Определен порядок проведения экспертизы проектов на переустройство и перепланировку

Автор: Александр ГОРБАЧ, юрист - .

Инструкция о порядке проведения экспертизы проектной документации на переустройство и (или) перепланировку жилого помещения, нежилого помещения в жилом доме и определения стоимости проведения экспертизы (далее – Инструкция) утверждена постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 21.12.2018 № 73 (далее – Постановление № 73).

 

Документ принят в развитие норм Положения об условиях и порядке переустройства и (или) перепланировки, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2013 № 384 (далее – Положение).

Так, п. 17 Положения установлено, что для выполнения переустройства и (или) перепланировки, требующих разработки проекта, инициатор после получения согласования (разрешения) местного исполнительного и распорядительного органа (далее – исполком) заключает договор подряда на выполнение проектных работ с разработчиком проектной документации. Здесь же указывается, что состав, форма и содержание проекта определяются Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь и Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь. Разработчик проектной документации или инициатор согласовывает проект со структурным подразделением исполкома, осуществляющим государственно-властные полномочия в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности на территории административно-территориальной единицы.

При этом определено, что проведение экспертизы проекта обеспечивается разработчиком проектной документации в случае, когда при переустройстве и (или) перепланировке производятся изменения в несущих конструкциях жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирных жилых домах, а также жилых и (или) нежилых помещений в блокированных жилых домах высотой более 7 метров и одноквартирных жилых домов высотой более 7 метров.

Согласно ч. 5 п. 17 Положения экспертиза проекта проводится РУП «Главгосстройэкспертиза» и его дочерними республиканскими унитарными предприятиями «Госстройэкспертиза» по областям и г. Минску в соответствии с территориальным расположением жилого дома. Результатом проведения экспертизы является заключение по проекту. Положительное заключение экспертизы является основанием для утверждения проекта инициатором и применения его при выполнении переустройства и (или) перепланировки.

В соответствии с ч. 6 п. 17 Положения порядок проведения экспертизы проекта устанавливается Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь по согласованию с Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь.

 

Терминология

Согласно п. 2 заказчик экспертизы проекта (далее – заказчик) – это разработчик проектной документации, обратившийся в установленном Инструкцией порядке к исполнителю экспертизы проекта об оказании ему услуги по проведению экспертизы проекта и выдаче заключения (далее – проведение экспертизы проекта). В свою очередь, исполнитель экспертизы проекта (далее – исполнитель) – РУП «Главгосстройэкспертиза» и его дочерние республиканские унитарные предприятия «Госстройэкспертиза» по областям и г. Минску (в соответствии с территориальным расположением жилого дома).

Здесь же установлено, что кроме терминов и определений, используемых в Положении, в Инструкции используются следующие термины и определения:

  • жилое помещение – предназначенное для проживания граждан помещение жилого дома, отапливаемое, имеющее естественное освещение и соответствующее санитарным нормам, правилам и гигиеническим нормативам и иным техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям;
  • нежилое помещение – помещение, расположенное внутри блокированного либо многоквартирного жилого дома, предназначенное для обеспечения эксплуатации жилого дома (техническое подполье, подвал, технический этаж, вестибюль, коридор, галерея, лестничные марши и площадки, лифтовые холлы и другие помещения) и не предназначенное для проживания граждан;
  • объект экспертизы – проект, предусматривающий изменения в несущих конструкциях жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном жилом доме, а также жилом и (или) нежилом помещении в блокированном жилом доме высотой более 7 м и одноквартирном жилом доме высотой более 7 м, для которых высота определяется как разность отметок поверхности проезжей части ближайшего к зданию проезда и пола верхнего этажа, не считая технического;
  • предмет экспертизы – оценка соответствия проектных решений по изменению несущих конструкций требованиям, установленным ТНПА в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
  • уполномоченный орган экспертизы – РУП «Главгосстройэкспертиза», осуществляющее общее организационное и методическое руководство проведением экспертизы проекта, разъяснение вопросов применения Инструкции.

 

Организация проведения экспертизы

Согласно Инструкции проведение экспертизы проекта является услугой, осуществляемой исполнителем (в соответствии с территориальным расположением жилого дома, для помещений которого разработан проект) на договорной и платной основе. При этом установлено, что к компетенции исполнителя в отношении объекта экспертизы относятся:

  • проведение экспертизы проекта;
  • разъяснение порядка проведения экспертизы проекта;
  • разъяснение положений заключения экспертизы.

Определено также, что  исполнитель в отношении объекта экспертизы при ее проведении:

  • соблюдает беспристрастность и независимость;
  • обеспечивает сохранность документов, представляемых для проведения экспертизы проекта;
  • запрашивает при необходимости у разработчика проектной документации в качестве доказательной базы, использованной при разработке проекта, расчеты, обоснования и пояснения принятых конструктивных решений, определяющих несущую способность конструкций.

