Договор строительного подряда: Пленум ВХС расставил точки
В течение осени 2012 г. Пленумом Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь был принят ряд знаковых постановлений, влияние которых на отечественную предпринимательскую и иную хозяйственную (экономическую) деятельность будет велико. Наиболее заметным явилось постановление от 19.09.2012 № 6 «О некоторых вопросах рассмотрения дел, возникающих из договоров строительного подряда» (далее — постановление № 6).
Важность данного нормативного правового документа сложно недооценить. Обуславливается это, в первую очередь, крайне высокой сложностью подрядных споров, наличием множества вопросов относительно толкования вступившей в силу год назад новой редакции Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2011 № 875 (далее — Правила строительного подряда), а также накопившимся объемом проблемных вопросов применения строительного законодательства, которые нуждались в своем законодательном разъяснении хозяйственными судами на основе выработанной ими судебной практики.
Остановимся на отдельных положениях постановления Пленума в настоящем комментарии.
Предмет правоотношений и их нормативная регламентация
В связи с возникновением в судебной практике вопросов относительно возможности применения Правил строительного подряда по различным, связанным со строительством подрядным правоотношениям, в п. 4 постановления № 6 дано разъяснение, что к правоотношениям, возникающим в рамках договора строительного подряда, относятся лишь правоотношения, указанные в ст. 696 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) и п. 2 Правил строительного подряда — это строительство объекта или выполнение строительных, специальных, монтажных, пусконаладочных работ и возмездная передача объекта, результата строительных работ заказчику. Важно обратить внимание на оговорку, имеющуюся в п. 4 постановления № 6, о том, что нормы главы 37 ГК и Правил строительного подряда также применяются к отношениям по строительному подряду, в основе которых лежат решения республиканских органов государственного управления, местных органов управления и самоуправления, принятые в пределах их компетенции. Вместе с тем отмечается, что наличие таких решений не освобождает участников строительства от заключения в установленном законодательством порядке договоров строительного подряда.
В п. 2 и 3 постановления № 6 перечислены основные нормативные правовые и технические нормативные правовые акты, которыми следует руководствоваться при рассмотрении дел, возникающих из договора строительного подряда. Закреплена также норма о возможности применения типовых проформ контрактов, разработанных Международной федерации инженеров-консультантов (FIDIC) с учетом необходимости соблюдения требований законодательства. Аналогичная норма появилась и в Правилах строительного подряда. Изложенное будет объективно содействовать привлечению зарубежного инвестора в строительную сферу Беларуси.
Существенные условия договора строительного подряда
В п. 6 и 7 постановления № 6 обобщены и перечислены все существенные условия договора строительного подряда. При этом важно обратить внимание на норму, ориентирующую суды на взвешенное принятие решений о незаключенности договора в случае недостижения сторонами соглашения по всем существенным условиям договора. В частности, отмечено, что при оценке согласования сторонами существенных условий договора строительного подряда в порядке, установленном законодательством и договором, хозяйственным судам в соответствии со ст. 401 ГК следует учитывать наличие или отсутствие разногласий по предмету договора и иным существенным условиям договора(являющимся таковыми в соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 402 ГК) в процессе совершения сторонами действий по строительству объекта, выполнению строительных и иных работ, сдаче-приемке выполненных работ и объекта, а также по их оплате. Указанный подход закрепил ранее сложившуюся в стране судебную практику.
Кроме того, закреплен механизм взыскания задолженности за работы, выполненные по договору, признанному незаключенным. Пленум в своем постановлении ориентирует подрядчиков на заявление аналогичных требований на основании иной нормы права — по правилам главы 59 ГК о неосновательном обогащении. При этом в постановлении № 6 указано, как определять стоимость работ в последнем случае — исходя из взаимно подписанных актов сдачи-приемки выполненных работ, а также цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы, услуги, и методики расчета стоимости строительных и иных работ, утвержденная Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь (правило п. 3 ст. 394 ГК).
Формирование цены работ
В Республике Беларусь осуществляется переход на формирование твердой неизменной цены при заключении договора строительного подряда. На сегодняшний день данный вопрос регулируется следующими нормативными правовыми актами:
- Указом Президента Республики Беларусь от 11.08.2011 № 361 «О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и внесении изменений в некоторые Указы Президента Республики Беларусь»;
- Положением о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.03.2005 № 235 и действующем сегодня в редакции постановления от 20.02.2007 № 224;
- Положением о порядке формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.03.2005 № 235 и действующего сегодня в редакции постановления от 20.02.2007 № 224 (далее — Положение о порядке формирования цены и расчетов);
- Положением о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов (в том числе этапов работ по строительству), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553 (далее — Положение о порядке формирования неизменной цены).
