Изменения в сфере обращения электронных документов и ЭЦП

Автор: Денис САФАРЕВИЧ, юрист, журнал "Юридический мир", № 3/2019 - .

Закон Республики Беларусь от 08.11.2018 № 143-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» (далее — Закон № 143-З) направлен на дальнейшее расширение практики использования электронного документооборота в стране. Им внесены многочисленные изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь от 28.12.2009 № 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» (далее — Закон № 113-З).

 

Терминология

В Законе № 113-З появились новые термины.                 

Так, например, установлено, что атрибутный сертификат — это электронный документ, изданный поставщиком услуг и содержащий информацию о полномочиях физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя (далее, если не предусмотрено иное, — физлицо), являющегося владельцем личного ключа электронной цифровой подписи (далее — личный ключ), на подписание определенных видов электронных документов, а также об иных полномочиях, предоставленных ему от имени организации или другого физлица (далее, если не предусмотрено иное, — полномочия).

Отзыв атрибутного сертификата — процедура, заключающаяся в досрочном прекращении действия атрибутного сертификата.

Предполагается, что введение данных терминов позволит упростить порядок работы с электронной цифровой подписью (далее — ЭЦП). Например, при изменении места работы (должности) лица надо будет не менять саму ЭЦП, а переиздать только атрибутный сертификат.

Подписание электронной цифровой подписью — процедура выработки ЭЦП с использованием личного ключа. Данный термин использовался в Законе № 113-З и ранее, однако без расшифровки его значения.

Штамп времени — это реквизит электронного документа, удостоверяющий дату и время создания электронного документа. В последнее время на практике возникали следующие вопросы: как можно обеспечить юридическую значимость документа, нотаризованного в блокчейне (подтвердить время отправления/получения, подтвердить, что был передан именно этот конкретный документ)? Исходя из разъяснений компетентных госорганов для подтверждения времени отправления/получения документа, удостоверения полномочий на электронном документе планируется проставлять так называемую штамп-метку, или штамп времени (на данный момент в Республике Беларусь пока не работает). Планировалось, что данная функция будет реализована через отдельный сервер с GPS-антенной, который через спутник будет проверять полномочия подписанта и проставлять время документа.

На сегодняшний день в рамках опытно-промышленной эксплуатации проставить время электронного документа можно в системе «Доверенной третьей стороны». Служба «Доверенной третьей стороны» предназначена для межгосударственного обмена электронными документами и автоматизации процессов, связанных с подтверждением подлинности ЭЦП, идентичности и целостности электронного документа и как следствие — признание его юридической силы и достоверности, защиты данных и обеспечения архивного хранения электронных документов. Техническая концепция «Доверенной третьей стороны», воплощающая эти идеи, изложена в международных рекомендациях Х.842, определяющих требования к перечню доверенных сервисов как к комплексу организационно-технических мероприятий.

Таким образом, появление штампа времени, позволяющего определить время и дату создания электронного документа, является прогрессивным шагом на пути развития цифровой экономики и информационного общества в Республике Беларусь и соответствует ожиданиям бизнес-среды в нашей стране.

Появился и такой абсолютно новый термин, как электронная копия документа на бумажном носителе, — электронное отображение документа на бумажном носителе, соответствующее оригиналу и подписанное ЭЦП лица, изготовившего такое электронное отображение. Ранее использовался обратный термин — «копия электронного документа».

В то же время исключены положения Закона № 113-З, предусматривающие использование терминов «карточка открытого ключа проверки ЭЦП», «подлинный электронный документ».

Ряд терминов и их определений изме- нены.

Теперь поставщик услуг — это не просто организация, осуществляющая достоверное подтверждение принадлежности открытого ключа определенным организации или физлицу, издание, распространение и хранение сертификатов открытых ключей, списков отозванных сертификатов открытых ключей, но и осуществляющая издание, распространение и хранение атрибутных сертификатов, списков отозванных атрибутных сертификатов, а также предоставление информации о действительности сертификатов открытых ключей, атрибутных сертификатов; отзыв сертификатов открытых ключей, атрибутных сертификатов; проставление штампа времени; выработку личных ключей для организаций или физлиц.

Из определения термина «средство электронной цифровой подписи» исключено, что это техническое, программное или программно-аппаратное средство. В редакции Закона № 143-З это средство криптографической защиты информации, с помощью которого реализуются одна или несколько из следующих функций: выработка ЭЦП; проверка ЭЦП; выработка личного ключа или открытого ключа.

Электронная цифровая подпись теперь не просто последовательность символов, являющаяся реквизитом электронного документа и предназначенная для подтверждения его целостности и подлинности, но данная последовательность символов может быть использована также для иных целей, предусмотренных Законом № 113-З и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Под электронным документом теперь понимается документ в электронном виде с реквизитами, позволяющими установить его целостность и подлинность, которые подтверждаются путем применения сертифицированных средств ЭЦП с использованием при проверке ЭЦП открытых ключей организации или физлица (лиц), подписавших этот электронный документ. Таким образом, теперь используется единый термин «электронный документ», который по сути состоит из двух ранее употреблявшихся терминов: «подлинный электронный документ» и «электронный документ».

