Добавить свой вопрос
Вернуться к списку вопросов
Имя
Дарья
Вопрос:

Вернула товар в «Фикс прайс» по чеку до 14 дней. Менеджер звонила начальнице и та «разрешила», сказали, мол, мне повезло,  потому что у них «свои нюансы» (ответ на мою фразу о законе про возврат денег за товар). Дали бланк заявления, где нужно было указать мои ФИО, дату, название товара, цену. И потом лишь вернули деньги. Поясните, в Беларуси закон равен для всех продавцов? Какие нюансы могут быть?

Ответ:

Согласно п. 1 ст. 28 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З "О защите прав потребителей" в редакции Закона от 08.07.2008 № 366-З (далее - Закон о защите прав потребителей) потребитель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, в месте приобретения или иных местах, объявленных продавцом, возвратить товар надлежащего качества или обменять его на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом. 

Требование потребителя об обмене либо возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца. В случае обмена либо возврата товара потребитель обязан возвратить товар в потребительской упаковке, если товар был продан в такой упаковке (п. 2 ст. 28).

В п. 3 ст. 28 Закона о защите прав потребителей установлено, что перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату, утверждается Правительством Республики Беларусь. Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.07.2002 № 778 в редакции постановления от 22.12.2018 № 935.

Пунктом 4 указанной статьи установлено, что при возврате потребителем товара надлежащего качества его требование о возврате уплаченной за товар денежной суммы подлежит удовлетворению продавцом незамедлительно. В случае, если удовлетворить требование потребителя незамедлительно не представляется возможным, максимальный срок для удовлетворения требования не может превышать семи дней. За нарушение указанных сроков продавец уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере одного процента цены товара на день его реализации потребителю. Расчеты с потребителем при возврате уплаченной за товар денежной суммы осуществляются в той же форме, в которой производилась оплата товара, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Здесь же указывается, что при возврате потребителю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе требовать от потребителя предъявления документа, удостоверяющего личность, за исключением случая, если при заключении договора использовались данные документа, удостоверяющего личность потребителя.

Пищевые продукты надлежащего качества обмену и возврату не подлежат (п. 5 ст. 28).

В п. 6 ст. 28 Закона о защите прав потребителей установлено, что требования этой статьи не распространяются на случаи, когда продавцом является физическое лицо, осуществляющее реализацию товаров в рамках ремесленной деятельности или реализацию товаров на рынке.

Таким образом, ст. 28 Закона о защите прав потребителей предусматривает следующие "нюансы" которые не позволили бы вам вернуть товар и потребовать возврата уплаченной за него суммы:

1) если товар внесен в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату;

2) если товар является пищевым;

3) если продавцом товара является физическое лицо, осуществляющее реализацию товаров в рамках ремесленной деятельности или реализацию товаров на рынке.

В остальных случаях продавец обязан был удовлетворить ваше требование без каких-либо "нюансов". Да, и конечно же, закон одинаков для всех продавцов.

Александр ГОРБАЧ, юрист

Вернуться к списку вопросов
Наш telegram-канал