ЖКХ будет развиваться по заданной Программе
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.02.2013 № 97 утверждена Программа развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь до 2015 года.
Согласно указанному документу ЖКХ — это важнейшая сфера экономики страны, в состав которой входят жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство, водоснабжение и водоотведение, коммунальная теплоэнергетика, благоустройство населенных пунктов, включая дорожное хозяйство, санитарную очистку, озеленение.
Цели, задачи, приоритеты
Целью Программы является дальнейшее повышение эффективности и надежности работы объектов ЖКХ, улучшение качества предоставляемых услуг на основе выполнения социальных стандартов при обязательном снижении затрат на их оказание. Для достижения поставленной цели Программой определено решение к 2016 году следующих задач:
- увеличение объемов ввода жилых домов после капитального ремонта и тепловой модернизации до 3 млн кв.м в год;
- выведение из эксплуатации лифтов со сроком службы более 30 лет;
- замена 3,8 тыс. км тепловых сетей в однотрубном исчислении и ликвидация изношенных тепловых сетей с получением экономии в 430 тыс. тонн условного топлива;
- замена не менее 9 тыс. единиц рабочего насосного оборудования в водопроводно-канализационном и котельно-тепловом хозяйствах;
- преобразование в мини-ТЭЦ 25–30 котельных ЖКХ с вводом 45–50 мегаватт энергогенерирующих мощностей;
- увеличение доли местных видов топлива в балансе котельно-печного топлива с 34,9% в 2012 году до 54,5% в 2015 году;
- строительство 11 энергоисточников общей электрической мощностью 14,7 мегаватт, работающих на биогазе, получаемом в результате переработки осадков сточных вод и органической части коммунальных отходов;
- строительство мусороперерабатывающих предприятий в городах Гродно, Витебске, Минске, Бобруйске, Борисове, Орше и второй очереди мусороперерабатывающего предприятия в г. Могилеве;
- обеспечение планово-регулярной санитарной очисткой всех сельских населенных пунктов и стопроцентный охват многоэтажной жилой застройки в сельских населенных пунктах раздельным сбором твердых коммунальных отходов;
- развитие инженерной инфраструктуры населенных пунктов, в том числе оснащение недостающими видами инженерного обустройства сельских населенных пунктов;
- снижение затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг населению не менее чем на 25% к уровню 2010 года в сопоставимых условиях.
Программой в качестве приоритетных направлений развития ЖКХ определены:
- снижение затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг, повышение качества и сохранение для населения доступности жилищно-коммунальных услуг;
- увеличение объемов капитального ремонта жилых домов;
- модернизация ЖКХ на основе внедрения современных технологий, оборудования и материалов;
- благоприятного инвестиционного климата;
- создание конкурентной среды на основе развития государственно-частного партнерства.
Кроме приоритетных направлений развития ЖКХ, главой 3 Программы определены также основные направления реализации этого документа. На некоторых из них стоит остановиться более подробно.