Порядок применения этих нормативных актов исходя из даты подписания архитектурно-планировочного задания (до 01.01.2012 или после указанной даты) закреплен в п. 10 постановления № 6.
В анализируемом документе указывается на то, что п. 9, 11 и 12 Положения о порядке формирования цены и расчетов и п. 10 Положения о порядке формирования неизменной цены предусмотрены исчерпывающие перечни случаев, когда договорная (неизменная договорная) цена может корректироваться.
Основной подход, который и ранее применялся хозяйственными судами, отражен в постановлении № 6 и состоит в том, что в соответствии с п. 73 Правил строительного подряда заказчик или подрядчик в процессе исполнения договора имеет право требовать изменения существенных условий договора в случаях существенного увеличения стоимости строительства объекта (выполнения строительных работ) вследствие внесения заказчиком изменений в проектную документацию или изменения налогового законодательства. Изменения и дополнения в договор вносятся в соответствии с законодательством путем заключения сторонами дополнительного соглашения (п. 71 Правил строительного подряда).
Кроме того, в постановлении № 6 указано на необходимость и порядок трехстороннего согласования дополнительных работ, не предусмотренных в конкурсной и проектной документации. Несоблюдение указанной обязанности влечет утрату подрядчиком права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков, если он не докажет необходимости немедленных действий в интересах заказчика, в частности, в связи с тем, что приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства (п. 4 ст. 698 ГК).
Оплата работ под условием
В постановлении № 6 закреплен сложившийся в хозяйственных судах подход относительно возможности взыскания оплаты за работы, срок которой «привязан» к определенному событию: поступления оплаты от заказчика генподрядчику и т.п. В документе прямо указано, что в подобных случаях выполненные работы подлежат оплате независимо от наступления события, после которого должна была быть оплачена работа. Отмечено также, что если договор субподряда содержит условие об оплате выполненных работ после наступления определенного события, срок для оплаты необходимо исчислять в соответствии с п. 2 ст. 295 ГК, если иное не установлено договором. Исходя из содержания указанной нормы ГК может определяться и право на начисление штрафных санкций, ответственности за пользование чужими денежными средствами.
Сдача-приемка выполненных работ
Одной из распространенных проблем, связанных с приемкой выполненных работ является приемка результата неуполномоченным лицом. В постановлении № 6 отражен подход, согласно которому хозяйственные суды должны взвешенно подходить к подобным ситуациям. Суд вправе при оценке указанных документов учесть действия заказчика по последующему одобрению факта подписания актов (справок) неуполномоченным лицом. Если будет доказано последующее одобрение факта принятия работ неуполномоченным лицом — такие акты должны будут приниматься судом во внимание.
Еще один немаловажный момент, отраженный в постановлении № 6, — права подрядчика в случае частичного несогласия заказчика с данными, содержащимися в актах сдачи-приемки. В п. 55 Правил строительного подряда содержится указание на обязанность подрядчика при возвращении заказчиком актов с мотивированным отказом обеспечить предъявление заказчику документов для оплаты стоимости выполненных строительных работ в той части, которая не оспаривается сторонами. В п. 16 постановления № 6 указано и о правомерности другой модели поведения подрядчика — предъявления в судебном порядке требований о взыскании задолженности односторонне им подписанных актов.
Закон предоставляет заказчику право оспорить в судебном порядке подобные акты, а кроме того, и даже ранее им подписанные акты. В таких случаях хозяйственный суд обязан будет проверить обоснованность доводов заказчика в том числе путем проведения экспертизы, взаимного осмотра и обмера результатов работ сторонами, привлечением в процесс компетентных специалистов (экспертов), представителей государственных органов.
Следует отметить, что наличие подписанного акта сдачи-приемки не только облегчает процесс доказывания по делу, но и предоставляет подрядчику право на обращение в суд в упрощенном приказном порядке. По односторонне подписанным актам сдачи-приемки подобное невозможно.
