Самовольное строительство и его последствия

Автор: Светлана МАНДРИКОВА, прокурор отдела прокуратуры Минской области, младший советник юстиции - .

Самовольное строительство может повлечь разные правовые последствия, вплоть до административной ответственности. Кроме того, в судебной практике есть несколько категорий гражданско-правовых споров, связанных с самовольным строительством.

 

Согласно ст. 22.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях самовольное строительство объекта влечет наложение штрафа на физическое лицо – в размере от 5 до 30 базовых величин (БВ), на индивидуального предпринимателя – от 20 до 100 БВ, а на юридическое лицо – от 20 до 500 БВ.

В соответствии с п. 1 ст. 223 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) самовольное строительство – это деятельность по возведению, реконструкции, модернизации, реставрации, капитальному ремонту, сносу объекта строительства, его части, если она осуществлена:

  • на самовольно занятом земельном участке;
  • на самовольно занятой части земельного участка в случае, когда такое занятие выразилось в нарушении границы земельного участка, предоставленного лицу, осуществившему самовольное строительство;
  • на земельном участке, используемом не по целевому назначению;
  • на земельном участке, предоставленном государственным органом, не имеющим полномочий на принятие соответствующего решения, без проведения аукциона, когда предоставление участка возможно только по результатам аукциона, с нарушением установленной очередности, без предварительного согласования места размещения земельного участка, если в соответствии с законодательными актами требуется такое согласование;
  • без получения разрешительной документации на строительство и (или) без проектной документации в случае, когда обязательность получения и разработки такой документации предусмотрена законодательством, и (или) с нарушением требований, установленных разрешительной документацией на строительство.

Самовольное строительство должно быть незамедлительно приостановлено.

Принятие решений по самовольному строительству относиться к исключительной компетенции исполнительных и распорядительных органов. 

По общему правилу (п. 3 ст. 223 ГК) могут быть приняты решения о возврате самовольно занятого земельного участка, сносе самовольной постройки, о приведении самовольной постройки в состояние, соответствующее требованиям градостроительных норм и существенным требованиям безопасности и приведении земельного участка в пригодное для использования по целевому назначению состояние.

Пунктом 2 ст. 3 Закона Республики Беларусь от 18.07.2022 № 195-З «Об изменении кодексов» (далее – Закон № 195-З) предусмотрено, что при выявлении подтвержденных до вступления в силу указанной статьи случаев самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, либо несоблюдения целевого назначения предоставленного земельного участка, либо предоставления земельного участка с нарушением установленного порядка Минским городским, областными исполнительными комитетами, в ряде случаев только по согласованию с Президентом, в зависимости от конкретных обстоятельств (с учетом того, самовольно занят участок полностью или только его часть, его целевого назначения, категории и вида самовольно занятых земель и др.) могут быть приняты решения о предоставлении земельного участка, дополнительного участка, об изменении целевого назначения земельного участка, о сохранении права на земельный участок. Для принятия вышеназванных решений предусмотрена совокупность условий, которые должны быть соблюдены:

  • подтвержден факт возведения, реконструкции капитального строения (здания, сооружения) до 01.09.2022, за исключением случаев, решения по которым приняты Президентом;
  • заявление о принятии соответствующего решения заинтересованными лицами подано до 01.09.2025;
  • сохранение самовольных строений и изменение целевого назначения участка не влекут существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил;
  • имеется согласие смежных землепользователей на сохранение этих строений и изменение границ участков;
  • в суде отсутствуют споры и неисполненные судебные постановления в отношении объекта самовольного строительства и (или) земельного участка;
  • произведено возмещение потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства (при их наличии) в полном объеме;
  • в местный бюджет внесена плата за право легализации в размере кадастровой стоимости земельного участка либо его части;
  • внесены плата за предоставляемые в частную собственность земельный участок либо дополнительный земельный участок или плата за право аренды земельного участка либо дополнительного земельного участка.

В случае необращения до 01.09.2025 заинтересованных лиц с заявлениями о принятии решений в порядке, установленном п. 2 ст. 3 Закона № 195-З, решения в отношении самовольного строительства принимаются в соответствии с положениями ГК.

Если физическим лицом осуществлено самовольное строительство одноквартирного, блокированного жилого дома, квартиры в блокированном жилом доме и (или) нежилых капитальных построек на земельном участке, предоставленном в установленном законодательством порядке для строительства и (или) обслуживания жилого дома, а также самовольное строительство хозяйственных построек на земельных участках, предоставленных в установленном законодательством порядке для ведения личного подсобного хозяйства, может быть принято решение о продолжении строительства или принятии самовольной постройки в эксплуатацию и ее государственной регистрации. Одним из условий для принятия такого решения является отсутствие нарушений требований градостроительных норм и существенных требований безопасности (п. 5 ст.  223 ГК).

Принятие таких решений по самовольному строительству относится к компетенции районного, городского (городов областного и районного подчинения) исполнительного комитета, местной администрации района в городе и осуществляется  в рамках административной процедуры, предусмотренной п. 9.4 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 (далее – Указ № 200).

В судебной практике встречаются различные споры, касающиеся самовольного строительства.

Первая категория – это иски о признании права собственности на самовольную постройку или материалы, которые использовались при самовольном строительстве, заявленные на основании п. 4 ст. 223 ГК. В соответствии с данной нормой законодательства за лицом, осуществившим самовольное строительство, по решению суда может быть признано право собственности на самовольную постройку или материалы, которые использовались при самовольном строительстве. Исключение составляют случаи осуществления строительства на самовольно занятом земельном участке.

При разрешении данных споров подлежит установлению, что самовольное строительство осуществлено без нарушения требований градостроительных норм и существенных требований безопасности. Решение суда о признании права собственности на самовольную постройку является основанием для последующего принятия местным исполнительным и распорядительным органом решения о продолжении строительства или принятии самовольной постройки в эксплуатацию и ее государственной регистрации в установленном порядке.

Вторая категория – это возникшие в связи с фактами самовольного строительства споры по искам смежных землевладельцев (землепользователей), собственников соседних жилых помещений об устранении препятствий в осуществлении прав на недвижимое имущество, которые полагают их права нарушенными и заявляют требования о сносе самовольных построек, приведении реконструированных строений в первоначальное состояние и т.п.

Для принятия решения по самовольному строительству в рамках осуществления административной процедуры, предусмотренной Указом № 200, одним из обязательных условий является наличие письменного согласия участников общей долевой собственности и совершеннолетних граждан, имеющих право владения и пользования жилыми или нежилыми помещениями, постройками. Зачастую эти граждане такое согласие не дают, что препятствует заинтересованному лицу обратиться за осуществлением административной процедуры. За разрешением данной конфликтной ситуации заинтересованные лица обращаются в суд с исками об устранении препятствий.

Часть споров обусловлена несогласием лиц, осуществивших самовольное строительство, с действиями (бездействием) и решениями исполкомов по вопросам, связанным с легализацией самовольных построек. В зависимости конкретных обстоятельств, требований, наличия или отсутствия спора о праве заинтересованные лица обращаются в исковом порядке либо подают жалобы на неправомерные, по их мнению, действия (бездействие) государственного органа.

Вступившие в силу судебные решения по гражданским делам могут быть обжалованы в порядке надзора юридически заинтересованными в исходе дела лицами и лицами, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены вынесенным по делу судебным постановлением в установленном гражданским процессуальным законодательством порядке.

 

Наш telegram-канал