранее в качестве верхней границы использовалась 3-кратная величина средней заработной платы рабочих и служащих в республике в таком месяце. Традиционно размер средней заработной платы работников в Беларуси несколько меньше, чем размер средней заработной платы рабочих и служащих. Таким образом, и на максимальном размере пособий удалось немного сэкономить.

Максимальный размер пособий за неполный календарный месяц также определяется в размере величины, получаемой путем деления 3-кратной величины средней заработной платы работников в республике в месяце, предшествующем месяцу, в котором возникло право на пособия, на количество календарных дней данного месяца с последующим умножением полученного результата на количество календарных дней освобождения от работы согласно листку нетрудоспособности в этом месяце.

Но еще хуже обстоит дело с теми женщинами, которые решатся пойти в отпуск по беременности и родам, не полностью отработав при этом расчетный период, для которых (за некоторым исключением) предусмотрено, что заработок для исчисления пособия по беременности и родам за каждый полный календарный месяц учитывается в размере, не превышающем величину средней заработной платы работников в республике за соответствующий месяц. Таким образом, с практикой, когда беременных женщин за пару месяцев до ухода в соответствующий отпуск устраивали на работу на очень хорошо оплачиваемую должность с целью увеличения размера пособия по беременности и родам, теперь будет покончено.

Несколько уточнен перечень лиц, которым пособие по временной нетрудоспособности назначается в размере 50% от «стандартного». Подобный «урезанный» размер пособия, как и ранее, положен в случае заболевания (травмы), причиной которого явилось потребление алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ. Однако теперь за первые 6 календарных дней временной нетрудоспособности таким лицам пособие вообще назначаться не будет.

Если ранее лицам, у которых временная нетрудоспособность в связи с заболеванием или травмой, длящаяся более 30 календарных дней, или случай беременности и родов наступили в течение 30 календарных дней после прекращения трудового договора по уважительным причинам, размер пособий устанавливался комиссией Фонда дифференцированно в зависимости от причины увольнения, продолжительности временной нетрудоспособности и их материального положения, но не больше размера пособий, предусмотренного старым Положением, то теперь от учета этих субъективных факторов было решено отказаться: пособия указанным лицам будут назначаться в размере 70% размера среднедневного заработка.

При определении размера среднедневного заработка путем деления суммы заработка, учитываемого для исчисления пособий в порядке, установленном в п. 24 Положения, за расчетный период на число календарных дней этого периода необходимо учитывать, что в число таких календарных дней не включаются периоды трудового и социального отпусков, временной нетрудоспособности, простоя не по вине работника и освобождения от работы в соответствии с законодательством в других случаях.

Порядок включения различных выплат в заработок для исчисления пособий также претерпел изменения не в лучшую для работников сторону. Если до 11 июля 2013 г. в заработок для исчисления пособий включались все виды оплаты труда, на которые в соответствии с законодательством начисляются страховые взносы, то теперь из него исключаются выплаты, носящие единовременный характер.

В соответствии с еще одним нововведением заработок для исчисления пособий за каждый календарный месяц расчетного периода не может превышать сумму, на которую начисляются страховые взносы.

 

Порядок назначения и выплаты пособий

Определенные уточнения внесены и в порядок назначения и выплаты пособий.

В частности, лицам, у которых временная нетрудоспособность, отпуск по беременности и родам наступили до ликвидации (прекращения деятельности) плательщика и продолжаются после нее, пособия назначаются и выплачиваются правопреемником, а при его отсутствии — плательщиком, определяемым комиссией Фонда.

Уточнено, что пособия назначаются в течение 10 дней со дня обращения, а в случае запроса либо представления документов и (или) сведений от других госорганов, иных организаций и (или) получения дополнительной информации, необходимой для его назначения, — в течение 1 месяца (ранее продление срока назначения предусмотрено не было). При этом если временная нетрудоспособность продолжалась более 30 календарных дней, то пособие по временной нетрудоспособности может быть назначено до ее окончания.

Что касается выплаты пособий, то она должна осуществляться в дни, установленные для выплаты заработной платы, причем пособие по беременности и родам необходимо выплачивать единовременно за весь период, удостоверенный листком нетрудоспособности.

Наш telegram-канал