Законодательство о медиации (посредничестве) в Сербии и Республике Беларусь: сравнительный анализ

Автор: Эвелина ДУБОВИК, юрист, медиатор, Каролина СИЛКО, юрист, журнал "Юридический мир", № 4/2019 - .

Как говорил известный писатель, психолог Чарльз Ликсон, «если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс». Конфликты периодически встречаются на жизненном пути, и это не должно вызывать стресс: конфликт — это повод поговорить и снять существующие разногласия. Сегодня уже многим известен такой прогрессивный способ разрешения конфликтов, как медиация, который активно развивается в Республике Беларусь.

 

В данной статье расскажем об особенностях развития медиации (посредничества) в Сербии и проведем небольшой сравнительный анализ основных законов в данной сфере в Республике Беларусь и Сербии: Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 58-З «О медиации» (далее — Закон № 58-З) и Закона Сербии от 23.05.2014 «О посредничестве при разрешении споров» (далее — Закон о посредничестве, Закон Сербии).

 

Структура и терминология

Закон о посредничестве состоит из 51 статьи, в Законе № 58-З их всего 19. Данное обстоятельство не свидетельствует о том, что в Законе Сербии более детальное регулирование: зачастую можно заметить простую раздробленность статей, что и приводит к увеличению их количества.

Относительно терминологии можно заметить, что вместо термина «медиация» в законодательстве Сербии используется термин «посредничество», соответственно, «медиатор» — «посредник».

В Законе Сербии, в отличие от Закона № 58-З, нет точных определений, что следует понимать под медиацией и кто такой медиатор. Однако, исходя из анализа статей Закона о посредничестве, можно вывести данные определения. Так, посредничество представляет собой одну из форм примирения сторон, которая способствует альтернативному разрешению споров, при этом посредничество является соответствующим действием, которое направлено на разрешение всех спорных аспектов путем мирового соглашения при содействии одного либо нескольких посредников.

В свою очередь, посредник — независимое и незаинтересованное лицо, которое осуществляет разрешение споров между конфликтующими сторонами в соответствии с принципами процедуры посредничества, предусмотренными законодательством.

 

Сфера применения законодательства

Необходимо отметить (законодательно закреплено), что сфера действия Закона Сербии шире, чем сфера действия Закона № 58-З. Так, согласно законодательству Сербии посредничество применяется в уголовных делах, административных вопросах. В Законе № 58-З такого закрепления нет, и в чистом виде медиация в уголовном праве в настоящий момент не применяется. Однако нужно сделать оговорку: по Закону Сербии посредничество в уголовных делах и административных правонарушениях применяется лишь в отношении имущественных требований и требований о возмещении ущерба.

 

Принципы

Закон о посредничестве при разрешении споров к числу важнейших принципов посредничества относит следующие.

1. Добровольность. Данный принцип закреплен также и в Законе № 58-З. Процедура посредничества проводится добровольно на основе явного согласия сторон, за исключением спорных отношений, когда проведение процедуры посредничества предусмотрено специальным законом. Так, в качестве примера можно привести следующее: Семейный кодекс Сербии устанавливает обязательный порядок досудебного урегулирования споров, прежде всего между родителями несовершеннолетних детей, принявшими решение о расторжении брака. Судья, обученный медиации, предлагает таким родителям пройти социально-психологические консультации с семейными медиаторами или семейными психологами. Примирительные консультации проходят в течение 2 месяцев. По завершении примирительных процедур суд в течение 15 дней должен принять решение о необходимости дальнейшего судебного рассмотрения заявления о разводе или утвердить решение родителей несовершеннолетних детей об отказе от развода.

2. Равноправие сторон. То же самое предусмотрено и в Законе № 58-З.

3. Доверительный характер посреднических процедур, нейтралитет. Данный принцип идентичен белорусскому — беспристрастность и независимость медиатора.

4. Срочный характер разрешения споров. Принципа срочности в белорусском законодательстве нет. Принцип срочности по законодательству Сербии раскрывается следующим образом: процедура посредничества будет проводиться без промедления в кратчайшие сроки. На наш взгляд, срочность процедуры посредничества раскрывается еще в следующих случаях:

  • при направлении предложения о заключении соглашения о посредничестве другая сторона должна ответить на данное предложение в течение 15 дней с даты получения в письменном виде;
  • процедура посредничества инициируется путем заключения соглашения о посредничестве.

В случае если процедура посредничества инициируется в ходе судебного разбирательства, то по причине этого происходит задержка в судебной процедуре (такая задержка может быть только один раз и не более 60 дней). Таким образом, процедура посредничества в ходе судебного разбирательства может быть инициирована только один раз и может длиться не более 60 дней.

5. Исключение общественности из процедуры медиации. Этот принцип закреплен также в Законе № 58-З — принцип конфиденциальности. Согласно Закону о посредничестве при разрешении споров все сведения, предложения и заявления, сделанные в процессе медиации, носят доверительный характер, за исключением тех случаев, когда их разглашение необходимо для защиты общественного порядка или интересов детей, а также для предотвращения причинения вреда гражданам или вмешательства в их личную жизнь.