Также в п. 65 Правил строительного подряда закреплено право заказчика требовать признания в судебном порядке недействительным акта сдачи-приемки, подписанного только одной стороной, в случае если мотивы отказа от подписания этого акта будут признаны судом обоснованными. В связи с отсутствием судебной практики применения данной нормы в постановлении № 6 не нашло своего отражения ее разъяснение: каким образом происходит признание одностороннего акта сдачи-приемки недействительным: по самостоятельному иску или в ходе оценки возражений заказчика по делу о взыскании с него задолженности по такому акту. Вместе с тем представляется, что законодатель имел в виду именно второй подход: оценку подобного акта в рамках имущественного иска о взыскании задолженности за выполненные работы.
Замечания относительно качества работ
В постановлении № 6 сохранен подход, установленный в п. 60 Правил строительного подряда о том, что некачественные работы оплате не подлежат. Вместе с тем дано разъяснение о том, когда заказчик обязан заявить возражения относительно качества работ и в какой форме. В частности, в п. 20 и 23 постановления № 6 указано, что заказчик обязан заявить в установленном порядке (в документе, удостоверяющем приемку) о претензиях к качеству работ в момент их приемки. В то же время претензии, заявленные заказчиком после приемки выполненных работ, могут приниматься судами лишь в двух случаях:
- в документе, удостоверяющем приемку или ином документе была закреплена такая возможность;
- недостатки имели скрытый характер и не могли быть обнаружены при обычном способе приемки.
Во всех иных случаях у заказчика возникает обязанность оплатить принятые работы, однако он одновременно приобретает и право требования устранения выявленных недостатков в период гарантийного срока.
Более того, что касается скрытых недостатков, согласно п. 23 постановления № 6, если выявленные недостатки не носили скрытый характер, а являлись явными, которые могли быть установлены при обычном способе приемки, если иное не предусмотрено договором, заказчик, принявший работы без проверки, лишается права ссылаться на подобные недостатки выполненной работы (п. 3 ст. 673 ГК).
Технический, авторский и иной надзор за строительством
Отдельный пункт постановления № 6 посвящен порядку осуществления надзора за строительными работами и действиям заказчика в случае выявления недостатков. В частности, отмечено, что право заказчика ссылаться на обнаруженные в ходе осуществления контроля и технического надзора за выполнением работ отступления от условий договора строительного подряда, которые ухудшили качество работ, или иные их недостатки обусловлено немедленным уведомлением об их наличии подрядчика. Оценка своевременности такого уведомления должна определяться хозяйственным судом в каждом конкретном случае в зависимости от срока, который требовался для устранения выявленных недостатков.
Индексация стоимости строительно-монтажных работ
В связи с тем, что в действующей редакцией Правил строительного подряда не предусмотрено изменение стоимости строительных работ в связи с инфляцией на момент фактических расчетов при нарушении сроков их оплаты, в постановлении № 6 указано на возможность применения индексации только в случае, если стороны прямо договорятся об этом в договоре.
Кроме того, разъяснен механизм начисления индексации. Она может быть заявлена аналогично процентам за пользование чужими денежными средствами только после взыскания (оплаты) основного долга или одновременно с ним. До оплаты (взыскания) основного долга требования о взыскании индексации не подлежат удовлетворению в суде.
В постановлении № 6 также разъяснен механизм применения зачетного характера взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами и инфляции.
Гарантийные обязательства
В постановлении № 6 разъяснен порядок исчисления гарантийного срока по подрядным работам. В частности, отмечено, что согласно п. 66 Правил строительного подряда гарантийный срок исчисляется:
- по договорам, предметом которых являлось строительство объектов, — со дня утверждения в установленном порядке акта приемки объекта в эксплуатацию;
- по договорам, предметом которых являлось выполнение строительных работ, — со дня приемки заказчиком результата строительных работ;
- на выполненные субподрядчиками строительные работы, являющиеся предметом договора, — со дня приемки в установленном порядке объекта в эксплуатацию или результата строительных работ заказчиком от генерального подрядчика;
- если объект или результат строительных работ, являющиеся предметом договора, не принимаются заказчиком по не зависящим от подрядчика причинам, — со дня, когда заказчик должен был их принять.
В силу п. 2 ст. 710 ГК на подрядчика возлагается бремя доказывания наличия причинной связи между недостатками (дефектами), обнаруженными в пределах гарантийного срока, и нормальным износом объекта или его частей, неправильной его эксплуатацией или неправильностью инструкций по его эксплуатации, разработанных самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами, ненадлежащим ремонтом объекта, произведенным самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами.
