Общее собрание ЖПК: штрихи к портрету

Автор: Игорь БУЕВИЧ, юрист.

Известно, что общее собрание или собрание уполномоченных является высшим органом управления жилищного потребительского кооператива (ЖПК). Однако мало кто даже из самих членов ЖПК может объяснить, что означает термин «высший орган управления», в чем его суть, почему общее собрание именуется этим термином.

Власть общего собрания — не есть форма охлократии[1]

Начнем с того, что любой управленческий орган с приставкой «высший» или ей аналогичной часто воспринимается у нас как орган, который вправе решать все или любые вопросы, раздавать команды и поручения направо и налево, командовать всеми остальными органами управления и рядовыми членами организации. Конечно, для обоснования такой позиции есть свои исторические причины. Однако в правовом государстве, которым объявлена Республика Беларусь в ст. 1 своей Конституции, такого быть не может и не должно. Этот принцип в полной мере относится к общему собранию ЖПК.

Да, общее собрание имеет приоритет над другими органами управления (правлением, председателем правления) и контроля (ревизионной комиссией или ревизором) в части того, что оно образует их, избирает и переизбирает их состав. Те, в свою очередь, не наделены правом хоть каким-то образом влиять на процесс формирования и деятельность общего собрания (имеются в виду правовые, а не закулисные способы влияния).

Да, общему собранию подотчетны правление, его председатель и ревизионная комиссия. А раз так, то первое вполне может спросить с последних за качество и результаты работы, применить некие меры наказания вплоть до досрочного прекращения их полномочий. А вот общее собрание никому ни перед кем не держит ответа и никем не может быть наказано.

Да, общее собрание вправе решать важнейшие вопросы деятельности ЖПК вплоть до принятия решения о ликвидации организации. Большинство этих вопросов относятся к исключительной компетенции этого органа, то есть не могут быть переданы для разрешения другим органам управления ЖПК. Это прямо записано в п. 63 Положения об организациях застройщиков, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 28.01.2008 № 43 (далее — Положение об организациях застройщиков  Положение). Означает ли это, что общее собрание всесильно, а его власть над органами и членами ЖПК безгранична? Попробуем разобраться в этом.

С одной стороны, в Положении об организациях застройщиков не предусмотрено, что у других органов управления и контроля ЖПК есть своя «исключительная» компетенция. В п. 63 Положения, где расписана компетенция общего собрания, этот термин применяется. А вот в п. 69, 72 и 79 Положения, в которых установлена компетенция соответственно правления, его председателя и ревизионной комиссии, это слово уже не употребляется. Нет и фразы о том, что эти подотчетные органы управления и контроля не вправе передавать свои вопросы для разрешения высшему органу управления ЖПК. Казалось бы, нет никаких препятствий для того, чтобы общее собрание прибрало к своим рукам какой-либо вопрос, относящийся к компетенции нижестоящих органов, и большинством голосов приняло по нему мудрое решение.

И все-таки при всей кажущейся простоте и логичности такой вывод верен с обывательской точки зрения, но неправилен с правовой. Начнем с того, что установленный в п. 63 Положения об организациях застройщиков перечень вопросов, которые вправе решать общее собрание, является, как говорят юристы, закрытым. Иными словами, этот перечень четко определен и не подлежит произвольному расширению (например, в уставе ЖПК). Это означает, что законодательным актом (Указом Президента Республики Беларусь) высшему органу управления (собранию) запрещено решать какие-либо вопросы, относящиеся, в частности, к компетенции других органов ЖПК.

А вот список вопросов, которые вправе решать правление и его председатель, наоборот, носит открытый характер. В п. 69 и 72 Положения прямо сказано, что к компетенции правления и председателя правления, кроме перечисленных в них, могут относиться и другие вопросы. Такие дополнительные полномочия могут быть установлены, например, в уставе ЖПК. Конечно, на компетенцию высшего органа правление и его председатель покушаться не имеют права, так как это прямо запрещено в п. 63 Положения об организациях застройщиков. Однако, как показывает практика, в деятельности любого потребительского кооператива есть множество разных мелких и не таких уж и мелких вопросов, по которым требуется оперативно принимать решения. В зависимости от характера этих проблем они могут решатьтся либо правлением, либо его председателем.

В Положении об организациях застройщиков не предусмотрено, что вопросы, относящиеся к компетенции правления, его председателя или ревизионной комиссии, могут передаваться ими для решения общему собранию. В рассматриваемом случае право на такую передачу полномочий могло бы иметь место только в том случае, если бы оно было прямо предусмотрено в Положении. При этом тот факт, что полномочия общего собрания названы исключительными, а полномочия правления и его председателя таковыми не названы, не имеет принципиального правового значения. Так, в частности, председатель правления не вправе вмешиваться в дела не только общего собрания, но и правления, и ревизионной комиссии. Это правило применимо ко всем без исключения органам ЖПК.

Таким образом, власть высшего органа управления в ЖПК все-таки ограничена. Поэтому, обсуждая какие-либо вопросы на заседаниях общего собрания, не будет лишним заглянуть в перечень полномочий этого органа, установленный в Положении об организациях застройщиков или уставе, чтобы сгоряча не принять решение, которое впоследствии может быть отменено судом.

Собрание уполномоченных

На практике нередко бывает, что в рядах ЖПК состоит довольно большое число членов. В таком случае общее собрание собрать довольно нелегко. По этой причине в п. 54 Положения об организациях застройщиков предусмотрено, что если в ЖПК более 50 членов, то вместо общего собрания высшим органом управления может являться так называемое собрание уполномоченных.

