Порядок расчетов и внесения платы за жилищно- коммунальные услуги и пользование жилыми помещениями (окончание)

Автор: Александр ГОРБАЧ, юрист.

Сегодня завершим начатый нами в предыдущих материалах анализ Положения о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.06.2014 № 571 (далее – Положение).

Начало см. здесь.

 

Плата за электричество

Положением установлено, что плата за услуги электроснабжения взимается в зависимости от объемов потребления электрической энергии в месяц с плательщиков жилищно-коммунальных услуг (абонентов), проживающих (зарегистрированных по месту жительства) в оснащенных приборами учета расхода электрической энергии жилых помещениях (одноквартирных жилых домах, квартирах в многоквартирных и блокированных жилых домах):

1) оборудованных в установленном порядке электрическими плитами:

  • до 250 кВт·ч включительно – по субсидируемым тарифам для населения;
  • свыше 250 до 400 кВт·ч включительно – по субсидируемым тарифам для населения с применением повышающего коэффициента 1,3, но не выше тарифов, обеспечивающих полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание;
  • свыше 400 кВт·ч – по тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание;

2) не оборудованных в установленном порядке электрическими плитами, за исключением указанных в пункте 3:

  • до 150 кВт·ч включительно – по субсидируемым тарифам для населения;
  • свыше 150 до 300 кВт·ч включительно – по субсидируемым тарифам для населения с применением повышающего коэффициента 1,3, но не выше тарифов, обеспечивающих полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание;
  • свыше 300 кВт·ч – по тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание;

3) не оборудованных в установленном порядке электрическими плитами и системами централизованного горячего водоснабжения и снабжения природным газом:

  • до 300 кВт·ч включительно – по субсидируемым тарифам для населения;
  • свыше 300 кВт·ч – по субсидируемым тарифам для населения с применением повышающего коэффициента 1,3, но не выше тарифов, обеспечивающих полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание.

Установлено, что в блокированных жилых домах, оснащенных приборами группового учета расхода электрической энергии, в случае, если собственниками квартир не создано юридическое лицо по управлению общим имуществом совместного домовладения, изложенный выше порядок взимания платы применяется к каждой квартире блокированного жилого дома, не оснащенной в установленном порядке прибором индивидуального учета расхода электрической энергии.

Плата за услуги электроснабжения осуществляется по субсидируемым тарифам для населения без применения изложенного выше порядка взимания дифференцированной платы за услуги электроснабжения в зависимости от объема потребления:

  • проживающими в жилых помещениях в общежитиях;
  • за объемы электрической энергии, потребленной стационарно установленными водонагревательными приборами для нужд отопления и (или) горячего водоснабжения с присоединенной (суммарной) мощностью более 5 кВт;
  • плательщиками ЖКУ, осуществляющими расчеты за электрическую энергию по установленным в соответствии с законодательством дифференцированным по временным периодам тарифам.

Плательщики жилищно-коммунальных услуг, жилые дома (жилые помещения) которых оснащены многотарифными электронными индивидуальными приборами учета расхода электрической энергии или автоматизированными системами контроля и учета электрической энергии, производят оплату за электрическую энергию по выбору исходя из:

  • дифференцированных по временным периодам тарифов;
  • одноставочного тарифа с учетом порядка взимания платы, предусмотренного в частях первой и второй настоящего пункта.

Для расчетов за электрическую энергию по дифференцированным по временным периодам тарифам в выходные и праздничные дни применяются тарифы, установленные на период минимальных нагрузок.

