Правила установки спутниковых антенн и кондиционеров

Автор: Алексей ПАВЛОВСКИЙ, юрист.

Положение об условиях и порядке установки на крышах и фасадах многоквартирных жилых домов индивидуальных антенн и иных конструкций (далее — Положение), утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2013 № 384 (далее — постановление № 384), успело наделать шума в Интернете еще до того, как его содержание стало доступно широкой публике.

Внимание: информация, изложенная в настоящее статье, устарела. Актуальная информация по этой теме ТУТ.

Несведущий народ, а точнее сказать интернетные писаки, жаждущие сенсаций и видящие их во всем и вся, шарахнулись только от одного названия этого документа, и «пошла писать губерния»: Караул, белорусам запрещают смотреть спутниковое телевидение! Спутниковая антенна — только с разрешения администрации! и т.д. Каких только громких заголовков, качующих с одного сайта на другой, не пришлось увидеть в Интернете.

Между тем, мало кто задумывался, что вопросы установки тех же спутниковых антенн и ранее регулировались Положением о порядке переустройства и перепланировки жилых помещений в многоквартирных жилых домах, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2006 № 1805, признанным теперь утратившим силу. Только называлось там это все инженерным оборудованием. Теперь же Правительство посчитало такое оборудование заслуживающим отдельного Положения, детализировав многие нормы, где-то, может, и усложнив процедуру различных согласований и разрешений.

Однако кому, как не нам, знать, сколько было различных споров и тяжб даже между соседями — один повесил «тарелку» и удовлетворяется достижениями НТП, второй жалуется во все инстанции: «Снимите!», «Запретите!», «Она мне вид из окна портит, и вообще жить спокойно мешает…» (есть такие люди, которым не дает спокойно жить соседская спутниковая антенна или новая машина). Вопросы подобного рода неоднократно приходили и к нам в редакцию. Поэтому без лишней скромности и со знанием дела можем сказать однозначно: регулирование в этом деле необходимо! Ну, а насколько это удалось Правительству, покажет практика.

Мы же пробежимся по содержанию Положения, чтобы знать, как и что.

 

Общие положения нового Положения

Итак,согласно п. 1 Положения, впрочем, как и его названию, этим документом определяются условия и порядок установки на крышах и фасадах многоквартирных жилых домов индивидуальных антенн и иных конструкций. При этом для целей Положения используются следующие термины и их определения:

  • индивидуальные антенны и иные конструкции — это любые виды индивидуального антенного оборудования, в том числе используемого для приема телевизионных программ наземного и спутникового вещания, оборудование, применяемое для кондиционирования воздуха (далее — инженерное оборудование), а также конструкции для сушки белья;
  • инициатор установки инженерного оборудования (далее — инициатор) — гражданин (собственник жилого и (или) нежилого помещений частного жилищного фонда, наниматель жилого помещения государственного жилищного фонда), гражданин, являющийся членом организации застройщиков (далее — гражданин), а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые инициируют установку инженерного оборудования на крышах и фасадах многоквартирных жилых домов;
  • самовольная установка инженерного оборудования — установка инженерного оборудования на крышах и фасадах многоквартирных жилых домов, произведенная без разрешения районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе (далее — местный исполнительный и распорядительный орган).

Пункт 3 Положения говорит о том, что установка инженерного оборудования на крышах и фасадах многоквартирных жилых домов (далее — установка инженерного оборудования) производится после получения разрешения местного исполнительного и распорядительного органа в соответствии с проектной документацией (далее — проект). В то же время не требуется получение разрешения местного исполнительного и распорядительного органа и разработка проекта на установку конструкций для сушки белья. Но данные конструкции могут устанавливаться только в пределах внутреннего пространства балкона и лоджии.

 

Порядок получения разрешения

Согласно п. 4 Положения для получения разрешения на установку инженерного оборудования гражданин, который инициирует установку инженерного оборудования, подает в местный исполнительный и распорядительный орган заявление и представляет документы, перечисленные в п. 1.1.211 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан». В этот список входят:

  • заявление;
  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • технический паспорт и документ, подтверждающий право собственности на помещение, — для собственника помещения;
  • план-схема фрагмента крыши, фасада жилого дома с указанием месторасположения устанавливаемой конструкции, составленный в произвольной форме.