Что представляет собой собрание уполномоченных? Из наименования этого органа видно, что в данном случае идет речь о том, что часть членов ЖПК передают свои голоса в общем собрании (уполномочивают) своему представителю (уполномоченному) из числа других членов ЖПК, который будет представлять их интересы в собрании уполномоченных.

Такая передача имеет свой плюс: она избавляет тех, кто передал свои полномочия, от необходимости посещать заседания общего собрания. Вместе с тем, тут есть и безусловный минус: уполномоченный может проголосовать по велению своего сердца, забыв про веления сердец представляемых им членов ЖПК. Как соблюсти тут компромисс, сделать так, чтобы и волк был сыт, и овцы целы — задача не из легких. Нам представляется, что одним из вариантов решения этой непростой задачи могли бы быть практиковавшиеся в советское время так называемые наказы представляемых уполномоченному. Это когда представляемые, выработав общую позицию по тому или иному вопросу повестки дня собрания уполномоченных, поручают своему представителю при принятии на собрании решения по этому вопросу голосовать исходя из их общей позиции. Такой вариант приемлем в том случае, когда уполномоченный выдвинут определенной группой членов ЖПК, а не избран по принципу «пускай ходит, у него на это есть время».

Согласно Положению об организациях застройщиков уполномоченные избираются на общем собрании. На этом собрании должно присутствовать более 2/3 членов ЖПК. Уполномоченные могут избираться только из числа членов ЖПК, а не со стороны. По законодательству 5 членов ЖПК могут избрать одного уполномоченного. Однако в зависимости от количества членов ЖПК или по иным причинам это количество может быть изменено в большую или меньшую сторону. Представительство, отличное от соотношения 1 к 5, должно быть обязательно предусмотрено в уставе (только в этом случае можно будет воспользоваться таким исключением из общего правила).

Кстати не следует путать уполномоченного, который избран для участия в собрании уполномоченных, с представителем, которому один или несколько членов ЖПК доверяют представлять их интересы на заседаниях общего собрания. В первом случае избрание происходит путем голосования на заседании общего собрания, а подтверждением полномочий служит решение общего собрания. Во втором случае член ЖПК имеет право оформить доверенность от своего имени на представление своих интересов другим членом ЖПК. Такая доверенность должна быть заверена председателем правления или нотариусом. Отметим, что Положение об организациях застройщиков запрещает уполномоченным передавать полномочия на участие в собрании уполномоченных другим лицам.

Выборы уполномоченных должны проводиться не реже одного раза в 5 лет. Как на выборном, так и на перевыборных собраниях должно участвовать более 2/3 членов ЖПК. Если выбрать новых уполномоченных по какой-то причине на заседании общего собрания не удастся, то старый состав уполномоченных сохраняет свои полномочия, но не более чем на один год. По истечении этого времени собрание уполномоченных ЖПК канет в Лету, в связи с чем придется созывать обычное общее собрание.

Допускается досрочное переизбрание уполномоченного. В качестве причин этого в Положении об организациях застройщиков указаны:

  • выход или исключение из членов ЖПК;
  • отказ от своих полномочий;
  • уход из жизни.

В Уставе ЖПК можно предусмотреть и иные случаи досрочного переизбрания уполномоченного. Например, можно записать, что уполномоченный переизбирается по инициативе представляемых им членов ЖПК, если он не голосовал на собрании уполномоченных в соответствии с данными ему наказами.

В п. 63 Положения об организациях застройщиков предусмотрено, что собрание уполномоченных не вправе решать все вопросы, которые входят в исключительную компетенцию общего собрания. Так, оно не может принимать решения:

  • о внесении изменений и (или) дополнений в устав ЖПК;
  • об установлении размеров и сроков внесения вступительных, паевых (при финансировании строительства, реконструкции, приобретения дома ЖПК), членских, целевых и дополнительных взносов;
  • об установлении порядка распределения жилых (нежилых) помещений между членами ЖПК;
  • об избрании уполномоченных и досрочном прекращении их полномочий;
  • по выбору способа управления общим имуществом дома ЖПК;
  • о реорганизации и ликвидации ЖПК, назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора), а также утверждение передаточного акта или разделительного баланса, промежуточного ликвидационного и ликвидационного балансов.

Для решения этих вопросов придется все-таки созывать общее собрание членов ЖПК.

Новый ЖК заменит Указ?

Как известно, 28 августа 2012 г. Главой государства был подписан новый Жилищный кодекс Республики Беларусь (далее — ЖК), он вступит в силу 2 марта 2013 г. ЖК содержит главу 31, которая регулирует вопросы создания и деятельности организаций застройщиков, в том числе и ЖПК. В ст. 187 и 188 этой главы речь идет об общем собрании организации застройщиков и его исключительной компетенции.

Нормы нового ЖК не вносят каких-либо серьезных, коренных изменений в деятельность действующих организаций застройщиков, включая ЖПК. По этой причине в Кодексе отсутствует указание о том, что после вступления в силу этого законодательного акта все потребительские кооперативы должны привести свои учредительные документы (уставы) в соответствие с его нормами.



[1] Охлократия (от греч. ochlos — толпа + kratos — власть; англ. ochlocracy — власть толпы) — вырожденная форма демократии, основанная на меняющихся прихотях толпы, постоянно попадающей под влияние демагогов (Свободная энциклопедия «Википедия»).