Несанкционированное подключение к электропроводящей сети: проблемы доказывания и взыскания убытков
Несмотря на стремительное развитие прогресса, незаконное подключение электроэнергии от линий электропередач все еще остается одной из основных проблем как для энергетиков, так и для абонентов.
Тех, кто пользуется электроэнергией, даже не особо пугает штраф за незаконное подключение к электросети. А ведь тем временем самовольное подключение выполняется зачастую без соблюдения соответствующих норм и правил, что может привести к пожару или удару током. Конечно, принимаются меры — приостанавливается подача электроэнергии, взымаются штрафы. Но иногда этого мало.
Государство вполне справедливо считает несанкционированное подключение к электросети административным правонарушением. В ст. 20.10 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) установлена ответственность за самовольное подключение приемников электрической или тепловой энергии, либо безучетное потребление такой энергии, либо повреждение расчетных приборов учета расхода такой энергии или нарушение схем их подключения, либо самовольный забор сетевой воды из систем теплоснабжения, а равно иные нарушения правил пользования электрической или тепловой энергией в виде штрафа в 5-кратном размере суммы причиненного ущерба.
Чтобы не стать жертвой обстоятельств и исключить самовольное подключение к электроэнергии, необходимо воспользоваться поддержкой специалистов энергосбыта.
Классификация потребителей энергии
Потребители электрической и тепловой энергии подразделяются на две категории: абоненты и субабоненты.
В соответствии с Правилами пользования электрической энергией, утвержденными приказом Министерства топлива и энергетики Республики Беларусь от 30.04.1996 № 28 (далее —Правила пользования электрической энергией) потребителем электрической энергии является физическое или юридическое лицо, электрические сети и электроустановки которого присоединены к сетям энергоснабжающей организации.
Абонентом энергоснабжающей организации является потребитель, электрические сети и электроустановки которого непосредственно присоединены к сетям энергоснабжающей организации, имеющий границу балансовой принадлежности электрических сетей и заключенный договор на энергоснабжение. Для бытовых потребителей ¾ это квартира, строение или группа территориально объединенных строений личной собственности.
Субабонентом энергоснабжающей организации является потребитель, электрические сети и электроустановки которого непосредственно присоединены к электрическим сетям абонента энергоснабжающей организации и имеющий с ним договор на снабжение электрической энергией.
Таким образом, для того чтобы лицо было признано субабонентом, у абонента должен быть заключен с ним соответствующий договор энергоснабжения. Если такого договора нет ¾ данное лицо может считаться только потребителем электрической энергии.
Ответственен абонент
В практике хозяйствования, особенно в строительстве, возможны ситуации, когда к внутренним сетям абонента без его ведома и заключенного договора подключаются и потребляют электрическую энергию другие потребители. Как поступить абоненту в данной ситуации?
Согласно п. 1.4 Правил пользования электрической энергией основным правовым документом, регулирующим взаимоотношение сторон при снабжении электроэнергией,является договор между потребителем (абонентом) и энергоснабжающей организацией, заключаемый на началах добровольности и равноправия сторон с учетом требований законодательных и иных нормативных актов, действующих на момент заключения договора. Потребитель, осуществляющий снабжение электрической энергией через свою сеть других потребителей и осуществляющий расчеты с ними, пользуется в отношении таких потребителей в части расчетов правами энергоснабжающей организации.
Согласно п. 2.1 Положения о присоединении электроустановок потребителей к электрическим сетям энергосистемы, утвержденного приказом Министерства топлива и энергетики Республики Беларусь 30.04.1996 № 28 (далее ¾ Положение о присоединении электроустановок), границы ответственности между потребителями и энергоснабжающей организацией за состояние и обслуживание электроустановок определяется их балансовой принадлежностью и фиксируется в прилагаемом к договору акте разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон.
Обязательным условием заключения договора на снабжение электроэнергией является наличие у потребителя:
- акта границ балансовой принадлежности и ответственности сторон между энергоснабжающей организацией и потребителем (абонентом);
- приборов учета, готовых к эксплуатации и установленных в соответствии с Инструкцией по организации учета электрической энергии, утвержденной приказом Министерства топлива и энергетики Республики Беларусь 30.04.1996 № 28 (далее - Инструкция по организации учета электрической энергии).
В соответствии со ст. 514 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при использовании энергии.
Пунктом 4.8 Положения о присоединении электроустановок предусмотрено, что ответственность за сохранность и целостность технических средств коммерческого учета возлагается на организацию, в помещении которой установлены указанные средства, вне зависимости от их ведомственной принадлежности.
Кроме того, п. 5.7.1 и 5.7.5 Положения о присоединении электроустановок в частности предусмотрено, что потребитель обязан производить проверку состояния, профилактические испытания и ремонт, принадлежащих ему электроустановок и защитных средств, обеспечивать необходимый учет электроэнергии и мощности в соответствии с требованиями Правил устройства электроустановок и Инструкции по организации учета электрической энергии и сохранность информации о потреблении электроэнергии и мощности в течение срока исковой давности. В соответствии с п. 5.9.1 указанного нормативного акта потребитель обязан немедленно сообщить в электроснабжающую организацию и в органы госэнергонадзора о всех нарушениях схемы учета и неисправностях в работе расчетных приборов учета.