Для получения разрешения на установку инженерного оборудования юридическое лицо, ИП, которые инициируют установку инженерного оборудования, подают в местный исполнительный и распорядительный орган заявление и представляют документы, указанные в п. 8.1.9 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156, а именно:

  • заявление;
  • технический паспорт и документ, подтверждающий право собственности, право хозяйственного ведения или оперативного управления на помещение;
  • план-схему фрагмента крыши, фасада жилого дома с указанием месторасположения устанавливаемой конструкции.

При рассмотрении заявления о разрешении установки инженерного оборудования инициатор в согласованное с ним время обязан предоставить доступ в жилое и (или) нежилое помещения представителям организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги. По результатам осмотра фасада (наружных стен жилого и (или) нежилого помещений) или крыши многоквартирного жилого дома (в зависимости от места установки инженерного оборудования) составляется акт их технического осмотра, в котором приводятся сведения о техническом состоянии фасада или крыши. Такой акт составляется в произвольной форме, подписывается инициатором и уполномоченным должностным лицом организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги, и утверждается представителем местного исполнительного и распорядительного органа.

На основании документов, представленных инициатором, и акта технического осмотра местный исполнительный и распорядительный орган не позднее одного месяца со дня подачи заявления принимает решение о разрешении установки инженерного оборудования либо об отказе с указанием мотива отказа и сообщает об этом инициатору.

Основания для отказа в разрешении установки инженерного оборудования перечислены в п. 7 Положения, ими являются:

  • представление инициатором документов, в которых содержатся недостоверные сведения;
  • нарушение в результате установки инженерного оборудования режима работы инженерных систем и инженерно-технического оборудования жилого дома или отдельных помещений;
  • увеличение в результате установки инженерного оборудования предельно допустимых расчетных инженерных нагрузок на одно жилое и (или) одно нежилое помещения;
  • снижение в результате установки инженерного оборудования эксплуатационной пригодности жилого дома и возникновение угрозы обрушения его конструкций;
  • запрещение местным исполнительным и распорядительным органом установки инженерного оборудования на фасадах жилых домов, внесенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, а также на фасадах жилых домов, выходящих на главные улицы и площади.

Отказ в разрешении установки инженерного оборудования, согласно п. 8 Положения может быть обжалован инициатором в вышестоящий орган и (или) в суд.


Порядок производства и приемки работ

Согласно п. 9 Положения для выполнения работ по установке инженерного оборудования инициатор после получения разрешения местного исполнительного и распорядительного органа в установленном порядке заключает договор подряда на выполнение проектных работ с разработчиком проектной документации. Разработчик проектной документации согласовывает проект со структурным подразделением местного исполнительного и распорядительного органа, осуществляющим государственно-властные полномочия в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности на территории административно-территориальной единицы, и организацией, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги.

Важно, что работы по установке инженерного оборудования должны выполняться на основании договора строительного подряда с юридическим или физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем, имеющим право на осуществление архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (далее — подрядчик).

В случае повреждения подрядчиком инженерных систем жилого дома, появления деформаций, трещин и других изменений в несущих и ограждающих конструкциях здания работы по установке инженерного оборудования следует немедленно прекратить и принять меры по недопущению усиления этих деформаций и изменений, а также информировать организацию, осуществляющую эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющую жилищно-коммунальные услуги. Выявленные повреждения и их последствия устраняются за счет средств лиц, допустивших такие повреждения.

Если эти повреждения не могут быть устранены незамедлительно, то все работы по установке инженерного оборудования приостанавливаются. Подрядчик и (или) инициатор не позднее первого рабочего дня, следующего за днем обнаружения повреждения, создают комиссию, в которую кроме них входит представитель организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги, а также при необходимости разработчик проектной документации. Указанная комиссия в двухдневный срок со дня ее создания принимает решение о возможности дальнейшего продолжения работ по установке инженерного оборудования после устранения повреждений либо вносит предложение в местный исполнительный и распорядительный орган об их запрете и выполнении восстановительных работ.

При устранении причин, послуживших основанием для запрета выполнения работ по установке инженерного оборудования, запрет может быть отменен местным исполнительным и распорядительным органом.

