Порядок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях

Автор: Кирилл АРЦИМЕНЯ, старший прокурор отдела прокуратуры Минской области, младший советник юстиции - .

Подготовка дела об административном правонарушении органом, ведущим административный процесс, к рассмотрению заканчивается составлением протокола об административном правонарушении либо прекращением дела об административном правонарушении (ч. 1 ст. 10.26 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП)).

 

Обжалование постановления о прекращении дела

Непосредственный порядок обжалования постановления о прекращении дела об административном правонарушении урегулирован главой 7 ПИКоАП. Постановление о прекращении дела может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий государственный орган, прокурору или в суд, которые в свою очередь по результатам рассмотрения жалобы вправе своим решением его отменить, а материалы дела направить на новую подготовку.

С жалоб на постановления о прекращении дела государственная пошлина не взимается.

Право на обжалование постановления о прекращении дела предоставлено участникам административного процесса, а также иным юридическим и физическим лицам, если вынесенным процессуальным решением затрагиваются их права и законные интересы. Поскольку законодателем круг лиц, имеющих право на обжалование решений должностного лица, ведущего административный процесс, строго ограничен,

жалоба подается в письменной форме, так как электронное обращение не позволяет идентифицировать лицо, его направившее.

Жалоба на постановление о прекращении дела может быть подана в течение 15 дней со дня вынесения такого постановления. В гл. 7 ПИКоАП не предусмотрено продление срока обжалования или восстановление пропущенного срока, поэтому указанный срок является пресекательным, его пропуск вне зависимости от причин влечет утрату лицом права на обжалование.

Если на момент поступления такой жалобы в прокуратуру срок наложения административного взыскания по делу истек, в ходе ее рассмотрения прокурором дается оценка соблюдения норм административно-процессуального законодательства при ведении административного процесса, а также правомерности исчисления срока наложения административного взыскания. В случае установления нарушений с целью недопущения их в дальнейшем принимаются меры прокурорского реагирования, вместе с тем постановление о прекращении дела отмене не подлежит, так как имеется обстоятельство, исключающее административный процесс, — истечение срока наложения административного взыскания (п. 3 ст. 9.6 ПИКоАП).

Напомним, что по общему правилу, изложенному в ст. 7.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП),

административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения.

В то же время напомним, что в отношении длящихся административных правонарушений там же установлено, что административное взыскание за них может быть наложено не позднее двух месяцев со дня обнаружения такого правонарушения либо его прекращения в случае, когда такое правонарушение было прекращено до его обнаружения, если иное не предусмотрено ст. 7.6 КоАП.

 

Обжалование постановления по делу

Рассмотрение дела об административном правонарушении оканчивается вынесением судом, органом, уполномоченным рассматривать дела, постановления по делу об административном правонарушении (далее — постановление), которое вступает в законную силу по истечении срока на обжалование и опротестование. Непосредственный порядок обжалования как не вступивших, так и вступивших в законную силу постановлений урегулирован гл. 12 ПИКоАП.

Жалоба на постановление может быть подана в течение 10 суток со дня получения лицом, в отношении которого ведется административный процесс, копии этого постановления. Если постановление было вынесено в присутствии указанного лица, 10-дневный срок исчисляется со дня объявления ему постановления (ч. 1 ст. 12.4 ПИКоАП).

Статья 12.1 ПИКоАП определяет перечень лиц, которые могут обжаловать постановление по делу об административном правонарушении, при этом в ст. 12.11 ПИКоАП установлены обязательные требования к содержанию жалобы на постановление. Следует помнить, что электронные жалобы к рассмотрению не принимаются.

Порядок обжалования не вступивших в законную силу постановлений определен в ст. 12.2 ПИКоАП, при этом ПИКоАП не предусматривает механизма подачи жалоб на такие постановления в органы прокуратуры.

В свою очередь, порядок обжалования вступивших в законную силу постановлений определен ст. 12.11 ПИКоАП. Вступившее в законную силу постановление может быть пересмотрено по жалобе лица, в отношении которого оно вынесено, потерпевшего, их представителей, защитника, если оно обжаловалось до вступления его в законную силу, либо по протесту прокурора.

Следует обратить внимание, что

органами прокуратуры, как правило, принимаются к рассмотрению жалобы на вступившие в законную силу постановления, при этом не имеет значения, обжаловалось ли постановление до его вступления в законную силу.

Необходимым условием принятия прокурором к рассмотрению жалобы на постановление является уплата государственной пошлины, предусмотренной п. 5 приложения 17 к Налоговому кодексу Республики Беларусь. Оригинал документа, подтверждающего уплату госпошлины, представляется в орган прокуратуры. Ставка государственной пошлины при рассмотрении жалоб на постановления зависит от размера и вида административного взыскания. При этом имеет значение размер административного взыскания, выраженный в базовых величинах, а не в сумме в рублях, что важно при подаче жалобы после изменения размера базовой величины. В случае нахождения в трудной жизненной ситуации заявитель вправе обратиться в прокуратуру с заявлением об освобождении его от уплаты государственной пошлины полностью либо частично. К заявлению необходимо приложить документы, свидетельствующие о состоянии здоровья, материальном и семейном положении заявителя.

В соответствии с ч. 3 и 4 ст. 12.11 ПИКоАП жалоба (протест) на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении. Указанный срок принесения протеста не считается пропущенным, если жалоба на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении подана прокурору до истечения шестимесячного срока. Данная норма носит пресекательный характер, не содержит каких-либо исключений и применяется вне зависимости от причин, по которым жалоба не была подана в установленный законодательством срок.

В случае несоответствия содержания вышеописанным требованиям жалоба не принимается к рассмотрению с направлением заявителю соответствующего разъяснения о необходимости устранения недостатков, при этом устанавливается срок для их устранения. В случае неустранения недостатков в установленный срок жалоба возвращается заявителю.

В ситуации, когда к жалобе не приложен оригинал документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, жалоба также возвращается заявителю, за исключением случая, когда жалоба подана накануне истечения 6-месячного срока для обжалования (опротестования). В этой ситуации в целях надлежащей реализации прав заявителя ему устанавливается срок для уплаты государственной пошлины, в случае ее неуплаты в установленный срок жалоба возвращается заявителю, в случае уплаты — считается поданной.

При подаче жалобы лицом, не имеющим права обжалования, жалоба возвращается заявителю.