Расходы, связанные с регистрацией по месту жительства и месту пребывания, – за счет средств местных бюджетов

Автор: Александр ГОРБАЧ, юрист.

Инструкция о порядке возмещения расходов организаций жилищно-коммунального хозяйства, связанных с регистрацией граждан по месту жительства и месту пребывания (далее – Инструкция) утверждена совместным постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь от 04.03.2015 № 4/11 по согласованию со всеми облисполкомами и Минским горисполкомом.

Документ принят, в частности, на основании подпункта 3.6 пункта 3 Указа Президента Республики Беларусь от 07.09.2007 № 413 «О совершенствовании системы учета граждан по месту жительства и месту пребывания» (далее – Указ № 413), в котором говорится, что расходы организаций жилищно-коммунального хозяйства, связанные с регистрацией граждан по месту жительства и месту пребывания, возмещаются в установленном порядке из местных бюджетов.

В пункте 1 Инструкции говорится, что этот документ определяет порядок возмещения за счет средств местных бюджетов расходов организаций, указанных в подпункте 3.6 пункта 3 Указа № 413, должностные лица которых в соответствии с Положением о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания, утвержденным Указом № 413 (далее – Положение), являются лицами, ответственными за регистрацию граждан по месту жительства и месту пребывания, связанных с регистрацией граждан по месту жительства и месту пребывания.

Чтобы докопаться до истины и понять, наконец, о каких конкретно организациях все же идет речь, нужно обратиться к пункту 4.4 Положения, согласно которому лицо, ответственное за регистрацию граждан по месту жительства или месту пребывания, – это:

  • руководитель организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда, председатель правления жилищно-строительного (жилищного) кооператива, председатель товарищества собственников, председатель правления садоводческого товарищества или уполномоченное ими лицо;
  • председатель сельского (поселкового) исполнительного комитета или уполномоченное им лицо;
  • руководитель организации, в собственности либо в хозяйственном ведении или оперативном управлении которой находятся жилые помещения.

Из чего уже нам самим приходится делать вывод о том, что организациями, которые подпадают под действие Инструкции, являются:

  • организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда, в том числе жилищные потребительские кооперативы и товарищества собственников, а также садоводческие товарищества;
  • сельские (поселковые) исполнительные комитеты;
  • организации, в собственности либо в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения. В то же время, обращаем внимание читателя на то, что согласно пункту 2 Инструкции ее действие не распространяется на жилищный фонд, находящийся в оперативном управлении бюджетных организаций.

Также относительно садоводческих товариществ отметим, что согласно пункту 4.8 Положения садовый домик, дача являются помещением для временного проживания и могут служить лишь местом регистрации граждан по месту пребывания.

Теперь, выяснив, наконец, кого касаются нормы Инструкции, можно перейти непосредственно к их содержанию. А оно, кстати, довольно краткое.

Документом установлено, что расходы по регистрации определяются организациями в соответствии с законодательством Республики Беларусь и учетной политикой организаций. Исходными данными для определения расходов по регистрации являются:

  • нормы и нормативы обеспечения материально-техническими ресурсами, а при их отсутствии – фактическое потребление, сложившееся за прошлые годы;
  • договоры поставки материальных ресурсов;
  • нормативы численности, расчеты штатной численности, условия оплаты труда, определяемые в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
  • сроки полезного использования (нормативные сроки службы) основных средств и предметов в составе оборотных средств;
  • данные бухгалтерского учета по структуре затрат, их динамике за период, предшествующий отчетному;
  • прочие данные.

Согласно пункту 5 Инструкции расходы по регистрации группируются по следующим статьям:

  • оплата труда;
  • отчисления на социальные нужды;
  • расходные материалы и предметы снабжения;
  • расходы на оплату услуг, выполняемых сторонними организациями;
  • оплата услуг связи;
  • оплата коммунальных услуг;
  • прочие текущие расходы на закупку товаров и оплату услуг;
  • приобретение нематериальных активов;
  • амортизация;
  • прочие.

Установлено, что возмещение организациям расходов по регистрации осуществляется на основании расчета потребности в бюджетных средствах на возмещение расходов по регистрации по форме согласно приложению 1 к Инструкции, который составляется организациями ежеквартально до 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (квартал, полугодие, 9 месяцев, год), нарастающим итогом с начала года. Организации ежегодно производят расчет годовой потребности в бюджетных средствах на возмещение расходов по регистрации по форме согласно приложению 2 к Инструкции.

Постановление № 4/11 вступает в силу с 19 апреля 2015 г.