Изменения в Лесном кодексе

Автор: Александр ГОРБАЧ, юрист - .

Законом Республики Беларусь от 18.12.2018 № 152-З (далее – Закон № 152-З) внесены изменения и дополнения в Лесной кодекс Республики Беларусь (далее – ЛК).

 

Изменились определения некоторых терминов. В частности, определено, что лесохозяйственные мероприятия – это отвод и таксация лесосек; разрубка и расчистка квартальных просек; создание противопожарных разрывов и их содержание; уборка захламленности; рубки деревьев, оставленных на лесосеке в целях воспроизводства лесов (семенных деревьев); рубки лесосеменных плантаций, отслуживших свой срок эксплуатации; рубки деревьев при отводе лесосек, закладке пробных площадей, лесоустройстве, проведении лесопатологического мониторинга, осуществлении радиационного контроля в лесах; рубки деревьев при тушении лесных пожаров, содержании, ремонте и реконструкции лесохозяйственных дорог; мелиоративные мероприятия; мероприятия, направленные на повышение продуктивности лесов, улучшение их породного состава, в том числе рубки промежуточного пользования; комплекс мероприятий, включающий охрану, защиту и воспроизводство лесов, в том числе сплошные санитарные рубки, рубки деревьев, являющихся промежуточными хозяевами вредителей и болезней лесов, по периметру существующих и проектируемых лесных питомников и лесосеменных плантаций, разрубка и расчистка площадей для создания (расширения) лесных питомников, лесосеменных плантаций и селекционногенетических объектов.

В новой редакции изложена ст. 13 ЛК «Полномочия местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов». Устанавливается, что местные Советы депутатов в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов:

  • утверждают региональные комплексы мероприятий, обеспечивающие реализацию государственных программ;
  • осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства.

Также определено, что местные исполнительные и распорядительные органы в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов:

  • формируют и вносят для утверждения в местные Советы депутатов региональные комплексы мероприятий, обеспечивающие реализацию государственных программ;
  • принимают по согласованию с республиканским органом государственного управления по лесному хозяйству решения о предоставлении юридическим лицам в аренду участков лесного фонда для лесопользования;
  • проводят совместно с юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, лесные аукционы;
  • организуют работы по благоустройству, охране и защите рекреационнооздоровительных лесов;
  • утверждают по представлению юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, согласованные с заинтересованными планы привлечения сил и средств, которые используются для тушения лесных пожаров, на соответствующей территории;
  • организуют привлечение в установленном порядке сил и средств, которые используются для тушения лесных пожаров, обеспечивают готовность к немедленному их выезду к очагам возгорания при чрезвычайных ситуациях;
  • координируют проведение работ по тушению лесных пожаров;
  • принимают по представлению юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, решения о проведении авиационной защиты лесов на соответствующей территории, обеспечивают информирование населения о проведении таких работ;
  • принимают в случаях угрозы возникновения лесных пожаров вследствие неблагоприятных погодных условий, возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории лесного фонда решения об ограничении посещения или о введении запрета на посещение гражданами лесов, въезд на территорию лесного фонда транспортных средств, проведение на территории лесного фонда работ, информируют население о принятых решениях;
  • осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства.

В ст. 44 ЛК устанавливается, что граждане при посещении лесов обязаны, в том числе, соблюдать общие требования пожарной безопасности, установленные обязательными для соблюдения специфическими требованиями по обеспечению пожарной безопасности в лесах, а в случае обнаружения лесного пожара немедленно сообщать об этом юридическим лицам, ведущим лесное хозяйство, либо подразделениям по чрезвычайным ситуациям и оказывать содействие в его тушении.

Пунктом 1 ст. 45 ЛК теперь будет определено, что участки лесного фонда для заготовки древесины предоставляются в аренду юридическим лицам, производящим продукцию деревообработки и реализующим инвестиционные проекты, отвечающие установленным Советом Министров Республики Беларусь критериям (ранее здесь шла речь о важнейших инвестиционных проектах, определенных Совмином).

Согласно новой редакции п. 9 ст. 46 ЛК предоставление участка лесного фонда в аренду не является основанием для прекращения или изменения прав других лесопользователей, осуществляющих лесопользование на этом участке лесного фонда по видам лесопользования, отличным от видов лесопользования, осуществляемых арендатором. При заключении договора аренды арендодатель обязан включить в него условия о правах других лесопользователей на предоставляемый в аренду участок лесного фонда. При предоставлении участка лесного фонда в аренду для заготовки древесины в договоре аренды должны быть предусмотрены обязанности арендатора по заготовке древесины в полном объеме, определенном решением о предоставлении участка лесного фонда в аренду, а также по оплате таксовой стоимости всего объема древесины, подлежащей заготовке, за исключением случая, указанного в п.  8 ст. 69 ЛК, когда оплате будет подлежать фактически заготовленный объем древесины.

Значительной корректировке подверглись нормы ЛК, регулирующие порядок заготовки древесины.

Закон № 152-З вступает в силу с 29 марта 2019 г.