Снижение затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг
Документ констатирует, что реализация конкретных мероприятий по снижению затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг населению позволила в 2012 г. обеспечить их сокращение на 10,3% в сопоставимых условиях к уровню 2011 г. (при задании не менее 10%). Дальнейшее снижение к 2016 г. затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг не менее чем на 25% в сравнении с 2010 г. в сопоставимых условиях планируется достичь за счет:
1) оптимизации формирования себестоимости жилищно-коммунальных услуг;
2) оптимизации структуры управления ЖКХ;
3) пересмотра действующих и разработки новых норм времени на выполнение работ, оказание услуг и нормативов численности работников организаций ЖКХ;
4) модернизации объектов ЖКХ путем реализации быстроокупаемых энергосберегающих инвестиционных проектов;
5) реализации организационно-технических мероприятий и оптимизации работы оборудования в области:
- теплоснабжения (ввод в эксплуатацию электрогенерирующего оборудования на основе паротурбинных и газопоршневых установок, замена котлов с низким коэффициентом полезного действия на более эффективные, автоматизация процессов горения топлива в котлоагрегатах, увеличение использования местных видов топлива и снижение потребления газа, внедрение частотно-регулируемых электроприводов на механизмах с переменной нагрузкой (сетевые теплофикационные насосы, тягодутьевые механизмы котлов), децентрализация систем теплоснабжения с ликвидацией длинных и незагруженных теплотрасс и установкой локальных теплоисточников, замена теплотрасс с применением предварительно изолированных трубопроводов и др.);
- водоснабжения и водоотведения (внедрение частотно-регулируемых электроприводов на механизмах с переменной нагрузкой (канализационные насосные станции, системы водоснабжения, очистные сооружения), оптимизация существующего и замена энергоемкого оборудования, разработка более совершенных нормативов степени очистки питьевой воды и сточных вод);
- обслуживания жилищного фонда, пользования лифтами, сбора, вывоза и обезвреживания твердых коммунальных отходов (внедрение автоматических систем управления освещением, энергоэффективных осветительных устройств, секционного разделения освещения, ежегодное увеличение не менее чем на 10% объемов работ по ремонту жилищного фонда, выполняемых хозяйственным способом, применение в ремонтно-строительном производстве прогрессивных технологий и материалов, укрупнение диспетчерских пунктов управления лифтами, проведение подрядных торгов и конкурсов на ремонтные работы, разработка и внедрение оптимальных маршрутов и графиков работы по вывозу твердых коммунальных отходов, внедрение приборов навигационного контроля за работой автотранспорта и обеспечение к 2015 г. 100%-ного контроля за его работой).
Тарифная политика
Согласно положениям Программы уровень возмещения населением затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг организациями ЖКХ снизился с 24,2% в 2010 г. до прогнозируемых 15,3% в 2012 году. Снижение уровня возмещения вызвано ростом цен и тарифов на импортируемые энергоресурсы (природный газ, электроэнергия), горюче-смазочные и другие материалы, который значительно опережает повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения.
Совершенствование тарифной политики планируется путем поэтапного повышения с учетом роста доходов граждан уровня возмещения населением затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг организациями системы Министерства ЖКХ с доведением его по отдельным видам услуг до уровня себестоимости (водоснабжение, вывоз и обезвреживание твердых коммунальных отходов).
Для этого предусматривается передача облисполкомам и Минскому горисполкому полномочий по регулированию по согласованию с Минэкономики тарифов на оказываемые населению услуги по техническому обслуживанию, капитальному ремонту жилых домов, водоснабжению, водоотведению (канализации), пользованию лифтом, пользованию жилыми помещениями.
В целях компенсации организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги, роста затрат на их оказание, произошедшего по объективным причинам, и недопущения снижения уровня их возмещения населением предусматривается ежеквартальная индексация в течение финансового года цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения.
В Программе утверждается, что после внедрения с 1 октября 2011 г. механизма дифференцированной оплаты услуг водоснабжения и водоотведения (канализации) населением в зависимости от объемов их потребления, получен экономический эффект от сокращения объемов потребления воды и снижения затрат на оказание данных услуг. Очевидно, этот факт подтолкнул Правительство с 1 февраля 2013 г. внедрить механизм дифференцированной оплаты услуг электро- и газоснабжения в зависимости от объемов их потребления. Программой предусматривается для поэтапного снижения перекрестного и бюджетного субсидирования введение дифференцированной оплаты услуг теплоснабжения в зависимости от размера общей площади жилых помещений.
В целях социальной защиты населения планируется предоставление безналичных жилищных субсидий для частичной оплаты жилищно-коммунальных услуг (горячее и холодное водоснабжение, водоотведение (канализация), газо-, электро- и теплоснабжение, пользование лифтом, вывоз, обезвреживание и переработка твердых коммунальных отходов, техническое обслуживание, капитальный и текущий ремонт жилищного фонда) и пользования жилыми помещениями.