Также в разделе о гарантийных обязательствах закреплена норма, корреспондирующая с приемкой работ с явными недостатками. В частности, в постановлении № 6 отмечено, что в случае предъявления требований, связанных с ненадлежащим качеством результата работ, обнаруженных в пределах гарантийного срока, заказчик в силу п. 2, 3 ст. 673 ГК вправе ссылаться исключительно на отступления от договора подряда и иные недостатки, которые были указаны в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку работ, а также недостатки, которые не могли быть установлены при обычном способе приемки (скрытые недостатки).
Кроме того, постановлением № 6 Пленум ВХС обратил внимание на особенности соотнесения сокращенного срока исковой давности по требованиям, вытекающим из ненадлежащего качества работ (1 год) и гарантийных сроков.
Законная и договорная ответственность
В главе 10 Правил строительного подряда закреплены нормы об ответственности стороны в случае ненадлежащего исполнения ими обязательств по договору строительного подряда. В связи с двоякими формулировками, содержащимися в п. 87 Правил строительного подряда, в постановлении № 6 указано, что стороны по соглашению могут установить только большие размеры ответственности и иные ее виды. Размеры, меньше установленных Правилами строительного подряда, в договорах устанавливать нельзя.
Расторжение договора строительного подряда
В постановлении № 6 дано судебное толкование содержанию п. 76, 77, 79 Правил строительного подряда и ст. 420–421, 669, 670, 672, 676 и 700 ГК в части расторжения договора по соглашению сторон и по инициативе одной из сторон. При этом указано, что обоснованность одностороннего расторжения договора, в том числе соблюдение установленной законодательством процедуры одностороннего отказа от исполнения договора, подлежит оценке хозяйственным судом исходя из конкретных обстоятельств дела и условий, содержащихся в указанных нормах законодательства.
В частности, при одностороннем расторжении подрядчиком договора строительного подряда в соответствии с п. 3 ст. 700 ГК в связи с невозможностью использования без ухудшения качества выполняемых работ представленных заказчиком материалов или оборудования вывод об обоснованности расторжения договора может быть сделан хозяйственным судом только при условии представления подрядчиком достоверных доказательств о несоответствии представленных заказчиком материалов или оборудования требованиям проектной и нормативно-технической документации, об ухудшении по этой причине качества выполняемых работ и о выполнении своей обязанности заявить заказчику требования о замене заказчиком представленных материалов или оборудования в разумный срок.
Разумный срок должен определяться с учетом всех обстоятельств дела и в первую очередь в зависимости от предмета договора строительного подряда, характеристик и назначения материалов или оборудования, подлежащих замене.
В постановлении № 6 также разъяснен порядок применения п. 78 Правил строительного подряда в части несоставления акта о расторжении договора строительного подряда. Отмечено, что если двусторонний акт в порядке, установленном п. 78 Правил строительного подряда, не подписан или подписанный сторонами двусторонний акт не содержит согласованные ими обязательства, связанные с расторжением договора, установленные п. 78 Правил строительного подряда, но стороны в соответствии с п. 77 Правил строительного подряда пришли к соглашению о расторжении договора строительного подряда, то договор считается расторгнутым.
Изменение существенных условий договоров, заключенных на торгах
С целью пресечь возможные злоупотребления со стороны победителей подрядных торгов в строительстве, в постановлении № 6 указано, что оценивая правомерность изменения сторонами условий договора строительного подряда, заключенного при строительстве объектов, по которым законодательством установлено обязательное проведение подрядных торгов, хозяйственным судам следует исходить из того, что согласно п. 4 ст. 417 ГК выигравшим торги (тендер) на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу — лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организаторами торгов, предложило лучшие условия. В этой связи не допускается по соглашению сторон изменение существенных условий договора (предмет договора, договорная (контрактная) цена работ), в том числе и иных условий, на основании которых определялся победитель торгов, за исключением случаев, когда имеются основания, установленные законодательством, для их изменения. В частности, нормами Положения о порядке формирования цены и расчетов, Положения о порядке формирования неизменной цены, предусмотрены случаи, когда договорная цена может корректироваться.
Последствием несоблюдения указанных требований законодательства, предусматривающих запрет на изменение условий торгов, может быть установление факта ничтожности соглашения сторон о внесении изменений в условия договора строительного подряда.
В целом необходимо отметить прогрессивный характер постановления № 6. Нормы, содержащиеся в нем должны стать ориентиром для сторон по договору строительного подряда, уберечь их от возможных правовых ошибок, нацелить на правомерное поведение в ходе реализации строительных проектов.