Определен порядок публичного обсуждения проектов нормативно-правовых актов

Автор: Александр ГОРБАЧ, юрист - .

Положение о порядке проведения публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов (далее – Положение) утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.01.2019 № 56 (далее – Постановление № 56). Документ принят во исполнение норм Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее – Закон № 130-З), который вступает в силу 1 февраля 2019 г.

 

Определено, в частности, что публичное обсуждение проектов нормативных правовых актов (НПА) проводится в целях реализации принципа гласности нормотворческой деятельности, получения общественной или профессиональной (экспертной) оценки содержащихся в проекте норм права, а также определения соответствия проекта НПА общественным ожиданиям для возможной последующей корректировки проекта. При этом установлено, что публичное обсуждение осуществляется на основе принципов открытого и независимого участия юридических и физических лиц в его проведении. Согласно Положению:

  • публичное общественное обсуждение проектов НПА – это обсуждение проектов с участием неопределенного круга лиц;
  • публичное профессиональное обсуждение проектов НПА – это обсуждение проектов с участием определенного круга лиц, осуществляющих профессиональную, образовательную, научную или общественную деятельность в сфере регулирования общественных отношений обсуждаемого проекта нормативного правового акта.

В соответствии с п. 2 Положения объектами публичного обсуждения, как правило, являются:

  • проекты законодательных актов и постановлений Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан и юридических лиц и устанавливающие новые либо принципиально изменяющие существующие подходы к правовому регулированию определенной сферы общественных отношений;
  • проекты актов законодательства, которые могут оказать существенное влияние на условия осуществления предпринимательской деятельности;
  • иные проекты НПА, подлежащие публичному обсуждению по поручению Президента Республики Беларусь, Правительства, Администрации Президента либо по инициативе организатора публичного обсуждения.

В то же время, установлено, что не подлежат публичному обсуждению проекты НПА:

  • подготовленные в связи с заключением, исполнением, приостановлением действия или прекращением международных договоров, а также касающиеся организации внешних сношений;
  • регулирующие общественные отношения в области обеспечения обороны и национальной безопасности, защиты госсекретов, военно-технического сотрудничества, экспортного контроля, лицензирования видов деятельности, связанных со специфическими товарами (работами, услугами), бюджетного, валютного законодательства;
  • об установлении, введении, изменении и прекращении действия республиканских налогов, сборов (пошлин) и местных налогов и сборов;
  • направленные на реализацию основных направлений денежно-кредитной политики;
  • содержащие госсекреты, а также иную информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено;
  • срок подготовки которых по поручению Президента Республики Беларусь, Правительства, Администрации Президента составляет менее 15 календарных дней.

Положением определено, что организаторами публичного обсуждения проектов НПА могут выступать:

  • Президент Республики Беларусь;
  • депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь;
  • Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь;
  • Совет Министров Республики Беларусь;
  • граждане Республики Беларусь, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек;
  • нормотворческий орган (должностное лицо) либо государственный орган (организация), осуществляющие подготовку проекта нормативного правового акта.

Относительно способов публичного обсуждения НПА установлено, что оно осуществляется в глобальной компьютерной сети Интернет на сайте «Правовой форум Беларуси». При этом идентификация пользователей, участвующих в публичном обсуждении на этом сайте, осуществляется посредством хранения сведений о сетевом (IP) адресе устройства пользователя, присвоенном при размещении им сообщения. Публичное обсуждение также может осуществляться путем парламентских слушаний, в СМИ и иными способами, не противоречащими законодательству, в том числе посредством проведения заседаний научных, консультативных, общественных советов при государственных органах.

Положение устанавливает, что для публичного обсуждения проект НПА размещается на государственном языке (государственных языках), на котором он подготовлен. При этом к проекту НПА прилагается информация о необходимости принятия (издания) данного НПА, а также при необходимости иные материалы, относящиеся к проекту НПА. Размещение информации о проведении публичного обсуждения проекта НПА осуществляется на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь и в СМИ и (или) на информационных ресурсах, размещенных в глобальной компьютерной сети Интернет, определенных организатором публичного обсуждения, а также на официальных сайтах государственных органов (организаций) в глобальной компьютерной сети Интернет.

В п. 8 Положения определено, что при публичном обсуждении проектов НПА в СМИ юридические лица, на которые возложены функции редакций СМИ:

  • размещают в СМИ проект НПА и иные документы, относящиеся к проекту;
  • указывают адрес, в том числе специально созданный для этих целей адрес электронной почты, для приема замечаний и (или) предложений по проекту НПА;
  • обеспечивают сбор поступивших замечаний и (или) предложений по проекту НПА, а также их направление организатору публичного обсуждения не позднее двух рабочих дней после завершения публичного обсуждения.

Относительно рассмотрения поступивших в ходе публичного обсуждения замечаний и (или) предложений по проекту НПА установлено, что оно осуществляется организатором публичного обсуждения совместно с заинтересованными госорганами (организациями), к компетенции которых относятся высказанные замечания и (или) предложения, в сроки, обеспечивающие его своевременную подготовку. Заинтересованные госорганы (организации) по результатам рассмотрения поступивших в ходе публичного обсуждения замечаний и (или) предложений по проекту НПА должны предоставить организатору публичного обсуждения в установленный им срок в случае целесообразности учета данных замечаний и (или) предложений редакцию соответствующих положений проекта НПА либо обоснование неучета таких замечаний и (или) предложений.

В соответствии с п. 17 положения проект НПА после доработки с учетом замечаний и (или) предложений, поступивших в ходе его публичного обсуждения, подлежит направлению на согласование (повторное согласование) с заинтересованными госорганами (организациями) (за исключением случаев внесения в проект НПА изменений, обусловленных требованиями нормотворческой техники, не влияющих на содержание предписаний НПА, а также случаев, когда положения проекта НПА в части, затрагивающей компетенцию заинтересованных госорганов (организаций), в процессе его доработки не были изменены). При этом предусмотрено, что проект НПА может быть вынесен на повторное публичное обсуждение.

Также определено, что информация о результатах проведенного публичного обсуждения проекта НПА и рассмотрения поступивших при этом замечаний и (или) предложений включается в обоснование необходимости принятия (издания) НПА и учитывается при прогнозировании последствий принятия (издания) НПА.

Постановление № 56, как и Закон № 130-З, вступает в силу с 1 февраля 2019 г.