Жилищное хозяйство
Возможно, кому-то будут интересны следующие цифры, приведенные в Программе:
- жилищный фонд нашей страны составляет 237 млн кв.м жилья, из них 205,4 млн кв.м, или 86,7%, находятся в частной собственности и 31,5 млн кв.м, или 13,3%, — в государственной собственности;
- ветхий и аварийный жилищный фонд составляет 313,3 тыс. кв.м, или 0,13% жилищного фонда;
- фонд служебных жилых помещений — 2,93 тыс. кв.м, или 1%;
- фонд жилых помещений коммерческого использования — 31,3 тыс. кв.м, или 0,02%.
Всего за предыдущие 15 лет капитально отремонтировано лишь 15 млн. кв. метров жилищного фонда, что составляет 36% от необходимого. Ежегодный ввод площадей после капитального ремонта от общего объема эксплуатируемого жилищного фонда составлял от 0,8% в 2006 году до 1,3% в 2011 году.
Согласно положениям Программы для эксплуатационной надежности жилищного фонда необходимо обеспечить:
- выделение текущего ремонта из состава работ по техническому обслуживанию жилищного фонда;
- введение подомового учета затрат на техническое обслуживание и текущий ремонт жилищного фонда и платы за текущий ремонт;
- увеличение объемов ремонта отдельных конструктивных элементов и инженерного оборудования жилых домов;
- наращивание до 2016 г. объемов капитального ремонта не менее чем в два раза по сравнению с предыдущей пятилеткой и обеспечение в 2015 г. ввода общей площади жилых домов после капитального ремонта и тепловой модернизации в объеме 3 млн. кв.м, или 2,9% от обслуживаемого жилищного фонда.
Вместе с тем, констатировали авторы Программы, проблемы технической эксплуатации и жилищных правоотношений в условиях преобладающей частной собственности на жилые помещения до конца не решены, государство по-прежнему продолжает нести бремя ответственности и финансирования при эксплуатации жилья, включая капитально отремонтированный жилищный фонд.
В целях кардинального изменения подходов к капитальному ремонту жилищного фонда, говорится в Программе, необходимо разработать и утвердить единую методологию организации и проведения капитального ремонта и тепловой модернизации, пересмотреть виды и состав работ, выполняемых при капитальном и текущем ремонте за счет бюджетных средств и средств граждан. При проведении капитального ремонта и тепловой модернизации жилищного фонда необходимо обеспечить комплексное выполнение работ.
Отмечается, что отечественный жилищный фонд, созданный в основном в 1960–1990-е гг., имеет низкую энергоэффективность по сравнению с фондом развитых европейских стран с аналогичными климатическими условиями. В связи с этим необходимо при проведении капитального ремонта жилых домов предусматривать мероприятия по снижению тепловых потерь через ограждающие конструкции, модернизации инженерных систем, внедрению энергоэффективного оборудования с доведением теплопотребления до 80 киловатт-часов на квадратный метр в год для домов многоэтажной застройки. Решения о капитальном ремонте жилых домов с доведением теплопотребления более 80 киловатт-часов на квадратный метр в год принимаются в исключительных случаях облисполкомами и Минским горисполкомом.
Нашей аудитории, пожалуй, будут более интересны положения Программы, где говорится о необходимости активизировать работу по привлечению собственников к управлению совместными домовладениями и их содержанию, основанную на добровольных принципах, осознании собственниками необходимости непосредственного участия в эксплуатационных расходах по ремонту и содержанию общего недвижимого имущества. В связи с этим предполагается расширить практику применения предусмотренных законодательством способов управления недвижимым имуществом с передачей капитально отремонтированного жилья для дальнейшей эксплуатации и обслуживания участникам совместного домовладения.
Лифты
Особое внимание, говорится в Программе, необходимо уделить ремонту отдельных конструктивных элементов жилых домов, инженерного оборудования и лифтов. В этих целях планируется разработка целевых программ ремонта кровель, балконов, а также замены лифтового оборудования. В настоящее время в жилищном фонде эксплуатируется более 26 тыс. лифтов, из которых около 8 тыс. (30% от общего количества) со сроком службы более 25 лет, в том числе более 3 тыс. (11%) — 30 лет и более. В 2011 году произведена замена 755 лифтов, отработавших нормативные сроки эксплуатации, что составляет только 3% от общего количества лифтов, за 9 месяцев 2012 года — 461 лифта.