6. Участие и присутствие. Данный принцип отсутствует в законодательстве Беларуси, однако он вытекает из содержания иных статей Закона № 58-З. В процедуре посредничества стороны как частные лица участвуют лично либо через своих представителей. В случае если стороной в процедуре выступает юрлицо, то оно действует через своего представителя, зарегистрированного в специальном реестре.

 

Требования, предъявляемые к медиаторам

Стороны могут сами определиться с посредником, который будет рассматривать их спор, либо обратиться к судье с целью назначения им посредника. При этом посредник должен соответствовать ряду требований, которые предусмотрены Законом Сербии, а именно:

  • быть правоспособным;
  • быть гражданином Республики Сербия;
  • завершить базовую подготовку для посредника;
  • иметь высшее образование;
  • не иметь судимости за уголовные преступления;
  • быть зарегистрированным в реестре посредника;
  • иметь разрешение на осуществление посредничества (то есть лицензию).

Посредниками могут быть судьи, адвокаты и другие известные специалисты в различных областях права в зависимости от вида спорного правоотношения. Посредники должны стремиться урегулировать спорные вопросы прежде всего путем переговоров с конфликтующими сторонами. Большое значение придается экспертным заключениям специалистов при досудебном разрешении споров между конфликтующими сторонами.

Судьи, обученные медиации, могут осуществлять посреднические процедуры исключительно вне рабочего времени и исключительно безвозмездно. По нашему законодательству медиатором не могут быть госслужащие, а также для осуществления деятельности медиатора требуется не лицензия, а наличие специального свидетельства. Лицензия выдается изначально на 3 года, далее ее можно возобновить на 5 лет (для возобновления необходимо соблюсти дополнительно следующие условия: не менее 10 часов в год профессионального развития посредника, не менее 5 проведенных процедур посредничества за время действия лицензии). Комиссия по выдаче лицензии состоит из судьи, посредника, министра.

Ежегодно в Сербии посредник обязан представить отчет в Министерство юстиции о количестве проведенных процедур, типе спорных отношений, месте проведения процедуры и результате.

 

Оплата работы посредника

В соответствии с законодательством Сербии, как упоминалось ранее, судьи не получают вознаграждение в случае, когда они выступают в качестве медиатора-посредника. Также в Сербии действуют определенные тарифы вознаграждения и компенсации, которые утверждаются министром, ответственным за дела судебной власти. Кроме того, в случае, если рассмотрение проходит в несколько слушаний и стороны до начала основного слушания решили обратиться к процедуре посредничества, им возвращаются судебные издержки или административные сборы.

Если процедура посредничества инициируется в ходе судебного разбирательства, суд разрешит ее проведением посредничества прямо в здании суда, вне рабочего времени в соответствии с судебной процедурой.

В спорах, осложненных иностранным элементом, посредником на условиях взаимности может быть иностранный гражданин, который имеет лицензию. При этом согласно сербскому законодательству медиаторами не могут быть лица, имеющие личную заинтересованность. Также медиатор должен уведомлять стороны о любых обстоятельствах, которые могут поставить под угрозу его беспристрастность. Посредник может также осуществлять процедуру посредничества в случае, если стороны, будучи проинформированы о существовании вышеуказанных обстоятельств, согласны с тем, что он проводит процедуру.

Программу обучения на посредников-медиаторов утверждает, как и в нашей стране, Министерство юстиции.

В случае согласия сторон на досудебное урегулирование споров посредством медиации стороны самостоятельно выбирают посредника или обращаются к председателю суда для назначения посредника из числа лиц, включенных в реестр. Судьи или арбитры могут быть исключены из процедуры медиации, если они ранее участвовали в рассмотрении спора конфликтующих сторон. Посредником не может быть адвокат, который представляет одну из сторон в судебном процессе или ранее был ее законным представителем.

Стороны должны согласовать способ медиации при решении спора. В свою очередь посредник должен выступить со свои- ми предложениями о возможном способе внесудебного урегулирования спора. Соглашение конфликтующих сторон имеет силу исполнительного листа, если и оно было составлено в письменной форме и утверждено судьей. Посредник должен уведомить конфликтующие стороны о последствиях достигнутого соглашения и о способе исполнения взятых ими обязательств.

Посредник должен осуществлять посреднические процедуры в соответствии с утвержденными принципами и Этическим кодексом медиаторов. Он не должен навязывать конфликтующим сторонам определенные решения, давать обещания и гарантировать определенный результат медиации при разрешении спора.

 

Международное посредничество и посредничество в трансграничных спорах

В Законе № 58-З отсутствует понятие международного посредничества. В свою очередь, Закон Сербии закрепляет международное посредничество и посредничество в трансграничных спорах. Посредничество носит международный характер в случае, если стороны имеют постоянное место жительства во время достижения соглашения о посредничестве или бизнес-штаб в разных странах.