Правление и председатель правления в товариществе собственников жилья

Автор: Игорь БУЕВИЧ, юрист.

Порядок избрания правления и председателя правления товарищества собственников жилья (далее — ТСЖ), а также порядок осуществления ими своей деятельности предусмотрены в ст. 216 нового Жилищного кодекса Республики Беларусь (далее — ЖК), вступившего в силу 2 марта 2013 г.

Вместо председателя товарищества — председатель правления

Как известно, Типовой устав товарищества собственников, который был утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.04.1998 № 569 (далее — Типовой устав), с 15 марта 2013 г. признан утратившим силу согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 07.03.2013 № 155. В соответствии с Типовым уставом, на основе которого создавались уставы всех действующих в настоящее время ТСЖ, органами управления ТСЖ являлись общее собрание, правление товарищества или председатель товарищества. Правление товарищества (председатель товарищества) являлось исполнительным органом ТСЖ. Деятельностью правления руководил председатель правления.

Согласно ЖК должность председателя товарищества упразднена. В число органов управления ТСЖ теперь входят как правление товарищества, так и председатель правления. Это означает, что в тех ТСЖ, в которых единоличным исполнительным органом был избран председатель товарищества, а правление отсутствовало, следует незамедлительно избрать правление и председателя правления, упразднив должность председателя товарищества. В противном случае все решения председателя товарищества после 2 марта 2013 г. (дата вступления в силу ЖК) могут быть признаны незаконными, не имеющими юридической силы. При этом замену одного органа другим следует производить после того, как общим собранием членов ТСЖ будет принят новый устав ТСЖ, основанный на нормах действующего с 2 марта 2013 г. ЖК.

В Типовом уставе правление названо исполнительным органом товарищества. В ЖК правление уже почему-то не называется исполнительным органом. Несмотря на это в ЖК записано, что этот орган осуществляет текущее руководство деятельностью товарищества в соответствии с законодательством, уставом ТСЖ и решениями общего собрания членов ТСЖ. На практике руководство текущей деятельностью юридического лица осуществляет орган исполнительной власти.

Председатель правления ТСЖ также не назван в ЖК исполнительным органом ТСЖ. Однако в ЖК записано, что к компетенции председателя правления товарищества относится осуществление текущего руководства деятельностью ТСЖ в пределах полномочий, определенных ЖК, уставом ТСЖ и трудовым договором (контрактом), заключенным с ним в соответствии с ЖК, Трудовым кодексом Республики Беларусь и иным законодательством о труде.

Как видно, и правление, и председатель правления осуществляют текущее руководство деятельностью товарищества. Права этих органов расписаны в п. 2 и 3 ст. 216 ЖК таким образом, чтобы одну и ту же функцию осуществлять одновременно они не могли. Перечень полномочий правления и его председателя согласно ЖК является открытым. В ЖК записано, что и тот, и другой орган вправе осуществлять иные функции, которые будут возложены на него уставом ТСЖ (а для правления — еще и решениями общего собрания (собрания уполномоченных) членов ТСЖ). При определении дополнительных полномочий этих органов следует соблюдать осторожность, чтобы какие-либо из функций одного из них, закрепленные в ЖК за другим органом, не были перераспределены в пользу того, кто не вправе их исполнять.

Созыв собраний

Как и прежде, одной из важных функций правления является созыв очередных и внеочередных общих собраний членов ТСЖ. Однако согласно ЖК правление теперь может отказать в проведении внеочередного общего собрания (собрания уполномоченных) в случае, если не соблюден установленный порядок подачи инициаторами предложения или требования о созыве такого собрания. Предложение о созыве такого собрания вправе направить в правление местный исполнительный и распорядительный орган, а соответствующее требование — ревизионная комиссия (ревизор) ТСЖ или члены ТСЖ, обладающие в совокупности не менее чем 1/4 голосов от общего количества голосов членов ТСЖ. При составлении мотивированного письменного отказа от созыва внеочередного общего собрания правление должно сослаться на конкретное положение устава ТСЖ, которое не исполнил или ненадлежащим образом исполнил инициатор созыва. Разумеется, это положение устава должно, в свою очередь, строго соответствовать нормам ЖК. Это означает, в частности, что в данном случае не допускается возложение на инициатора созыва дополнительных обязанностей, которые не предусмотрены в ЖК.

Рассмотрение обращений

Новшеством ЖК является запись о том, что правление ТСЖ теперь вправе осуществлять рассмотрение обращений членов ТСЖ и работников товарищества, за исключением обращений по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания членов ТСЖ. Согласно п. 4 ст. 215 ЖК к исключительной компетенции общего собрания членов ТСЖ относится рассмотрение жалоб на решения и действия (бездействие) членов правления товарищества и его председателя, членов ревизионной комиссии (ревизора) товарищества. Таким образом, правление вправе (и одновременно обязано!) рассматривать обращения (а именно: заявления, предложения и жалобы) членов ТСЖ кроме тех, которые указаны в п. 4 ст. 215 ЖК.