Пунктом 12 Положения установлено, что завершение работ по установке инженерного оборудования подтверждается актом приемки выполненных работ по установке индивидуальных антенн и иных конструкций по форме, утверждаемой Министерством архитектуры и строительства. Приемочная комиссия и ее председатель назначаются местным исполнительным и распорядительным органом не менее чем за 30 дней до начала приемки ею выполненных работ. Даты начала и окончания работы этой комиссии определяет инициатор с учетом установленного срока приемки выполненных работ. В состав приемочной комиссии входят:

  • инициатор;
  • подрядчик или их представители;
  • представители организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги, и разработчика проектной документации.

Инициатор обязан предъявить приемочной комиссии следующие документы:

  • разрешение местного исполнительного и распорядительного органа;
  • разработанный и согласованный в установленном порядке проект;
  • договор строительного подряда.

Акт приемки выполненных работ по установке индивидуальных антенн и иных конструкций подписывается всеми членами приемочной комиссии. Этот акт составляется в пяти экземплярах, два из которых представляются в местный исполнительный и распорядительный орган, два — инициатору и один экземпляр — подрядчику.

Пункт 15 Положения говорит о том, что выполненные работы по установке инженерного оборудования не подлежат приемке в случаях:

  • если они проведены с отступлениями от проекта;
  • если они проведены с нарушениями требований технических нормативных правовых актов. Приемка таких работ возможна после устранения замечаний, указанных в акте приемки выполненных работ по установке индивидуальных антенн и иных конструкций.

В свою очередь инициатор, как того требует п. 16 Положения, обязан содержать установленное инженерное оборудование в технически исправном состоянии и своевременно выполнять работы по его ремонту, в том числе обеспечению надлежащего внешнего вида. Неисправное инженерное оборудование подлежит демонтажу.

 

Самовольная установка

«К сожалению, имеют место случаи…» — эта фраза присуща, пожалуй, каждому отчету, докладу и другим официальным документам. Вот и разработчики Положения тоже предусмотрели такие случаи, которые вызывают потом сожаление.

Согласно п. 17 Положения самовольная установка инженерного оборудования запрещена.

Пункт 18 Положения говорит о том, что гражданин, юридическое лицо и ИП, осуществившие самовольную установку инженерного оборудования, обязаны получить соответствующее разрешение в порядке, установленном Положением. То есть, в принципе, возможно сразу установить, а потом уже узаконивать. Но разрешение самовольной установки инженерного оборудования может быть получено в случае, если выполненные работы по установке этого оборудования не влияют на безопасность эксплуатируемого здания и соответствуют требованиям технических нормативных правовых актов. Подтверждение соответствия оформляется в виде технического заключения по результатам общего или при необходимости детального обследования строительных конструкций и инженерных систем, проведенного в установленном порядке в соответствии с техническими нормативными правовыми актами юридическим или физическим лицом, в том числе ИП, имеющим право на осуществление данного вида деятельности в соответствии с законодательством. Такие обследования проводятся по заказу и за счет средств гражданина, юридического лица и ИП, осуществивших самовольную установку инженерного оборудования.

Однако в случае отказа местного исполнительного и распорядительного органа в разрешении самовольной установки инженерного оборудования в срок, установленный местным исполнительным и распорядительным органом, инженерное оборудование демонтируется, крыша и фасад многоквартирного жилого дома приводятся в прежнее состояние лицом, осуществившим самовольную установку инженерного оборудования, или за его счет по решению местного исполнительного и распорядительного органа.

Ну, и, конечно, как же без ответственности. Согласно п. 20 Положения гражданин, юридическое лицо и ИП, осуществившие самовольную установку инженерного оборудования, несут ответственность согласно законодательным актам.

Имеется в виду, конечно же, ст. 21.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП), согласно которой самовольные переоборудование, перекрашивание или иное изменение балконов, лоджий и других архитектурных и конструктивных элементов фасадов жилых домов, иных зданий и сооружений, установка на фасадах, балконах, лоджиях, крышах спутниковых и иных антенн, а равно непринятие мер по поддержанию в надлежащем состоянии внешнего вида жилых домов, иных зданий, сооружений и ограждений влекут наложение штрафа в размере от 2 до 15 базовых величин.