Кто в теремочке живет?..

Автор: Игорь БУЕВИЧ, юрист.

Деятельность, противоречащая закону, как известно, запрещена. А если с доходов от нее платить налоги — это что-нибудь изменит? Казалось бы, ответ очевиден. Ну, действительно, очень сложно понять действия государства, принимающего налоговые платежи, например, от наркобаронов взамен на предоставление зеленого света их караванам смерти.

Но то, что ясно для теории, бывает туманно для практики. Рассмотрим в качестве примера деятельность по фиктивной прописке, ныне — регистрации.

Правда жизни…

Эта история берет свое начало с того момента, когда в 2006 году на окраине деревни Сеница Минского района в поисках места жительства физического лица был обнаружен двухэтажный жилой дом, на звонок в который двери никто не открыл. Дом оказался пуст и по всем внешним признакам было видно, что в нем никто не живет. Этому можно было бы не удивляться, если бы капитан из местного отделения милиции как бы между прочим ни сообщил о том, что в этом доме было прописано более 100 человек. На телефонный звонок с вопросом как найти жильца, хозяин дома спокойно ответил, что такой информации он предоставлять не хочет, и за ответом послал в правоохранительные органы.

До обращения к властям было установлено, что найденный жилой дом служил «профессиональным» прибежищем для тех, кто желал получить прописку без права на проживание. Потенциальные клиенты такой услуги привлекались с помощью нехитрой рекламы типа «пропишу», размещенной в газетах и сети Интернет. По указанному в рекламном объявлении телефону можно было узнать, что за заветный штампик на 1 год надо было заплатить где-то 300 долларов в белорусских рублях по курсу Национального банка Республики Беларусь.

Такая деятельность показалась довольно странной и не вписывающейся в действующее законодательство. Последовав совету хозяина дома, были направлены запросы в Министерство внутренних дел Республики Беларусь (далее — МВД), Департамент финансовых расследований (далее — ДФР), а также в Инспекцию Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Минской области (далее — ИМНС). Суть запроса в МВД состояла в просьбе разобраться, почему в теремке никто не живет, хотя за ним числится больше сотни живых душ, в том числе разыскиваемое лицо. В запросах в ДФР и ИМНС содержалась просьба о том, чтобы была дана оценка фактам того, что хозяин жилого дома использует свое имущество в интересах, противных интересам государства: осуществляет незаконную деятельность по фиктивной прописке граждан, получает от этой деятельности незаконные доходы, с которых возможно не платит налоги.

Из МВД поступил ответ о том, что разыскиваемое лицо прописано с соблюдением норм соответствующего законодательства, а в случае его отсутствия по месту прописки необходимо инициировать процедуру розыска в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь. ДФР в своем письме сообщил, что хозяин дома осуществляет деятельность по сдаче внаем жилых помещений, получает от нее доход, из которого исправно платит подоходный налог, зарегистрирован в качестве налогоплательщика в районном налоговом органе, и нарушений в его деятельности не выявлено. Тому факту, что в результате такой деятельности ни один из многочисленных жильцов не вселился в дом, финансовая милиция оценку не дала.

Но всех превзошла ИМНС. Она поблагодарила за представленную информацию и, сославшись на то, что содержание, формы и методы проведения проверки относятся к налоговой тайне, сообщать заявителю что-либо по существу запроса вообще отказалась. Почему результаты налоговой проверки по заявлению о незаконной деятельности налогоплательщика вдруг стали налоговой тайной, в письме областной ИМНС разъяснено не было. Судя по дальнейшим действиям налогового органа, каких-либо нарушений им тоже обнаружено не было.

Из полученных ответов стало понятно как минимум одно — деятельность по фиктивной прописке является законной. И если с этой деятельности платятся налоги, то претензий к ней и быть не может. Вот так практика жирно перечеркнула выводы теории.

