Вступает в силу новый Закон о нормативных правовых актах

Автор: Александр ГОРБАЧ, юрист - .

С 1 февраля 2019 года вступает в силу новый Закон Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее – Закон № 130-З). С этой же даты  Закон Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах» утрачивает силу.

 

Согласно ст. 1 Закона № 130-З он определяет систему и виды НПА, принимаемых (издаваемых) нормотворческими органами (должностными лицами), устанавливает порядок их подготовки, проведения экспертиз, принятия (издания), опубликования (обнародования), вступления в силу, действия, толкования и систематизации. В то же время указано, что он не распространяется на акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, ненормативные (индивидуальные) правовые акты, локальные правовые акты нормотворческих органов (должностных лиц), международные договоры Республики Беларусь и иные международно-правовые акты, содержащие обязательства Республики Беларусь, если иное не предусмотрено Законом № 130-З, а также на ТНПА в области технического нормирования и стандартизации в части, урегулированной законодательством о техническом нормировании и стандартизации.

Новое определение, содержащееся в п. 8. ст. 1 Закона № 130-З, говорит, что нормативный правовой акт – это официальный документ установленной формы, принятый (изданный) нормотворческим органом (должностным лицом) в пределах его компетенции или референдумом с соблюдением предусмотренной законодательством процедуры, который направлен на установление, изменение, официальное толкование, приостановление, возобновление, продление и прекращение действия норм права как общеобязательных правил поведения постоянного или временного характера, рассчитанных на индивидуально не определенный круг лиц и неоднократное применение.

Законодательство в ст. 3 Закона № 130-З определено как система НПА, характеризующаяся их внутренней согласованностью, иерархией и обеспечивающая правовое регулирование общественных отношений. Законодательство составляют следующие НПА:

  • Конституция Республики Беларусь;
  • решения, принятые республиканским референдумом;
  • законы Республики Беларусь;
  • декреты, указы Президента Республики Беларусь;
  • постановления Совета Министров Республики Беларусь;
  • постановления Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь;
  • постановления Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;
  • НПА Верховного Суда Республики Беларусь, Генеральной прокуратуры, нормотворческих органов, подчиненных (подотчетных) Президенту;
  • НПА министерств, иных республиканских органов госуправления;
  • решения, принятые местным референдумом, решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов;
  • НПА иных нормотворческих органов (должностных лиц);
  • технические нормативные правовые акты.

Статья 4 Закона № 130-З дает развернутое определение ненормативного правового акта – это официальный документ установленной формы, принятый (изданный) нормотворческим органом (должностным лицом) в пределах его компетенции или референдумом с соблюдением предусмотренной законодательством процедуры, который не содержит норм права и в целях применения действующих норм права устанавливает обязательные предписания распорядительного и (или) организационного характера, в том числе в отношении индивидуально определенных лиц (изменяет или прекращает действие этих предписаний), и (или) рассчитан на однократное применение. К ненормативным правовым актам относятся:

  • распоряжения председателей палат Национального собрания Республики Беларусь;
  • распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь;
  • программы, стратегии, концепции, планы мероприятий либо мер по осуществлению какой-либо деятельности;
  • правовые акты распорядительного и (или) организационного характера, принимаемые в соответствии с Избирательным кодексом Республики Беларусь;
  • правовые акты об одобрении проектов международной технической помощи, о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи конкретным гражданам и юридическим лицам;
  • иные правовые акты, обладающие указанными выше признаками.

Также дается развернутое определение локального акта, которым считается официальный документ, принятый (изданный) нормотворческим органом (должностным лицом), устанавливающий обязательные правила поведения в целях регулирования вопросов организации внутренней деятельности данного нормотворческого органа (его территориальных органов), подчиненных ему (входящих в его состав, систему) организаций. Установлено, что к локальным актам относятся:

  • акты, действие которых ограничивается нормотворческим органом (его территориальными органами), подчиненными ему (входящими в его состав, систему) организациями, в том числе в случаях, если территориальные органы, подчиненные ему (входящие в его состав, систему) организации не определены непосредственно в текстах таких актов;
  • акты, распространяющие свое действие исключительно на работников нормотворческого органа (его территориальных органов), подчиненных ему (входящих в его состав, систему) организаций, а также на лиц, проходящих службу (воинскую службу) в этих органах и организациях, в том числе в случаях, если эти работники и лица индивидуально не определены в текстах таких актов;
  • акты, предусматривающие создание и (или) определяющие порядок деятельности структурных подразделений, комиссий и иных формирований нормотворческого органа (его территориальных органов), подчиненных ему (входящих в его состав, систему) организаций;
  • акты, обладающие признаками, указанными выше, однако подлежащие в соответствии с законодательством совместному принятию либо согласованию с госорганом, реализующим государственную политику в определенной сфере общественных отношений;
  • иные акты, обладающие указанными выше признаками.

При этом определено, что действие локальных актов не должно затрагивать права, свободы и обязанности иных граждан и юридических лиц.

Техническим нормативным правовым актам отведена целая глава 3 Закона № 131-З. Определены основные требования к ТНПА и их виды.

В Законе № 130-З значительно расширены основные принципы нормотворческой деятельности. Вводится такое понятие как публичное обсуждение проектов НПА (ст. 7), в заключительных положениях содержится поручение Правительству утвердить Положение о порядке проведения публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов.

Глава 4 Закона № 130-З посвящена требованиям нормотворческой техники. Расширены и конкретизированы языковые требования, предъявляемые к тексту НПА, требования к терминологии, стилистические требования.

Значительные изменения произошли и в нормах, регулирующих нормотворческий процесс.

Также целая глава 9 посвящена реализации НПА.

Кроме всего прочего Закон № 130-З имеет объемное приложение «Требования нормотворческой техники».

Закон № 130-З вступает в силу с 1 февраля 2019 г.

Наш telegram-канал