В целях обеспечения безопасности граждан при пользовании лифтами, упреждения возможных чрезвычайных ситуаций и выполнения требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» необходимо до 2020 года привести в надлежащее техническое состояние отработавшие установленный срок службы лифты, а также в текущей пятилетке обеспечить поэтапный вывод из эксплуатации лифтов, отработавших более 30 лет, а в последующем — лифтов, срок эксплуатации которых составляет 25 и более лет. Для этого требуется осуществить замену в жилых домах лифтов, отработавших нормативные сроки эксплуатации.
В целях реализации определенных выше задач Программа требует осуществить передачу из республиканской собственности в собственность административно-территориальных единиц акций открытых акционерных обществ, осуществляющих ремонт и техническое обслуживание лифтов.
Государство согласно положениям Программы проводит единую политику в отношении эксплуатации жилищного фонда независимо от формы собственности и его места расположения (городские поселения или сельская местность). Требуется дальнейшее совершенствование надзорной деятельности за эксплуатацией и содержанием жилищного фонда, усиление контроля за организациями, осуществляющими эксплуатацию жилищного фонда, особенно организациями застройщиков и товариществами собственников, с расширением полномочий местных исполнительных и распорядительных органов.
Управление и эксплуатация
Программа констатирует, что в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь граждане имеют возможность выбора способа управления комплексом недвижимого имущества через создание товарищества собственников, привлечение для управления специализированной организации либо использование иных предусмотренных законодательством способов управления. Здесь же отмечается, что самоуправление общим имуществом совместного домовладения в существующем жилищном фонде не получило достаточного развития и поддержки у населения, хотя в правовом отношении, по мнению авторов Программы, созданы все предпосылки.
В настоящее время практически все многоквартирные жилые дома имеют статус совместных домовладений. Создано более 1 300 товариществ собственников, из которых более 1 000 самостоятельно осуществляют техническое обслуживание. Все товарищества сформированы в домах-новостройках.
Что касается рынка оказания жилищно-коммунальных услуг, то здесь преобладают государственные организации. Однако с постепенным увеличением уровня возмещения населением затрат на содержание и эксплуатацию жилищного фонда, развитием альтернативных способов управления недвижимым имуществом в целях улучшения качества оказываемых услуг при снижении их себестоимости должна быть продолжена работа по развитию в сфере эксплуатации жилищного фонда конкурентной среды и партнерских отношений между государством и частными организациями.
В жилых домах, по которым местными исполнительными и распорядительными органами назначены уполномоченные лица по управлению недвижимым имуществом, планируется развивать общественные формирования по месту жительства — комитеты общественного самоуправления, домовые комитеты (советы) — с возложением на них обязанностей по участию в приемке работ по техническому обслуживанию и ремонту жилищного фонда, снятию показаний приборов группового учета тепловой энергии, воды и др.
Программой отмечается, что анализ деятельности органов самоуправления совместными домовладениями свидетельствует о низкой квалификации руководителей и специалистов, работающих в этой сфере. В целях профессиональной подготовки специалистов для ТС, ЖСПК и других формирований самоуправления созданы условия для повышения их квалификации, разработаны учебные программы. Согласно данным, приведенным в Программе, за 2012 год в учебных учреждениях системы Министерства ЖКХ прошли обучение более 500 специалистов.
Пожалуй, всем будет интересно обещание Правительства уделить особое внимание решению проблемных вопросов обеспечения граждан достаточным количеством машино-мест для стоянки и хранения транспортных средств. В связи с этим предусматривается проведение работ по обустройству и расширению существующих автостоянок и парковок, включая обустройство с использованием современных строительных материалов на газонах открытых площадок внутридворовой территории многоквартирных жилых домов покрытий для временного размещения личных автомобилей граждан, расширению проездов дворовых территорий, в том числе при проектировании жилых домов и объектов социально-культурного назначения.
(Окончание следует)