Согласно п. 5.8 Положения о присоединении электроустановок осуществление надзора энергоснабжающей организацией и органами государственного энергонадзора не снимает ответственности с потребителей, независимо от их хозяйственной деятельности и форм собственности, за соблюдение Правил устройства электроустановок, Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей и других директивных документов.
Таким образом, абонент сам обязан обеспечить надлежащее содержание внутренних электрических сетей и предотвратить несанкционированное подключение к его электрическим сетям. Расчеты с энергоснабжающей организацией за всю потребленную абонентом и третьими лицами электроэнергию обязан осуществить абонент, если иное не установлено в договоре между третьими лицами и энергоснабжающей организацией (абонентом).
Как поймать за руку?
Как в последующем взыскать суммы за использованную электроэнергию с третьих лиц? Статьи 14 и 971 ГК предоставляют абоненту такую возможность. Есть два варианта определения предмета и основания исковых требований:
- Взыскание убытков в виде реального ущерба от оплаты стоимости излишней электроэнергии, потребленной третьими лицами на основании ст. 14 ГК.
- Взыскание стоимости неосновательного обогащения с третьих лиц, произошедшего вследствие потребления ими электроэнергии абонента без договорных на то оснований, в соответствии со ст. 971 ГК.
В первом случае важным моментом является наличие самого факта понесения ущерба, то есть осуществления абонентом оплаты перерасхода электроэнергии энергоснабжающей организации.
Основная проблема, с которой столкнется в хозяйственном суде истец —пострадавший абонент, это доказывание самого факта незаконного потребления электрической энергии и размера ущерба. Поскольку у третьих лиц по определению отсутствовали приборы учета электрической энергии, рассчитать объем потребленного ими электричества проблематично. Кроме того, просто «поймать за руку» такого «энергетического вампира» тут недостаточно - в суде потребуются соответствующие доказательства в соответствии с принципом допустимости доказательств. Выходом может явиться лишь предварительное (до обращения в суд) обращение ссоответствующим заявлением в уполномоченную государственную энергетическую организацию - энергонадзор. Кроме того, не лишним будет инициирование вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности по ст. 20.10 КоАП.
Согласно п. 3-5 Положения о государственном энергетическом надзоре в Республике Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.01.1998 № 26, органы государственного энергетического надзора в соответствии с возложенными на них задачами контролируют:
- соблюдение потребителями правил устройства электроустановок, технической эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок, правил по технике безопасности при их эксплуатации;
- соблюдение потребителями и энергоснабжающими организациями правил пользования электрической и тепловой энергией по вопросам, относящимся к компетенции органов государственного энергетического надзора.
Органами, осуществляющими государственный энергетический надзор, являются управление государственного энергетического и газового надзора и охраны труда Министерства энергетики Республики Беларусь, управление государственного энергетического надзора государственного производственного объединения электроэнергетики «Белэнерго», филиалы «Энергонадзор» республиканских унитарных предприятий электроэнергетики, входящих в состав этого объединения. Последние вправе составить акт о самовольном подключении оборудования, устройств и приборов третьих лиц к сети энергоснабжения, указав наименование, мощность и др. необходимые сведения. Акт действителен и при отказе юридического или физического лица, или их совершеннолетнего представителя, от подписи. В последующем такой документ может являться доказательством факта незаконного подключения. Кроме того, используя содержащиеся в акте сведения об энергопотребляющих установках третьих лиц можно произвести расчет объема незаконного потребления электроэнергии.
Методика такого расчета содержится в Методических указаниях Белорусского государственного энергетического концерна от 14.05.1998 по применению Порядка определения размера ущерба, причиненного при нарушениях в использовании электрической и тепловой энергии, согласованного Минюстом, Минфином и Минэкономики и утвержденного 17.04.1997 заместителем министра Минтопэнерго Республики Беларусь. Указанные Методические указания являются пособием для персонала государственного энергетического надзора Республики Беларусь, оформляющего акты на потребителей по выявленным фактам:
- безучетного потребления (хищения) электрической энергии;
- самовольного подключения к электрическим сетям электроустановок потребителей, жилых домов, коттеджей и других объектов;
- увеличения мощности сверх величины, разрешенной по техническим условиям;
- в случае повреждения приборов учета, нарушения схем их подключения, срыва пломб энергоснабжающей организации и метрологических лабораторий с приборов и систем учета электроэнергии.
Сумма причиненного энергоснабжающей организации ущерба определяется как стоимость электрической энергии, рассчитанной, исходя из ее потребления в течение документально подтвержденного срока фактического присоединения оборудования, устройств, приборов и их мощности в пределах срока исковой давности. При отсутствии документального подтверждения даты фактического присоединения к сети энергоснабжения размер причиненного ущерба определяется как стоимость энергии, потребление которой рассчитано исходя из присоединенной мощности оборудования устройств и приборов в течение одного года. Нормативы потребления электрической энергии различными приборами приведены в приложении к указанным Методическим рекомендациям. Стоимость потребленной с нарушениями энергии определяется по тарифам, действующим на момент составления энергоснабжающей организацией соответствующего акта.
Факт незаконного подключения и объем потребленной энергии может быть доказан в хозяйственном суде при наличии соответствующего акта, а также отражения данного обстоятельства в постановлении по административному делу, если оно также было инициировано абонентом. Факты, отраженные в постановлении по административному делу,будут в последующем иметь преюдициальное значение для хозяйственного суда, то есть будут являться фактами, не требующими дополнительных доказательств.