Квартирные товарищества в Эстонии: есть чему поучиться

Автор: Александр ГОРБАЧ - .

Проблемам развития союзов и ассоциаций в жилищном секторе и стратегии их сотрудничества с местными и государственными органами власти было посвящено заседание круглого стола, организаторами которого выступили Ресурсный центр БГТУ, Международная ассоциация менеджмента недвижимости и Союз квартирных товариществ г. Тарту (Эстония).

Многочисленная эстонская делегация была представлена не только «функционерами» Союза квартирных товариществ, но и представителями мэрии г. Тарту, поэтому все, что рассказывали гости, представляло для их белорусских коллег особый интерес. Кстати, накануне эстонцы уже успели ознакомиться в некоторой степени с белорусскими реалиями и поделиться собственным опытом, посетив Администрацию Первомайского района г. Минска и квартал «Зеленый бор» в д. Боровляны, где также присутствовали представители Минского райисполкома.

Тартуский союз квартирных товариществ был создан в 2009 г., в настоящее время он насчитывает около 230 членов (квартирных товариществ (КТ)). Если учитывать, что в Тарту около 100 тыс. жителей, то это, пожалуй, немало. Союз предоставляет своим членам услуги юриста, советника по хозяйственной части, ревизора, бухгалтера, кроме того, занимается организацией различных обучающих семинаров, способствует обмену опытом между эстонскими городами и городами других стран.

Совместное домовладение как явление в Эстонии появилось с 1994 года, благодаря все тому же процессу приватизации жилищного фонда, оставшегося в наследие от СССР. При разработке Закона о квартирных товариществах, который действует в этой стране с того же 1994 г., брался опыт Швеции, Финляндии, Канады и других стран.

К созданию товариществ, из рассказа эстонских коллег, подход был серьезный, взвешенный. Например, в каждом доме перед созданием КТ энергоснабжающими организациями были установлены общие приборы учета, индивидуальные договоры у владельцев квартир остались только с электросетями, только с ними по электросчетчикам собственники рассчитываются индивидуально, все остальное – через товарищество.

Вообще же, совместное домовладение по-эстонски имеет некоторые интересные отличия от белорусского. Например, там, как и у нас, в распоряжении квартирного товарищества находится весь дом как целостное здание, однако в состав общего имущества входят не только коммуникации, лифты, чердаки, подвалы, но и балконы, лоджии, которые может красить или стеклить только само товарищество, но никак не собственник квартиры. То есть, балконы и лоджии частью квартиры не являются.

Общее собрание эстонского КТ утверждает такие документы как устав (который, кстати, в настоящее время не для всех обязателен), внутренний распорядок дома, хозяйственный план на каждый год, зарплату руководителя, а также устанавливает размер паевого взноса. Собрание собственников также избирает правление, члены которого несут субсидиарную ответственность за любые убытки, причиненные товариществу по их вине, в том числе, если они чего-то недосмотрели или недобдили. Например, если правление не взыскало вовремя с какого-то собственника задолженность по оплате коммунальных услуг, то членам правления придется выложить эту сумму из собственного кармана.

Работа руководителя КТ, по словам эстонских коллег, иногда может смахивать больше на хобби, в том плане, что оплата за эту работу может быть символическая. Главное – чтобы человек, являющийся руководителем, был заинтересован в порядке, в поддержании дома в надлежащем состоянии.

Затрагивались на круглом столе и вопросы взаимодействия квартирных товариществ и их союзов с органами местной власти. Так, после вступления в 2004 г. Эстонии в Европейский Союз квартирные товарищества получили от государства значительную помощь в организации энергосбережения зданий, ЕС была оказана также поддержка для реновации домов. Кстати, после утепления экономия энергоресурсов в домах составила 45-47%.

Городская управа города Тарту профинансировала до половины стоимости реконструкции и расширения парковочных зон, значительные средства выделяются также на обустройство велосипедных парковок, постройку домиков с мусорными контейнерами  и особенно модных теперь на Западе подземных контейнеров для мусора, которые не только имеют преимущества перед обычными в эстетическом и санитарном плане, но и позволяют значительно сэкономить средства собственников. По заявке квартирного товарищества в Тарту городские власти на безвозмездной основе ежегодно обновляют песок на детских площадках, совместно с товариществами организовывают кампании по сбору и утилизации крупногабаритного мусора, акции по сбору осенней листвы, подготовку гранитной крошки для посыпки зимой тротуаров.

Да, кстати, в Эстонии все жалобы жильцов (собственников) рассматриваются правлением квартирного товарищества, но никак не мэрией или кем бы там ни было еще. У них такой практики нет – жаловаться на товарищество городским властям, такие жалобы там просто никто не будет рассматривать. Ни муниципальные органы, ни органы государственной власти не вмешиваются в работу товариществ, а лишь способствуют им в их работе, помогают.

Законодательство о квартирных товариществах в Эстонии постоянно совершенствуется, уточняется. Так, недавно в нем прописали, что все долги по квартире привязываются именно к квартире, а не к ее собственнику. Если покупатель не проверил, есть ли у продавца задолженность перед товариществом или кем бы то ни было еще, то став владельцем квартиры с долгами, будет в последствии оплачивать эти долги сам. С 2018 г. вступит в силу новый Закон, который также несет в себе ряд новшеств.

В целом сложилось впечатление, что эстонский опыт белорусским коллегам не просто понравился, но вызывал даже некоторое чувство зависти.

Наш telegram-канал