Порядок расчетов и внесения платы за жилищно- коммунальные услуги и пользование жилыми помещениями (продолжение)

Автор: Александр ГОРБАЧ, юрист.

Продолжим начатый нами в предыдущем материале анализ Положения о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.06.2014 № 571 (далее – Положение).

Продолжение. Начало см. здесь.

 

Льготы и субсидии

Согласно пункту 7 Положения льготы по плате за ЖКУ (техническое обслуживание, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение (канализация), газо-, электро- и теплоснабжение, вывоз, обезвреживание и переработка твердых коммунальных отходов, пользование лифтом) и плате за пользование жилым помещением плательщикам жилищно-коммунальных услуг и (или) иным гражданам, зарегистрированным по месту жительства в жилом помещении плательщика ЖКУ, имеющим право на льготы по таким платам, предоставляются в соответствии со статьей 16 Закона Республики Беларусь от 14.06.2007 № 239-З «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан».

Для оформления (регистрации при первичном обращении) указанных льгот граждане представляют документы, предусмотренные в пунктах 1.11, 10.2 и 10.8 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200.

Установлено, что льготы предоставляются гражданам по месту жительства со дня подачи ими заявления:

  • по плате за техническое обслуживание и (или) плате за пользование жилым помещением – в пределах 20 кв. метров общей площади занимаемого жилого помещения;
  • по плате за коммунальные услуги – в пределах норм их потребления, утвержденных местными исполнительными и распорядительными органами, исходя из субсидируемых государством тарифов (цен) на ЖКУ для населения (далее – субсидируемые тарифы для населения), установленных в соответствии с законодательством.

При предоставлении льгот по плате за отдельные виды коммунальных услуг объемы потребления услуг водоснабжения, водоотведения (канализации), электро-, газоснабжения по показаниям приборов индивидуального учета распределяются пропорционально количеству граждан, зарегистрированных по месту жительства в жилом помещении.

Согласно пункту 10 Положения плата за услуги водоснабжения, водоотведения (канализации), газо- и электроснабжения осуществляется по субсидируемым тарифам для населения без применения установленного в пункте 36, частях 1 и 2 пункта 44 и пункте 45 Положения порядка взимания дифференцированной платы за услуги водоснабжения, водоотведения (канализации), газо- и электроснабжения в зависимости от объема потребления:

  • многодетными семьями, а также опекунскими, приемными семьями, воспитывающими троих и более несовершеннолетних детей с учетом родных и приемных детей, и детскими домами семейного типа;
  • семьями, воспитывающими детей, в которых оба родителя в полной семье (единственный родитель в неполной семье) являются инвалидами I и (или) II группы, а также в которых один из родителей в полной семье является инвалидом I группы, а второй осуществляет уход за ним и получает пособие, предусмотренное законодательством;
  • неполными семьями, воспитывающими ребенка-инвалида;
  • полными семьями, воспитывающими ребенка-инвалида с III или IV степенью утраты здоровья;
  • в иных случаях, предусмотренных Положением.

Определено, что при регистрации членов многодетной, опекунской, приемной семьи по месту жительства (месту пребывания) по двум и более адресам жилых помещений установленный в пунктах 44 и 45 Положения порядок взимания дифференцированной платы за услуги электро- и газоснабжения в зависимости от объема их потребления не применяется только в отношении одного жилого помещения (одноквартирного жилого дома, жилого помещения многоквартирного или блокированного жилого дома) по выбору многодетной, опекунской, приемной семьи на основании письменного заявления, представляемого исполнителю, с указанием всех жилых помещений, в которых зарегистрированы по месту жительства (месту пребывания) члены такой семьи.

В случае непредставления многодетной, опекунской, приемной семьей заявления, установленный в пунктах 44 и 45 Положения порядок взимания дифференцированной платы за услуги электро- и газоснабжения в зависимости от объема их потребления не применяется в отношении одного жилого помещения (одноквартирного жилого дома, жилого помещения многоквартирного или блокированного жилого дома) по адресу регистрации по месту жительства (месту пребывания) большего количества членов такой семьи. В случае регистрации в жилых помещениях равного количества членов многодетной, опекунской, приемной семьи определение жилого помещения, в отношении которого не применяется установленный в пунктах 44 и 45 Положения порядок взимания дифференцированной платы за услуги электро- и газоснабжения в зависимости от объема их потребления, производится в порядке, установленном в части 1 пункта 11 Положения, на основании письменного заявления одного из родителей такой семьи (опекуна, попечителя), представляемого по запросу исполнителя.

 

Полное возмещение затрат по ЖКУ

Пунктом 12 Положения установлено, что плата за техническое обслуживание, газо-, электро- и теплоснабжение вносится плательщиками ЖКУ по установленным законодательством тарифам (ценам), обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание таких услуг, в случае:

  • наличия у плательщика жилищно-коммунальных услуг в собственности и (или) во владении и пользовании одного или нескольких жилых помещений и отсутствия в них (в одном из них) зарегистрированных по месту жительства плательщика ЖКУ и (или) членов его семьи;
  • наличия у плательщика ЖКУ – юридического лица в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении, аренде жилого помещения и отсутствия договора найма этого жилого помещения;
  • использования жилого помещения в соответствии с законодательством для местонахождения частного унитарного предприятия – с даты государственной регистрации местонахождения данного предприятия, за исключением случая, если собственник жилого помещения не является учредителем данного предприятия и в отношении собственника имущества данного предприятия возбуждено производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве);
  • наличия у плательщика ЖКУ – гражданина в собственности одного или нескольких нежилых помещений в жилых домах, в том числе нежилых помещений, ранее относившихся к жилым и переведенных в установленном законодательством порядке в нежилые;
  • потребления коммунальных услуг (газо-, электро- и теплоснабжение) на строительных площадках при осуществлении индивидуального жилищного строительства на предоставленных гражданам земельных участках.

 

Иные нюансы

Согласно пункту 13 Положения в случае принятия наследства задолженность по плате за ЖКУ и (или) плате за пользование жилым помещением погашают наследники в порядке, установленном в статье 1086 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Плата за ЖКУ, подлежащая внесению наследниками, принявшими жилое помещение в составе наследства, рассчитывается по субсидируемым тарифам для населения без начисления пеней до получения свидетельства о праве на наследство, но не более шести месяцев со дня открытия наследства.

В Положении установлено также, что в случае превышения внесенной плательщиком жилищно-коммунальных услуг платы над фактически предоставленными объемами ЖКУ перечисленные средства зачисляются в счет будущих платежей. В свою очередь, счетные ошибки, допущенные при осуществлении расчетов за ЖКУ, устраняются исполнителем с момента их выявления, но не более чем за три года. Ошибки подлежат устранению при последующем расчете по тарифам (ценам), действующим на момент предоставления услуг, при расчете за которые они были допущены, если иное не предусмотрено законодательством.

Продолжение см. здесь.