Компетенция и правовой статус ревизионной комиссии ЖПК

Автор: Игорь БУЕВИЧ, юрист.

В предыдущих номерах «УправДома» мы подробно разбирали компетенцию и правовой статус органов управления жилищного потребительского кооператива (далее — ЖПК). К таковым, еще раз напомним, относятся общее собрание ЖПК, его правление и председатель. Сегодня, в последнем номере этого года, внимание наших читателей мы обратим к ревизионной комиссии (ревизору).  

Сразу отметим, что ревизионная комиссия (ревизор) является не органом управления ЖПК, а органом контроля за его финансово-хозяйственной деятельностью. Поэтому когда в правовых актах речь идет об органах управления организации застройщиков (в том числе ЖПК), имеются в виду только общее собрание, правление и председатель правления, но не ревизионная комиссия (ревизор).

Также сразу обратим внимание на то, что законодательством не установлены обязательные условия, при которых должен избираться именно коллегиальный орган контроля ЖПК (комиссия) и когда этот орган может быть единоличным (ревизор). То есть иметь ли вам в своем кооперативе ревизионную комиссию в составе, например, 10 человек или только одного ревизора, решать вам самим. Мы же для удобства изложения далее по тексту будем именовать этот орган просто ревизионной комиссией, подразумевая, естественно, при этом и ревизора.

Порядок избрания ревизионной комиссии и ее компетенция предусмотрены в п. 75–81 Положения об организациях застройщиков, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 28.01.2008 № 43 «О деятельности организаций застройщиков, гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок» (далее — Положение об организациях застройщиков).

Кроме осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью ЖПК ревизионная комиссия контролирует также деятельность председателя правления и членов правления в этой сфере. Вопросы, не относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности названных должностных лиц ЖПК, находятся вне компетенции ревизионной комиссии. Функция контроля подразумевает отсутствие права у контрольного органа (в том числе у ревизионной комиссии) вмешиваться в ход осуществления финансово-хозяйственной деятельности контролируемого лица, приостанавливать ее и т.п. Такой орган вправе лишь в установленном порядке ставить вопрос о прекращении нарушений финансово-хозяйственной деятельности, если они выявлены в ходе соответствующей проверки, созыве внеочередного общего собрания, ответственности виновных должностных лиц и т.п.

В случае необходимости ЖПК вправе кроме ревизионной проверки провести еще и аудит своей финансово-хозяйственной деятельности. Аудиторская проверка может проводиться и в тех случаях, когда ревизионная проверка не осуществлялась по каким-либо причинам.

Избрание ревизионной комиссии

Избрание членов ревизионной комиссии относится к исключительной компетенции общего собрания (или собрания уполномоченных) ЖПК. Эти лица избираются только из членов ЖПК. При этом законодательство не предъявляет какие-либо формальные требования к таким лицам (например, наличие соответствующего образования, опыта и пр.).

Для принятия решения по вопросу избрания членов ревизионной комиссии (ревизора) достаточно простого большинства голосов членов ЖПК, присутствующих на заседании общего собрания. Впрочем, уставом ЖПК может быть предусмотрено, что решение по этому вопросу принимается квалифицированным большинством голосов (2/3). Надо ли самим себе усложнять жизнь, пусть каждый ЖПК решает сам.

Ревизионная комиссия избирается на 3 года в составе не менее 3 человек.

Важно, что в состав ревизионной комиссии не могут быть избраны председатель и члены правления, лица, состоящие с ними в близком родстве или свойстве (супруги, родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), дед, бабка, внуки, родные братья и сестры и родители супруга (супруги), тети, дяди). Членами ревизионной комиссии не могут быть также и уполномоченные члены ЖПК, участвующие в собрании уполномоченных.

Ревизионная комиссия из своего состава уже сама избирает председателя. Порядок избрания председателя, а также иные вопросы организации деятельности контрольного органа отражаются в положении о ревизионной комиссии, утверждение которого относится к исключительной компетенции общего собрания.

Компетенция ревизионной комиссии

Ревизионная комиссия подотчетна только общему собранию.

Ревизионная комиссия:

  • контролирует соблюдение финансово-хозяйственной дисциплины и финансового законодательства правлением, его председателем, членами ЖПК в процессе деятельности кооператива;
  • проводит не реже одного раза в год проверку финансово-хозяйственной деятельности ЖПК;
  • дает заключения общему собранию по отчетам председателя и правления;
  • отчитывается перед общим собранием о своей деятельности.

Следует помнить, что без заключения ревизионной комиссии или аудитора общее собрание не вправе утверждать годовой отчет и годовой баланс ЖПК.

При исполнении возложенных на нее обязанностей ревизионная комиссия вправе истребовать от членов правления и иных должностных лиц ЖПК документы, необходимые для проведения проверки. Разумеется, такие требования должностными лицами должны выполняться неукоснительно. Однако на практике случается, что они попросту игнорируются. Учитывая, что в Положении об организациях застройщиков указанные обязанности должностных лиц не прописаны, рекомендуем предусматривать их в уставе ЖПК. В таком случае невыполнение требований ревизионной комиссии даст формальный повод для постановки вопроса о нарушении устава организации, а это, в свою очередь, может повлечь принятие решения о досрочном прекращении полномочий должностного лица.

При обнаружении нарушений в финансово-хозяйственной деятельности ЖПК и (или) финансовых нарушений со стороны председателя правления и (или) правления ревизионная комиссия в течение 10 дней со дня обнаружения этих нарушений обязана письменно потребовать созыва внеочередного общего собрания. Правление ЖПК обязано принять решение о созыве внеочередного общего собрания в течение 7 дней с даты получения письменного требования ревизионной комиссии.

Ревизионная комиссия вправе инициировать рассмотрение общим собранием вопроса о досрочном прекращении полномочий членов правления, председателя правления.

Жалобы на действия (бездействие) членов ревизионной комиссии рассматривает общее собрание.

Прекращение полномочий членов ревизионной комиссии

Вопрос о досрочном прекращении полномочий (переизбрании) ревизионной комиссии относится к исключительной компетенции общего собрания (или собрания уполномоченных) ЖПК. Для принятия решения по этому вопросу достаточно простого большинства голосов членов ЖПК, присутствующих на заседании общего собрания.

Созыв общего собрания с повесткой дня о переизбрании ревизионной комиссии вправе письменно потребовать члены ЖПК, обладающие в совокупности не менее чем одной четвертью голосов от общего количества голосов, а также местный исполнительный и распорядительный орган. Переизбрание контрольного органа осуществляется в том же порядке, что и избрание. Срок полномочий вновь избранной ревизионной комиссии должен составлять 3 года, а не на тот период, которой остается до истечения полномочий прежнего контрольного органа.

Новый член ревизионной комиссии может быть также избран в случае, если прежний ее член вышел (исключен) из членов ЖПК, отказался от исполнения обязанностей члена ревизионной комиссии либо ушел из жизни. В таком случае новый член контрольного органа избирается на оставшийся срок действия полномочий переизбранного лица.

На этом, уважаемые читатели, мы завершаем наш анализ правового статуса и компетенции органов управления и контроля ЖПК. Впрочем, всегда сможем вернуться к этой теме, если у вас будут какие-либо вопросы. Присылайте их в редакцию, и мы постараемся ответить. Ну, а со следующего года такой же обзор мы начнем относительно органов управления и контроля товариществ собственников жилья. Тем более что таких вопросов от членов ТС в редакции уже много, ответы на некоторые из них вы найдете в этом номере.