Порядок расчетов и внесения платы за жилищно- коммунальные услуги и пользование жилыми помещениями

Автор: Александр ГОРБАЧ, юрист.

Как уже сообщалось нами ранее, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.06.2014 № 571 (далее – постановление № 571) утверждено Положение о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда (далее – Положение).

Данный документ принят Правительством в соответствии с частью 2 подпункта 1.4 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 05.12.2013 г. № 550 «О некоторых вопросах регулирования тарифов (цен) на жилищно-коммунальные услуги и внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь». Постановлением также внесены некоторые изменения и дополнения в предыдущие постановления Совмина, как например, в:

  • постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.12.2005  № 1466 «Об утверждении Положения о порядке перерасчетов платы за некоторые виды коммунальных услуг и приостановления (возобновления) предоставления коммунальных услуг».
  • постановление Совета Министров Республики Беларусь от 07.03.2008  № 345 «О порядке возмещения юридическим лицам Республики Беларусь расходов на предоставление отдельным категориям граждан льгот по оплате потребляемых ими жилищно-коммунальных услуг, услуг транспорта, услуг электросвязи и почтовой связи»;
  • постановление Совета Министров Республики Беларусь от 05.04.2013  № 269 «Об утверждении Положения об общежитиях и типового договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда в общежитии и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь».

Все эти изменения и дополнения требуют отдельного комментирования, будем надеяться, что со временем у нас до этого дойдут руки.

Пока же отметим более важный, на наш взгляд, момент: постановлением № 571 наконец-то отменено постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.08.1999 № 1332 «Об упорядочении расчетов населения за пользование жилыми помещениями и коммунальными услугами», которое за почти пятнадцатилетнюю свою историю претерпело многочисленные изменения и дополнения, и в котором было уже иногда весьма сложно разобраться. Теперь этот документ заменен комментируемым нами Положением, которое, кстати, вступило в силу 27 июня 2014 года.

 

Сфера применения

В пункте 1 Положения говорится, что этим документом устанавливается порядок расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ), а также платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда. Как видим, сфера применения документа конкретно не определена, то есть, если по отношению к плате за пользование жилыми помещениями понятно, что речь идет лишь о жилых помещениях государственного жилищного фонда, то по отношению к порядку расчетов и внесения платы за ЖКУ такого не скажешь. Нигде прямо не следует, что установленный Положением порядок обязателен, в том числе, и для организаций, владеющих частным жилищным фондом, тех же товариществ собственников и организаций застройщиков (ЖПК). Тем не менее, мы бы советовали понимать это именно так и не заниматься самодеятельностью. Во всяком случае, если ТС и ЖПК будут исходить именно из того, что этот порядок обязателен и для них, то ошибки точно не будет.

 

Терминология

В Положении установлено, что для его целей используются термины в значениях, определенных Жилищным кодексом Республики Беларусь (далее – ЖК), а также следующие термины и их определения:

  • безучетное потребление коммунальных услуг – потребление коммунальных услуг (горячее и холодное водоснабжение, газо-, электро- и теплоснабжение) с нарушением установленных договором на оказание жилищно-коммунальных услуг и (или) законодательством требований к организации расчетного учета потребления коммунальных услуг со стороны плательщика жилищно-коммунальных услуг, выразившееся во вмешательстве в работу прибора индивидуального учета расхода воды, газа, тепловой и электрической энергии, несоблюдении установленных законодательством сроков метрологической поверки или необеспечении сохранности прибора индивидуального учета расхода воды, газа, тепловой и электрической энергии, обязанность по соблюдению или обеспечению которых возложена на плательщика жилищно-коммунальных услуг, а также в иных действиях плательщика жилищно-коммунальных услуг, приведших к искажению данных о фактическом объеме потребления коммунальных услуг;
  • вмешательство в работу прибора индивидуального учета расхода воды, газа, тепловой и электрической энергии – повреждение прибора индивидуального учета расхода воды, газа, тепловой и электрической энергии, измерительных трансформаторов тока, срыв (повреждение) пломб на приборах индивидуального учета расхода воды, газа, тепловой и электрической энергии, измерительных трансформаторах тока, коммутационных аппаратах или клеммниках, установленных в электрических цепях приборов индивидуального учета расхода электрической энергии, либо применение устройств и приспособлений, искажающих показания приборов индивидуального учета расхода воды, газа, тепловой и электрической энергии;
  • газовый отопительный прибор – газовое оборудование, использующее газ в качестве топлива в целях выработки тепловой энергии для теплоснабжения (отопления) или теплоснабжения (отопления) и горячего водоснабжения (подогрева воды) жилых и (или) нежилых помещений;
  • исполнитель – юридическое лицо, его филиал, представительство, иное обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения юридического лица, или индивидуальный предприниматель, оказывающие плательщикам жилищно-коммунальных услуг такие услуги на основе договоров, если иное не установлено законодательством;
  • плательщик жилищно-коммунальных услуг – собственник жилого и (или) нежилого помещения, наниматель, поднаниматель жилого помещения, арендатор жилого помещения, член организации застройщиков, дольщик, заключивший договор, предусматривающий передачу ему во владение и пользование объекта долевого строительства (при оказании услуг электроснабжения – абонент, услуг газоснабжения – потребитель газа);
  • платежный документ – извещение о размере платы за жилищно-коммунальные услуги, платы за пользование жилым помещением, в котором указываются информация о тарифах на жилищно-коммунальные услуги и за пользование жилым помещением, перечень и объемы оказанных основных и дополнительных жилищно-коммунальных услуг, а также содержится расшифровка фактических затрат по техническому обслуживанию;
  • подогрев воды – расход тепловой энергии на подогрев холодной воды в системе горячего водоснабжения и на поддержание ее температуры на уровне, обеспечивающем выполнение социального стандарта по нормативу температуры горячей воды у потребителя (не ниже 50 оС);
  • прибор группового учета – технически исправный, поверенный и поставленный на коммерческий учет прибор учета расхода горячей и холодной воды, газа, электрической и тепловой энергии, включенный в Государственный реестр средств измерений Республики Беларусь и установленный на основании проектной документации (технических условий), если законодательством предусмотрена их разработка (получение), для обслуживания двух и более жилых помещений. На основании показаний прибора группового учета определяется расход этих ресурсов в многоквартирном (блокированном) жилом доме;
  • прибор индивидуального учета – технически исправный, поверенный и поставленный на коммерческий учет прибор учета расхода горячей и холодной воды, газа, электрической и тепловой энергии, включенный в Государственный реестр средств измерений Республики Беларусь и установленный на основании проектной документации (технических условий), если законодательством предусмотрена их разработка (получение). На основании показаний прибора индивидуального учета определяется расход этих ресурсов в одноквартирном жилом доме, жилом помещении (квартире) многоквартирного (блокированного) жилого дома.