 

Плата за газ

Пунктом 45 Положения установлено, что плата за услуги газоснабжения с плательщиков жилищно-коммунальных услуг (потребителей газа), проживающих (зарегистрированных по месту жительства) в жилых помещениях (одноквартирных жилых домах, квартирах в многоквартирных и блокированных жилых домах), оснащенных газовыми отопительными приборами и приборами учета расхода газа, взимается ежемесячно в зависимости от исчисляемых нарастающим итогом ежегодно с 1 января годовых объемов потребления газа:

  • до 3000 куб. метров включительно – по субсидируемым государством ценам для населения;
  • свыше 3000 до 5500 куб. метров включительно – по субсидируемым государством ценам для населения с применением повышающего коэффициента 1,3, но не выше цены, обеспечивающей полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание;
  • свыше 5500 куб. метров – по ценам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание.

В жилых домах, оснащенных приборами группового учета расхода газа и газовыми отопительными приборами, производящими тепловую энергию для двух и более квартир, в случае, если собственниками квартир не создано юридическое лицо по управлению общим имуществом совместного домовладения, порядок взимания платы, установленный в части первой настоящего пункта, применяется к каждой квартире жилого дома, в которой потребляется тепловая энергия, производимая газовым отопительным прибором, в том числе с использованием другого газового оборудования.

Для исчисления годовых объемов расхода газа нарастающим итогом ежегодно в качестве начальных показаний принимаются показания прибора учета расхода газа, указанные плательщиком жилищно-коммунальных услуг, за последний оплаченный в установленные законодательством сроки расчетный период (месяц) истекшего года или показания прибора учета расхода газа, зафиксированные исполнителем.

В случае оснащения в течение календарного года прибором учета расхода газа жилого помещения, ранее не оснащенного таким прибором, в качестве начальных показаний для исчисления годового объема расхода газа нарастающим итогом принимаются показания прибора учета расхода газа, указанные в акте на установку такого прибора.

В случае смены в течение календарного года плательщика жилищно-коммунальных услуг, жилое помещение которого оснащено газовым отопительным прибором, годовой объем потребления газа нарастающим итогом исчисляется по показаниям прибора учета расхода газа без учета объемов газа, потребленных прежним плательщиком, за исключением случаев, если новый плательщик был зарегистрирован по месту жительства в указанном жилом помещении до смены плательщика ЖКУ.

Пункт 49 Положения говорит о том, что в случае наличия у плательщика в жилом доме (жилом помещении) более одного прибора учета расхода газа объем потребления услуг газоснабжения по указанному жилому дому (жилому помещению) определяется путем суммирования показаний всех приборов учета расхода газа.

 

Плата за лифт

Согласно пункту 50 Положения плата за пользование лифтом по субсидируемым тарифам для населения вносится плательщиками ЖКУ, проживающими на этаже, на котором расположена вторая остановочная площадка лифта, и выше исходя из количества зарегистрированных по месту жительства граждан, за исключением детей до одного года. Норма, конечно, изложена некорректно, ее можно истолковать так, что указанные плательщики ЖКУ платят по субсидируемым тарифам, а остальные по несубсидированным. Однако, на самом деле, конечно же, имелось в виду, что:

  • первый этаж за лифт не платит;
  • дети до 1 года при начислении платы за лифт не учитываются;
  • остальные платят по субсидируемым тарифам.

Но имеются особенности. Так, Положением предусмотрено, что при наличии в жилых домах конструктивных особенностей расположения остановочных площадок лифта плата за пользование лифтом с плательщиков взимается, если:

  • первая остановочная площадка лифта расположена в подвале, – с плательщиков ЖКУ, проживающих на первом этаже и выше;
  • лифт останавливается между первым и вторым этажами, – с плательщиков, проживающих на третьем этаже и выше;
  • на первом этаже расположены нежилые помещения, – с плательщиков, проживающих на первом жилом этаже и выше;
  • в лифте заблокирована кнопка вызова на второй этаж, – с плательщиков, проживающих на третьем этаже и выше.

Плата за пользование лифтом не взимается с плательщиков жилищно-коммунальных услуг, которые по состоянию здоровья не могут им пользоваться, в порядке, определяемом Министерством жилищно-коммунального хозяйства по согласованию с Министерством здравоохранения в соответствии с перечнем, утверждаемым Министерством здравоохранения.