 

Иные средства идентификации

Уточнен порядок использования иных средств идентификации лица, помимо применения сертифицированного средства ЭЦП. Например, соглашением сторон можно установить порядок использования иных аналогов собственноручной подписи, а также обращения документов в электронном виде, подтверждение целостности и подлинности которых осуществляется без применения сертифицированных средств ЭЦП.

 

Полномочия органов архивного дела и делопроизводства, государственных архивных учреждений

Органам архивного дела и делопроизводства, государственным архивным учреждениям предоставлены полномочия по осуществлению госрегулирования деятельности по организации работы с электронными документами.

 

Изменения в структуре электронного документа

Как и ранее, электронный документ состоит из двух частей — общей и особенной. Особенная часть помимо того, что состоит из одной или нескольких ЭЦП и может содержать дополнительные данные, необходимые для проверки ЭЦП (электронных цифровых подписей) и идентификации электронного документа, которые устанавливаются ТНПА, может также содержать штамп времени.

 

Формы представления электронного документа

Закон № 143-З установил 2 формы внешнего представления электронного документа:

  1. воспроизведение электронного документа на электронном средстве отображения информации;
  2. воспроизведение электронного документа на бумажном носителе.

Ранее Закон № 113-З предусматривал еще и третью форму — воспроизведение электронного документа на ином материальном носителе в форме, доступной и понятной для восприятия человеком.

Таким образом, теперь электронный документ внешне может быть представлен либо на бумаге, либо на электронном средстве отображения информации.

 

Удостоверение копии электронного документа

Ранее Закон № 113-З разрешал удостоверить форму внешнего представления электронного документа на бумажном носителе 3 субъектам:

  1. нотариусу или другому должностному лицу, имеющему право совершать нотариальные действия;
  2. регистратору республиканской или территориальной организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (далее — регистратор недвижимости);
  3. организации или ИП, имеющим право на осуществление деятельности по удостоверению формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе на основании специального разрешения (лицензии), если его получение предусмотрено законодательством Республики Беларусь о лицензировании (далее — специальные лица).

Причем данный перечень являлся закрытым.

Теперь круг субъектов, которые могут удостоверить форму внешнего представления электронного документа на бумажном носителе, расширен. Помимо нотариусов, регистраторов недвижимости и специальных лиц данным правом наделяются:

  1. организация или ИП, создавшие такой электронный документ;
  2. организация, получившая электронный документ от другой организации посредством межведомственных информационных систем;
  3. другие организации или физлица в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

Таким образом, Закон № 143-З закрепил позитивные изменения, упростил работу с электронными документами. Например, само юридическое лицо, создавшее электронный документ, сможет удостоверить его копию на бумажном носителе.

 

Юридическая сила электронного документа

Электронный документ по юридической силе равен документу, составленному на бумаге, подписанному собственноручно. Юридическая сила электронного документа зависит от времени его подписания. Если электронный документ подписан ЭЦП в период действия сертификата открытого ключа, соответствующего личному ключу, использовавшемуся при выработке ЭЦП, электронный документ имеет юридическую силу. Если электронный документ подписан после отзыва открытого ключа, электронный документ не имеет юридической силы.

Копия электронного документа, удостоверенная в порядке, установленном ст. 20 Закона № 113-З, приравнивается по юридической силе к оригиналу электронного документа.

Если в соответствии с законодательством Республики Беларусь и (или) соглашением сторон документ должен быть подписан собственноручно и заверен печатью, электронный документ, подписанный ЭЦП, владельцем личного ключа которой является физлицо, информация о полномочиях которого на подписание документа содержится в атрибутном сертификате, приравнивается к документу на бумажном носителе, подписанному собственноручно и заверенному печатью, и имеет одинаковую с ним юридическую силу.

Один электронный документ может быть подписан несколькими ЭЦП: ЭЦП, владельцем личного ключа которой является физлицо, а также дополнительно ЭЦП, владельцем личного ключа которой является организация. В этом случае предоставление атрибутного сертификата, содержащего информацию о полномочиях физлица на подписание электронного документа от имени этой организации, не требуется.

 

Назначение и применение ЭЦП

Расширены цели использования ЭЦП:

  • ЭЦП может быть использована для подписания электронной копии документа на бумажном носителе;
  • ЭЦП может быть использована для иных целей, предусмотренных Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Электронная копия документа на бумажном носителе после подписания ЭЦП лица, изготовившего эту электронную копию, приобретает юридическую силу и может использоваться в переписке госорганов и других государственных организаций при осуществлении ими функций, возложенных на них НПА Республики Беларусь, а также в иных случаях и порядке, установленных законодательством Республики Беларусь.