 

Порядок и сроки внесения платы

Пунктом 3 Положения определено, что плата за жилищно-коммунальные услуги и плата за пользование жилым помещением вносится за каждый истекший месяц не позднее 25-го числа следующего за ним месяца на основании платежного документа по форме, установленной Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь. Данный платежный документ представляется плательщику ЖКУ не позднее 15-го числа организациями, осуществляющими эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющими жилищно-коммунальные услуги, другими организациями, осуществляющими начисление платы за ЖКУ и платы за пользование жилым помещением, или в соответствии с договорами на поставку электроэнергии и газа.

Платежный документ может предоставляться на бумажном носителе и (или) в электронном виде. Предусмотрено также, что плательщики жилищно-коммунальных услуг имеют право вносить плату за ЖКУ, а наниматели жилых помещений государственного жилищного фонда также и плату за пользование жилым помещением без этого платежного документа.

 

Когда возникает обязанность по уплате ЖКУ?

Обратите внимание на очень важный момент: пунктом 4 Положения определено, что обязанность внесения платы за жилищно-коммунальные услуги возникает у плательщика жилищно-коммунальных услуг, являющегося:

собственником жилого и (или) нежилого помещения, – со дня возникновения права собственности на эти помещения;

нанимателем, поднанимателем, арендатором жилого помещения, дольщиком, заключившим договор, предусматривающий передачу ему во владение и пользование объекта долевого строительства, – со дня заключения договоров найма, поднайма, аренды жилых помещений и договора, предусматривающего передачу дольщику во владение и пользование объекта долевого строительства;

членом организации застройщиков, – со дня сдачи жилого дома (квартиры) в эксплуатацию.

Здесь же говорится, что наниматель жилого помещения государственного жилищного фонда кроме обязанности внесения платы за ЖКУ несет обязанность внесения платы за пользование жилым помещением со дня заключения договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда.

 

Что входит в ЖКУ?

Пункт 5 Положения дает более развернутую структуру платы за жилищно-коммунальные услуги, закрепленную в статье 30 ЖК, согласно его норме плата за основные ЖКУ включает в себя плату за:

  • техническое обслуживание;
  • текущий ремонт;
  • капитальный ремонт;
  • коммунальные услуги (горячее и холодное водоснабжение, водоотведение (канализация), газо-, электро- и теплоснабжение, пользование лифтом, вывоз, обезвреживание и переработка твердых коммунальных отходов).

А в пункте 6 Положения говорится о том, что плата за дополнительные ЖКУ включает в себя плату за жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые дополнительно к основным ЖКУ в соответствии с договорами на оказание дополнительных ЖКУ. Таким образом, еще раз закреплена норма о том, что дополнительная ЖКУ может оказываться только на основании соответствующего договора, а это значит, что вести речь о дополнительной ЖКУ возможно только в том случае, когда заключение договора между сторонами возможно в принципе. При этом сторонами договора в этом случае должны быть тот, кто оказывает эту услугу (ЖЭС, ТС, ЖПК) и тот, кто ее получает (собственник квартиры). Почему невозможно заключение такого договора в случае с консьержем или в случае установки того же видеонаблюдения? Да хотя бы потому, что услугу получает не собственник квартиры, а ТС или ЖПК, то есть, устанавливая видеонаблюдение или нанимая на работу консьержа, ТС не оказывает услугу, а наоборот – оно само является получателем (потребителем) услуги. А услуга эта ему нужна для сохранности и содержания в надлежащем состоянии общего имущества, а не личного имущества конкретного собственника.

 

Продолжение см. здесь.