…и правда закона

Мы решили разобраться с этим вопросом. Сразу оговоримся, что мы проанализируем поставленный вопрос и с позиции действующего законодательства о регистрации граждан. Как известно, в настоящее время институт прописки заменен регистрацией, однако юридическая сущность данного действия от этого не изменилась. Современный взгляд на поднятую проблему актуален еще и потому, что объявления «пропишу» сегодня плавно видоизменились в объявления «зарегистрирую», а под ними как стояли, так и стоят все те же знакомые до рези в глазах номера телефонов.

Для того чтобы анализировать какую-либо деятельность вообще, следует разобраться сначала, что же происходит при ее осуществлении и каковы результаты. Понятное дело, что собственник жилья сам никого раньше прописать не мог, а сегодня не в состоянии зарегистрировать, так как эти действия были и остаются административной процедурой, совершаемой уполномоченным государственным органом. Жилую площадь для реального проживания прописанного (зарегистрированного) лица как не предоставлялась, так и не предоставляется. Собственник жилья занимается лишь оформлением документов, целью которых является получение псевдожильцом штампа о временной прописке (регистрации по месту пребывания).

На первый взгляд ничего предосудительного тут нет. Ну и правда, желает человек получить лишнюю копейку от использования своей недвижимости и при этом преступления не совершает. Однако обратимся к законодательству. Согласно п. 1 ст. 733 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) по договору возмездного оказания услуг одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. В силу ст. 128 и 129 ГК услуги являются объектом гражданских прав, а потому могут быть предметом сделок. Согласно ст. 154 ГК сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Итак, если считать, что собственник жилья и псевдожилец вступили в сделку, связанную с получением последним прописки (регистрации), то получается, что данные действия направлены не на установление гражданских прав, а на совершение административной процедуры. ГК и иные акты законодательства не связывали и не связывают в настоящее время установление каких-либо гражданских прав и факта прописки (регистрации). Конечно, в обыденном правосознании бытует до сей поры мнение о том, что прописка (регистрация) подразумевает наличие права на проживание. Однако в данном случае мы имеем дело с классическим образчиком обыденного правосознания, которое зачастую грешит тем, что ставит телегу впереди лошади.

Ранее действовавшими актами законодательства, например Положением о порядке прописки граждан Республики Беларусь в городе Минске, утвержденным решением Мингорисполкома от 21.04.1997 № 330, предусматривалось, что прописку вправе получить те граждане, которые согласно жилищному законодательству имеют право пользования жилым помещением. И никак не наоборот.

В действующем законодательстве это прописано еще более четко. Так, согласно п. 4.9 и 4.10 Положения о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 07.09.2007 № 413 «О совершенствовании системы учета граждан по месту жительства и месту пребывания» (далее — Положение), под регистрацией по месту жительства (месту пребывания) понимается постановка граждан на регистрационный учет по месту их жительства (месту пребывания). Нам кажется, что написано достаточно понятно, поэтому государственным органам следует все-таки отдать предпочтение юридической точке зрения на проблему взамен бытовому мнению. И еще один важный момент. Для получения прописки ранее требовалось представить договор найма, заключенный между собственником жилья и нанимателем. Это правило действует и сегодня, что отражено в п. 4.2 Положения.

Согласно ст. 27 Жилищного кодекса Республики Беларусь под договором найма жилого помещения понимается соглашение, по которому одна сторона (наймодатель) обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение во владение и пользование за плату. Однако намерения передавать жилое помещение в пользование собственник не имел раньше и не имеет теперь, прямыми доказательствами чего служат рекламные объявления типа «пропишу» («зарегистрирую»), а также последующие действия сторон договора найма.

С точки зрения гражданского законодательства заключение договора найма без цели предоставить жилое помещение в пользование носит характер мнимой сделки. Согласно п. 1 ст. 171 ГК мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей юридические последствия, ничтожна. Понятно, что ничтожная сделка не может являться основанием не только для возникновения гражданских прав, но и для совершения административной процедуры.