В свою очередь, согласно п. 6 Инструкции заказчик:

  • определяет в соответствии с законодательством необходимость проведения экспертизы проекта;
  • предоставляет исполнителю проект и в сроки, определенные договором, относящиеся к объекту экспертизы необходимые расчеты, обоснования, пояснения и иные сведения;
  • финансирует в полном объеме проведение экспертизы проекта в соответствии с условиями, предусмотренными договором на ее проведение; обеспечивает достоверность представляемых документов, необходимых при проведении экспертизы проекта.

 

Порядок проведения экспертизы

В соответствии с Инструкцией проведение экспертизы проекта осуществляется исполнителем в соответствии с договором в срок, определенный исполнителем и установленный договором, не превышающий 30 рабочих дней.  При этом заказчик для заключения договора предоставляет исполнителю необходимые для проведения экспертизы проекта копии следующих документов:

  • проекта, соответствующего требованиям, установленным постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 23.03.2015 № 7/8 «Об определении состава, формы и содержания проектной документации на переустройство и (или) перепланировку жилых помещений, нежилых помещений в жилых домах» (далее – Постановление № 7/8);
  • решения исполкома о согласовании (разрешении) переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, нежилого помещения в жилом доме;
  • задания на проектирование переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, нежилого помещения в жилом доме с указанием полученных от собственника жилого дома сведений о комплексе ТНПА, по которым были запроектированы несущие конструкции и по которым должны быть запроектированы изменения несущих конструкций (национальный комплекс ТНПА или комплекс ТНПА, основанный на европейских стандартах (далее – Еврокоды), а также с указанием в случае отсутствия сведений от собственника жилого дома необходимости проектирования изменений несущих конструкций по Еврокодам, за исключением жилых домов, введенных в эксплуатацию ранее 2015 г. и крупнопанельных жилых домов;
  • технического паспорта на изолированное помещение в многоквартирном жилом доме или на квартиру в блокированном жилом доме или на одноквартирный, блокированный жилой дом;
  • заключения по результатам обследований технического состояния строительных конструкций в соответствии с требованиями, установленными в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, в объеме, достаточном для принятия проектных решений.

Исполнителем после проверки полноты и комплектности перечисленных выше представленных заказчиком документов и при отсутствии оснований для отказа в заключении договора в соответствии с законодательством составляется проект договора. При этом установлено, что договор не заключается при:

  • отсутствии копий документов и материалов, являющихся основанием для разработки проекта, а также копии техпаспорта на изолированное помещение в многоквартирном жилом доме, на квартиру в блокированном жилом доме, на одноквартирный, блокированный жилой дом;
  • несоответствии проекта объекту экспертизы;
  • несоответствии проекта требованиям к форме, составу и содержанию, установленным Постановлением № 7/8.

В перечисленных случаях заказчику в течение 3 рабочих дней направляется письменное уведомление об отказе в заключении договора с указанием причин отказа и приложением всех документов.

Важно также, что изменения и дополнения, внесенные в проект по инициативе заказчика или инициатора переустройства и (или) перепланировки жилого и (или) нежилого помещения, после заключения договора к рассмотрению не принимаются (п. 10 Инструкции).

Установлено, что в ходе проведения экспертизы проекта исполнитель осуществляет:

  • оценку соответствия проектных решений решению исполкома о согласовании (разрешении) переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, нежилого помещения в жилом доме;
  • оценку соблюдения установленных требований к составу и содержанию проекта в отношении изменения несущих конструкций;
  • проверку выполнения требований и рекомендаций, содержащихся в заключении, подготовленном по результатам обследования технического состояния несущих конструкций, выполненного в соответствии с требованиями, установленными в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, в объеме, достаточном для принятия проектных решений;
  • оценку соответствия проектных решений требованиям комплекса ТНПА, примененных при разработке проектных решений по обеспечению несущей способности строительных конструкций.

Здесь же оговорено право исполнителя при необходимости запрашивать у заказчика материалы, подтверждающие обоснованность принятых решений (расчеты, обоснования и пр.), и пояснения принятых конструктивных решений, определяющих несущую способность конструкции.

По результатам проведения экспертизы проекта заказчику выдается один экземпляр заключения. При этом говорится, что в случае получения отрицательного заключения заказчик после устранения указанных в нем замечаний вправе обратиться для повторного проведения экспертизы проекта в порядке, установленном Инструкцией.

Главой 4 Инструкции установлен также порядок определения стоимости проведения экспертизы проекта.

Постановление № 73 вступает в силу 8 февраля 2019 г.