Пунктом 51 Положения установлено, что плата за пользование лифтом вносится с учетом норм пункта 50 Положения по тарифу, обеспечивающему полное возмещение экономически обоснованных затрат:

  • при использовании жилого помещения в соответствии с законодательством для местонахождения частного унитарного предприятия, за исключением случаев, если собственник жилого помещения не является учредителем данного предприятия и в отношении собственника имущества данного предприятия возбуждено производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве);
  • собственниками нежилых помещений – в соответствии с условиями договора на оказание услуг.

 

Плата за вывоз и переработку мусора

Согласно пункту 52 Положения плата за вывоз, обезвреживание и переработку твердых коммунальных отходов рассчитывается по субсидируемым тарифам для населения исходя из норматива образования твердых коммунальных отходов, утвержденного местными исполнительными и распорядительными органами, и количества проживающих (зарегистрированных по месту жительства) в жилом помещении, а также нанимателей жилого помещения частного жилищного фонда, поднанимателей жилого помещения государственного жилищного фонда, не зарегистрированных по месту жительства в данном жилом помещении (при условии предоставления исполнителю копии договора найма (поднайма) жилого помещения).

Плата за вывоз, обезвреживание и переработку твердых коммунальных отходов в отношении жилых домов (жилых помещений), находящихся в собственности и (или) во владении и пользовании плательщиков ЖКУ, в которых отсутствуют зарегистрированные по месту жительства граждане, за исключением случаев, указанных в части первой настоящего пункта, осуществляется исходя из норматива образования твердых коммунальных отходов на одного плательщика по тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание.

Установлено, что исполнитель обязан заключить договор на оказание услуги по вывозу, обезвреживанию и переработке твердых коммунальных отходов в отношении жилых домов (жилых помещений), расположенных в границах обслуживаемой исполнителем территории и находящихся в собственности и (или) во владении и пользовании плательщиков жилищно-коммунальных услуг, зарегистрированных и не зарегистрированных по месту жительства в данных жилых домах (жилых помещениях), при наличии технической возможности оказания услуг по вывозу, обезвреживанию и переработке твердых коммунальных отходов.

В то же время, согласно пункту 53 Положения плата за вывоз, обезвреживание и переработку твердых коммунальных отходов собственниками нежилых помещений осуществляется исходя из тарифов для юридических и физических лиц в соответствии с условиями договора на оказание услуг.

Опять же, плата за вывоз, обезвреживание и переработку твердых коммунальных отходов вносится по тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание этой услуги, при использовании жилых помещений в соответствии с законодательством для местонахождения частного унитарного предприятия, за исключением случаев, если собственник жилого помещения не является учредителем данного предприятия и в отношении собственника имущества данного предприятия возбуждено производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве).

 

Ответственность за несвоевременную оплату

Главой 14 Положения предусмотрена ответственность за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями.

Согласно пункту 61 Положения плательщики жилищно-коммунальных услуг обязаны вносить плату за ЖКУ, а наниматели жилых помещений государственного жилищного фонда – также и плату за пользование жилыми помещениями в порядке, установленном законодательством.

Пунктом 62 Положения установлено, что плательщики ЖКУ, несвоевременно и (или) не в полном объеме внесшие плату за жилищно-коммунальные услуги, уплачивают пени в размере 0,3% от неуплаченной в установленный срок суммы этих платежей за каждый день просрочки. Наниматели жилых помещений государственного жилищного фонда, несвоевременно и (или) не в полном объеме внесшие плату за пользование жилым помещением, также уплачивают пени в размере 0,3% от неуплаченной в установленный срок суммы этих платежей за каждый день просрочки.

Начисление и взимание указанных пеней производятся организациями, осуществляющими эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющими ЖКУ, другими организациями, осуществляющими начисление платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением.

 

В завершение напомним, что постановление № 571 вступило в силу 27 июня 2014 года.