Так, согласно п. 10, 37 и 39 Положения гражданину отказывается в регистрации по месту жительства или месту пребывания в случае представления не соответствующих требованиям законодательства документов, а в случае совершения регистрации на основании такого рода документов осуществляется снятие с регистрационного учета. Предоставление ничтожного договора найма жилого помещения с целью фиктивной регистрации является нарушением и норм административного законодательства.

Таким образом, следует вывод о том, что сделки между гражданами, связанные с получением прописки (регистрации), вне зависимости от факта получения доходов противоречат ГК. Согласно ст. 169 ГК сделка, не соответствующая требованиям законодательства, ничтожна, если законодательный акт не устанавливает, что такая сделка оспорима или не предусматривает иных последствий нарушения. Это означает, что услуги по фиктивной прописке (регистрации) были и в настоящее время остаются незаконными.

Еще одним доказательством незаконности фиктивной регистрации является ст. 23.53 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, предусматривающего административную ответственность за проживание без регистрации по месту жительства или по месту пребывания в случаях, когда регистрация по месту пребывания является обязательной. Эту норму не может не нарушить лицо, которое зарегистрировано в одном месте, а реально проживает в другом.

Налоги из ничего

Ну а может, мы зря ломаем копья, и вполне допустимо, что с доходов от незаконной деятельности все-таки можно взимать налоги. Согласно п. 1 ст. 28 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) объектами налогообложения признаются обстоятельства, с наличием которых у плательщика возникают налоговое обязательство. Согласно п. 1 ст. 168 ГК недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Из приведенных правовых норм НК и ГК следует вывод о том, что факт совершения недействительной возмездной сделки не может рассматриваться как обстоятельство, влекущее юридическое последствие в виде возникновения налогового обязательства. На наш взгляд, в случае обнаружения такого факта налоговые органы не должны прятаться за ширму налоговой тайны, тем самым давая карт-бланш незаконной деятельности, а в силу п. 1.4.2 ст. 81 НК в порядке, установленном законодательством, вправе направить в суд иски о признании осуществляемой плательщиком (иным обязанным лицом) деятельности незаконной, а также о признании сделок (договоров) недействительными.

В заключение вернемся к изложенной нами истории про теремок. По результатам анализа ответов МВД, ДФР и ИМНС было составлено новое заявление. Оно было направлено Генеральному прокурору, в Комитет государственной безопасности Республики Беларусь и Совет Безопасности. В нем был поднят вопрос не только о том, что деятельность по фиктивной прописке является незаконной, а полученные от нее доходы — подлежащими налогообложению, но и о том, что как показывает жизнь, занимающиеся ею лица вольно или невольно содействуют террористической деятельности. Лицу, которое осуществляет тщательную подготовку к теракту, необходима легализация в городе в течение длительного времени, и фиктивная прописка как нельзя удобна для такого лица. Неприятно еще и то, что такая прописка (сегодня — регистрация) может сопровождаться необременительным по размеру «кормлением» должностных лиц низовых звеньев правоохранительных и других государственных органов, призванных осуществлять контроль за этой деятельностью, а на деле оказывающих «услуги» по охране прописанных лиц от внимания со стороны. В заявлении не содержалось какой-либо просьбы, его лейтмотив сводился к формуле «делайте, что хотите».

Адресаты не стали цепляться за несоответствие заявления требованиям Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан», а перенаправили его в МВД. Оттуда поступил ответ, что исполкомом сельсовета при осуществлении прописки граждан не были учтены требования п. 1 Типового договора найма жилого помещения в домах частного жилищного фонда в Республике Беларусь, утвержденного приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 13.07.1999 № 110 (в настоящее время утратил силу), согласно которому наймодатель предоставляет нанимателю и членам его семьи жилое помещение во владение и пользование за плату. В связи с допущенными нарушениями в адрес вышестоящего райисполкома направлено представление об их устранении.

Судя по нынешней рекламе, в которой изменено только слово «пропишу» на слово «зарегистрирую», теремок по-прежнему пригревает милых сердцу псевдожильцов…

Наш telegram-канал