Ненормативные правовые акты: правовой статус

Автор: Ирина РУЗОВА, главный советник отдела конституционного права управления конституционного и международного права Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, журнал "Юридический мир", № 7/2019 - .

Понятие ненормативного правового акта закреплено в ст. 4 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее — Закон).

 

Согласно п. 1 указанной статьи ненормативный правовой акт обладает следующими признаками:

1) является официальным документом;

2) имеет установленную форму;

3) принят (издан) нормотворческим органом (должностным лицом) в пределах его компетенции или референдумом с соблюдением преду­смотренной законодательством процедуры;

4) не содержит норм права;

5) устанавливает (изменяет или прекращает) обязательные предписания распорядительного и (или) организационного характера в целях применения действующих норм права;

6) может быть принят (издан) в отношении индивидуально определенных лиц;

7) рассчитан на однократное применение.

Сравним в таблице нормативный правовой акт и ненормативный правовой акт:

Нормативный правовой акт

(п. 8 ст. 2 Закона)

Ненормативный правовой акт

(п. 1 ст. 4 Закона)

Является официальным документом Является официальным документом
Имеет установленную форму Имеет установленную форму
Принят (издан) нормотворческим органом (должностным лицом) в пределах его компетенции или референдумом с соблюдением преду­смотренной законодательством процедуры Принят (издан) нормотворческим органом (должностным лицом) в пределах его компетенции или референдумом с соблюдением преду­смотренной законодательством процедуры
Направлен на установление, изменение, официальное толкование, приостановление, возобновление, продление и прекращение действия норм права как общеобязательных правил поведения постоянного или временного характера Не содержит норм права, устанавливает (изменяет или прекращает) обязательные предписания распорядительного и (или) организационного характера в целях применения действующих норм права
Рассчитан на индивидуально не определенный круг лиц Может быть принят (издан) в отношении индивидуально определенных лиц
Рассчитан на неоднократное применение Рассчитан на однократное применение

 

Перечень видов ненормативных правовых актов закреплен в п. 2 ст. 4 Закона:

Виды ненормативных правовых актов
Распоряжения председателей палат Национального собрания Республики Беларусь
Распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь
Программы, стратегии, концепции, планы мероприятий либо мер по осуществлению какой-либо деятельности
Правовые акты распорядительного и (или) организационного характера, принимаемые в соответствии с Избирательным кодексом Республики Беларусь
Правовые акты об одобрении проектов международной технической помощи, о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи конкретным гражданам и юридическим лицам
Иные правовые акты, обладающие признаками ненормативного правового акта

Как видно из приведенной таблицы, данный перечень является открытым и предполагает отнесение к ненормативным правовым актам целого ряда иных видов правовых актов, которые обладают признаками, перечисленными в п. 1 ст. 4 Закона.

Так, помимо включенных в данный перечень видов актов, к ненормативным правовым актам будут также относиться решения (требования, предписания) контролирующих органов, решения лицензирующих органов, решения таможенных, налоговых органов, решения органов местного управления и самоуправления, не являющиеся нормативными правовыми актами в силу ст. 19 Закона, решения государственных органов (организаций), принимаемые в рамках осуществления административных про­цедур), и др.

Несмотря на то что большинство требований Закона не распространяют свое действие на ненормативные правовые акты (п. 2 ст. 10), нормами ст. 47 Закона установлено, что проекты ненормативных правовых актов подлежат обязательной юридической экспертизе, которая должна проводиться юридической службой нормотворческого органа (должностного лица), подготовившего такой акт (абз. 8 ч. 2).

Что касается принятых ненормативных правовых актов, то в соответствии с п. 1 ст. 48 Закона обязательная юридическая экспертиза таких актов Министерством юстиции Республики Беларусь не проводится (ч. 2 п. 1 ст. 48 Закона).

Ненормативные правовые акты вступают в силу со дня их принятия (издания), если в этих актах не установлен иной срок (п.1.7 п. 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 24.02.2012 № 3 «О некоторых вопросах опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Беларусь»).

Ненормативный правовой акт может быть оспорен в судебном порядке. Дела о проверке законности ненормативных правовых актов рассматриваются судом в порядке, установленном главой 25 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — ХПК). В соответствии со ст. 230 ХПК в случае, если судом будет установлено, что ненормативный правовой акт не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, суд примет решение о признании такого акта недействительным, а также вынесет решение об обязанности соответствующего государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иного органа или должностного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и законных интересов юридического лица, индивидуального предпринимателя или гражданина (ч. 2 и 3 ст. 230 ХПК).

Следует отличать ненормативные правовые акты от ответов государственных органов по обращениям граждан и юридических лиц. Ответы госорганов по обращениям граждан и юридических лиц не обладают статусом ненормативного правового акта. Обжалование таких ответов будет осуществляться в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300‐З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (ст. 20).