Ревизионная комиссия товарищества собственников жилья

Автор: Игорь БУЕВИЧ, юрист.

Органом контроля за финансово-хозяйственной деятельностью товарищества собственников (далее — ТС), председателя правления и членов правления по Жилищному кодексу Республики Беларусь (далее — ЖК) является ревизионная комиссия или ревизор. Порядок избрания и осуществления деятельности ревизионной комиссией (ревизором) ТС регулируется в ст. 217 ЖК.

 

В п. 3 ст. 219 ЖК предусмотрен перечень сведений, которые необходимо указывать в уставе ТС. К таким сведениям, в частности, относится информация об органах управления ТС, порядке их избрания, компетенции и принятия ими решений. О контрольном органе ТС в этой статье ничего не говорится. Это означает, что ТС не обязаны указывать в своих уставах сведения о порядке избрания, компетенции и осуществлении деятельности ревизионной комиссией (ревизором). На наш взгляд, такая позиция законодателя принижает роль и значение контрольного органа в ТС. А между тем этот орган, по нашему мнению, играет достаточно большую роль в финансовой жизнедеятельности ТС, является серьезным сдерживающим фактором при нарушении финансовой дисциплины руководством ТС.

Однако, с другой стороны, в рядах членов ТС может просто-напросто не оказаться специалиста необходимой квалификации для проверки бухгалтерии ТС. Для таких случаев в ЖК предусмотрено, что ТС вправе проводить внешний аудит своей финансово-хозяйственной деятельности. Однако наличие в ТС ревизионной комиссии (ревизора) не является препятствием для привлечения внешнего аудитора.

Кстати, в Типовом уставе товарищества собственников, который был утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.04.1998 № 569 и утратил силу с 15 марта 2013 г. согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 07.03.2013 № 155, содержались положения о ревизионной комиссии (ревизоре).

 

Порядок избрания и досрочное прекращение полномочий

Согласно ЖК ревизионная комиссия товарищества собственников избирается на 3 года в составе не менее 3 человек из числа членов ТС. В ранее действовавшем законодательстве (Типовом уставе товарищества собственников) количественный состав ревизионной комиссии не устанавливался, а срок полномочий ее членов составлял 2 года.

Ревизионная комиссия ТС из своего состава избирает председателя.

Функции ревизионной комиссии в ТС вправе исполнять ревизор, избираемый на эту должность и освобождаемый от должности в порядке, установленном для ревизионной комиссии (членов ревизионной комиссии).

В ЖК содержится запрет на избрание на должность члена ревизионной комиссии (ревизора) членов правления и председателя правления, а также их близких родственников и свойственников. В соответствии с Кодексом Республики Беларусь о браке и семье к близким родственникам относятся супруг, дети, родные братья и сестры, дед, бабка и внуки, а к свойственникам — близкие родственники супруга (супруги).

Вопрос о досрочном прекращении полномочий (переизбрании) ревизионной комиссии (ревизора) товарищества собственников вправе выносить на обсуждение общего собрания (собрания уполномоченных) членов ТС:

  • местный исполнительный и распорядительный орган;
  • члены ТС, обладающие не менее чем 1/4 голосов от их общего числа.

В случае прекращения членства в товариществе собственников либо отказа от полномочий члена ревизионной комиссии (ревизора) товарищества может быть избран новый член ревизионной комиссии (ревизор) на оставшийся срок действия полномочий ревизионной комиссии (ревизора).

 

Компетенция и порядок осуществления деятельности

К компетенции контрольного органа относятся:

  • контроль за соблюдением финансово-хозяйственной дисциплины и финансового законодательства правлением, председателем правления, членами ТС в процессе деятельности ТС;
  • проведение не реже одного раза в год проверки финансово-хозяйственной деятельности ТС;
  • предоставление заключения общему собранию (собранию уполномоченных) членов ТС по отчетам правления и председателя правления;
  • предоставление отчета о своей деятельности общему собранию (собранию уполномоченных) членов ТС.

При обнаружении нарушений в финансово-хозяйственной деятельности ТС и (или) финансовых нарушений со стороны правления и (или) председателя правления ревизионная комиссия в 10-дневный срок со дня обнаружения этих нарушений обязана потребовать созыва внеочередного заседания общего собрания (собрания уполномоченных).

Контрольный орган подотчетен только общему собранию (собранию уполномоченных). Высшим органом управления ТС может утверждаться Положение о ревизионной комиссии (ревизоре) ТС.

Важно помнить, что без заключения ревизионной комиссии (ревизора) или внешнего аудитора общее собрание (собрание уполномоченных) не вправе утверждать годовой отчет и годовой баланс товарищества. Все заключения ревизионной комиссии должны приниматься на заседаниях этого органа и подписываться ее председателем.

В целях реализации своих контрольных функций ревизионная комиссия (ревизор) вправе запрашивать необходимые сведения и документацию у правления ТС, его председателя, а также членов ТС. К сожалению, в законодательстве не содержалось ранее и не содержится нынче положения о том, что правление, его председатель и члены ТС обязаны предоставлять такие сведения и документы ревизионной комиссии (ревизору). По этой причине на практике при проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности ТС очень часто возникали конфликтные ситуации. Однако совершенно понятно, что контрольный орган не сможет исполнять свои обязанности надлежащим образом, если ему не будут предоставляться необходимые информация и документы.

По нашему мнению, выходом из этой патовой ситуации может стать указание в уставе ТС об обязательности предоставления правлением, его председателем, работниками аппарата ТС и членами ТС сведений и документов, запрашиваемых ревизионной комиссией (ревизором) при осуществлении ею своих контрольных функций. Причем в уставе же можно дописать, что в случае уклонения от исполнения этой обязанности на виновное лицо могут быть наложены санкции, должностные лица ТС могут быть отстранены от занимаемых должностей, а в отношении членов правления и его председателя в последующем это может стать основанием для досрочного прекращения их полномочий.