ЭЦП организации может применяться:

  • в качестве аналога оттиска печати организации;
  • совместно с ЭЦП физического лица, если информация о полномочиях этого физического лица, предоставленных ему от имени этой организации, не содержится в атрибутном сертификате;
  • для создания и (или) подписания электронных документов посредством автоматизированных информационных систем без участия физического лица;
  • в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Одной ЭЦП могут быть подписаны несколько связанных между собой электронных документов (пакет электронных документов). В то же время один электронный документ может быть подписан несколькими ЭЦП, если законодательством Республики Беларусь и (или) соглашением сторон предусмотрено, что документ должен подписываться несколькими лицами.

 

Владелец личного ключа

Ранее владельцем личного ключа являлись организация или физлицо, осуществившие выработку личного ключа с использованием сертифицированного средства ЭЦП. Теперь допускается, что владельцем личного ключа в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, могут являться организация или физлицо, для которых поставщиком услуг выработан личный ключ. В этом случае поставщик услуг обязан хранить в тайне личный ключ и обеспечивать защиту личного ключа от случайного уничтожения или модификации (изменения).

 

Проверка принадлежности личного ключа

Ранее принадлежность открытого ключа владельцу личного ключа удостоверялась путем постановки на карточке открытого ключа собственноручной подписи представителя и оттиска печати владельца личного ключа, являющегося организацией, или собственноручной подписи владельца личного ключа, являющегося физлицом. Согласно Закону № 143-З при обращении организации или физлица к поставщику услуг за изданием сертификата открытого ключа поставщиком услуг осуществляется проверка принадлежности личного ключа его владельцу в порядке, установленном Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь.

 

Атрибутный сертификат

Атрибутный сертификат подтверждает связь физлица, являющегося владельцем личного ключа, с организацией или физлицом, от имени которых этому физлицу предоставлены полномочия и которые являются владельцем атрибутного сертификата. Одному лицу может принадлежать несколько атрибутных сертификатов. Атрибутный сертификат подписывается ЭЦП поставщика услуг, издавшего этот атрибутный сертификат.

Закон № 143-З установил перечень информации, которую должен содержать атрибутный сертификат.

Пользователем атрибутного сертификата являются организация или физлицо, которым предоставляется атрибутный сертификат для проверки полномочий физлица.

 

Распространение открытого ключа, атрибутного сертификата и их отзыв

Распространение атрибутного сертификата осуществляется в целях получения всеми заинтересованными организациями и физлицами информации о полномочиях физического лица, являющегося владельцем личного ключа, предоставленных ему от имени организации или другого физического лица.

Открытый ключ, атрибутный сертификат распространяются владельцем открытого ключа или поставщиком услуг. Атрибутный сертификат может также распространяться организацией или физическим лицом, от имени которых другому физическому лицу предоставляются полномочия, информация о которых содержится в этом атрибутном сертификате.

Закон № 143-З предоставил владельцу атрибутного сертификата право отозвать атрибутный сертификат. При этом владелец атрибутного сертификата обязан осуществить отзыв атрибутного сертификата способом, позволяющим пользователям атрибутного сертификата получить информацию о его отзыве. Отзыв открытого ключа влечет за собой отзыв сертификата этого открытого ключа, а также отзыв атрибутного сертификата.

В случае необходимости отзыва открытого ключа, атрибутного сертификата у поставщика услуг, который издал сертификат этого открытого ключа, атрибутный сертификат, владелец открытого ключа, владелец атрибутного сертификата обращаются с соответствующим заявлением к указанному поставщику услуг.

 

Государственная система управления открытыми ключами

Изменились функции Государственной системы управления открытыми ключами. Например, исключается хранение карточек открытых ключей. В то же время добавились функции предоставления информации о действительности сертификатов открытых ключей, атрибутных сертификатов; проставления штампа времени.

Государственная система управления открытыми ключами строится как иерархическая инфраструктура открытых ключей и состоит из корневого удостоверяющего центра, подчиненного ему республиканского удостоверяющего центра и регистрационных центров.

 

Признание иностранного сертификата открытого ключа

Иностранный сертификат открытого ключа, соответствующий требованиям законодательства иностранного государства, в котором этот сертификат издан, может быть признан на территории Республики Беларусь в случаях и порядке, определенных международным договором Республики Беларусь, либо путем взаимного признания сертификатов открытых ключей, либо путем установления доверия к нему доверенной третьей стороной.

Доверенной третьей стороной является определенная Президентом Республики Беларусь организация, осуществляющая функции по признанию подлинности электронных документов при межгосударственном электронном взаимодействии.

Закон № 143-З вступил в силу 18 февраля 2019 г.