Кто должен выписывать командировочные удостоверения и оформлять приказы о выбытии работников в командировку?
Согласно ст. 91 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению нанимателя на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне места его постоянной работы. Не считаются служебными командировками служебные поездки работников, постоянная работа которых протекает в пути или носит разъездной либо подвижной характер, а также в пределах населенного пункта, где располагается наниматель.
Статьей 93 ТК определено, что направление работников в служебную командировку оформляется приказом (распоряжением) нанимателя с выдачей командировочного удостоверения установленной формы. Форма командировочного удостоверения приведена в приложении 1 к Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.04.2000 № 35, которая действует сегодня в редакции постановления от 29.02.2008 № 29 (далее - Инструкция). В соответствии с п. 2 Инструкции регистрация работников, выбывающих в служебную командировку, ведется в специальных журналах по форме согласно приложению 3 к Инструкции. Приказом нанимателя назначается работник, ответственный за ведение журнала регистрации.
Таким образом, наниматель сам определяет лицо, ответственное за оформление документов о командировках работников, в том числе командировочного удостоверения и приказа. Традиционно данные виды документов по номенклатуре дел организации относят к кадровой службе. В небольших организациях, где нет кадровой службы как отдельного структурного подразделения, документы о командировании оформляет работник, ответственный за ведение кадрового делопроизводства.
Александр ГОРБАЧ, юрист