Ранее на практике чаще всего получалось так, что различные обращения членов ТСЖ рассматривались, по сути, одним лицом — председателем товарищества (или председателем правления, если в ТСЖ исполнительным органом было правление). Теперь в соответствии с ЖК такую практику придется поменять — председатель правления не имеет право единолично рассматривать и давать ответ на поступившее в правление обращение. Такое обращение должно быть рассмотрено коллегиально членами правления на заседании этого органа.

На практике возможна такая ситуация, когда член ТСЖ адресует свое обращение лично председателю правления. Как в таких случаях следует поступать адресату? По нашему мнению, если обращение не относится к компетенции общего собрания, установленной в п. 4 ст. 215 ЖК, председатель правления обязан перенаправить его для рассмотрения в правление. Возможен ли другой вариант? Возможен, в случае если уставом ТСЖ будет определен перечень вопросов, обращения по которым вправе рассматривать правление, и поступивший от члена ТСЖ на имя председателя правления вопрос не будет входить в этот перечень. Только в этом случае председатель может самостоятельно дать ответ автору обращения.

Организация хозяйственной деятельности

Заслуживает некоторого внимания и такое полномочие правления, как организация хозяйственной деятельности ТСЖ. Такая формулировка носит несколько расплывчатый характер. Особенно если учитывать, что согласно ЖК хозяйственные договоры от имени товарищества вправе подписывать председатель правления. Он же вправе подписывать платежные документы (читай: распоряжаться денежными средствами товарищества), совершать от имени ТСЖ различные действия без доверенности, представлять интересы товарищества в различных органах и организациях и т.д. Складывается впечатление, что в таких условиях функция правления по организации хозяйственной деятельности товарищества носит, по сути, формальный характер.

Позволим себе не согласиться с подобной точкой зрения. По нашему мнению, в данном вопросе очень многое зависит от того, захочет ли само правление осуществлять организацию хозяйственной деятельности товарищества. Одним из действенных способов руководства этим процессом является утверждение планов хозяйственной деятельности товарищества на предстоящий период (например, календарный год). Чем более четким будет такой план, тем сложнее будет председателю правления проявлять излишнюю инициативу.

Другим испытанным на практике способом организации хозяйственной деятельности руководителя является установление в уставе ограничений по заключению им сделок. Такие ограничения могут касаться, например, сумм договоров, которые председатель правления не вправе подписывать без согласования с правлением. При этом согласование может быть как предварительным, так и последующим (то есть после заключения договора). Ограничения могут касаться также и видов договоров, которые не могут заключаться председателем правления без одобрения (согласования) правления. Например, можно запретить председателю правления заключать какие-либо сделки по купле-продаже имущества товарищества.

Таким образом, организацию хозяйственной деятельности товарищества правлению не следует сводить к тому, чтобы лишить председателя правления вообще какой-либо самостоятельности в этом деле. Здесь надо установить разумные и как можно более четкие направления и пределы полномочий руководителя, чтобы, с одной стороны, из-за мелких проблем хозяйственная деятельность товарищества не стопорилась, а с другой стороны, наиболее важные хозяйственные вопросы решались коллегиально, коллективным умом членов правления. По нашему мнению, при таких условиях будет в большей мере соблюден баланс имущественных интересов всех членов ТСЖ.

Порядок избрания

Согласно ЖК правление избирается сроком до 5 лет. Согласно Типовому уставу ТС такой срок составлял всего 2 года. Правление сохраняет свои полномочия до избрания нового состава правления.

Председатель правления избирается из числа членов ТСЖ или принимается на работу по трудовому договору (контракту) в товариществе также на срок до 5 лет. Согласно Типовому уставу ТС этот срок тоже составлял 2 года. Председатель правления слагает свои полномочия перед вновь избранным правлением товарищества.

Досрочное прекращение полномочий правления и его председателя возможно только по решению общего собрания. Этот вопрос входит в исключительную компетенцию общего собрания. Инициаторами созыва общего собрания по вопросу о досрочном прекращении полномочий правления или его председателя могут быть местный исполнительный и распорядительный орган или члены ТСЖ, обладающие в совокупности не менее чем 1/4 голосов от общего количества голосов членов ТСЖ.

Формальные требования к лицу, претендующему на пост председателя правления, остались прежними. Согласно п. 4 ст. 216 ЖК председателем правления ТСЖ может избираться гражданин, имеющий среднее специальное или высшее техническое, экономическое или юридическое образование и прошедший образовательные программы обучающих курсов по вопросам управления общим имуществом, кандидатура которого согласована местным исполнительным и распорядительным органом в порядке, установленном этим органом. В исключительных случаях председателем правления может быть избран гражданин, не имеющий указанного образования, но обладающий необходимыми деловыми и профессиональными знаниями, умениями и навыками, и имеющий опыт работы в сфере управления общим имуществом. Председатель правления обязан повышать свою квалификацию не реже одного раза в 5 лет в установленном порядке.