Иностранцев, въезд которых нежелателен или запрещен, включат в список

Автор: Александр ГОРБАЧ, юрист - .

Положение о Списке лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен (далее — Положение), утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.06.2020 № 366 (далее — Постановление № 366).

 

Извлечения из указанного документа опубликованы официально на Национальном правовом интернет-портале.

Документ устанавливает порядок включения иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – иностранцы) в Список лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен (далее – Список), и исключения иностранцев из Списка, а также порядок его ведения.

Согласно Положению Список – это банк данных об иностранцах, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен, представляющий собой информационно-техническую систему, включающую совокупность представляемых Комитетом государственной безопасности, Министерством внутренних дел, Государственным пограничным комитетом, Министерством иностранных дел сведений об иностранцах, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен.

Положение также, в частности, содержит следующие термины и их определения:

  • закрытие въезда – комплекс организационных, технических, правовых и иных мер, направленных на недопущение въезда в Республику Беларусь иностранцев, право на въезд которых ограничено по основаниям, предусмотренным Законом Республики Беларусь от 04.01.2010 № 105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» (далее – Закон), и включение таких иностранцев в Список;
  • инициатор закрытия въезда – государственный орган, который в соответствии с Положением принимает решение о депортации, высылке, передаче иностранному государству в соответствии с международным договором о реадмиссии, отказе во въезде в Республику Беларусь и (или) оформляет заключение на закрытие (открытие) иностранцам въезда в Республику Беларусь для включения их в Список;
  • решение – юридически оформленный в соответствии с требованиями законодательства документ о депортации, высылке, передаче иностранному государству в соответствии с международным договором о реадмиссии, отказе во въезде в Республику Беларусь, отмене таких решений, разрешении въезда и пребывания в Республике Беларусь на срок не более одного месяца, разрешении однократного въезда и (или) пребывания в Республике Беларусь, сокращении срока запрета въезда в Республику Беларусь;
  • разрешение на однократный въезд и (или) пребывание в Республике Беларусь – решение должностного лица органа пограничной службы, таможенного органа, органа внутренних дел о разрешении иностранцу, включенному в Список по основанию, предусмотренному в абзаце 6 ч. 1 ст. 30 Закона, однократного въезда и (или) пребывания в Республике Беларусь при условии предоставления документов, подтверждающих исполнение им постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа, либо получения от иностранца обязательства об исполнении соответствующего постановления в кратчайший срок с вручением ему письменного уведомления о необходимости исполнения постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа в период пребывания на территории Республики Беларусь;
  • разрешение на въезд и пребывание в Республике Беларусь – решение органа, принявшего решение об отказе во въезде в Республику Беларусь либо о включении иностранца в Список, о разрешении иностранцу въезда и пребывания в Республике Беларусь на срок не более одного месяца;
  • открытие въезда – комплекс организационных, технических, правовых и иных мер, направленных на исключение иностранца из Списка в порядке и на основаниях, установленных настоящим Положением;
  • срок запрета въезда – период времени, в течение которого иностранцу запрещен въезд в Республику Беларусь;
  • транслитерация – точная передача знаков одной письменности знаками другой письменности, при которой каждый знак (последовательность знаков) одной системы письма передается одним и тем же знаком (последовательностью знаков) другой системы письма.

Пунктом 3 Положения определено, что Список создан в целях обеспечения учета сведений об иностранцах, в отношении которых приняты соответствующие решения, для организации информационного взаимодействия государственных органов по недопущению въезда таких иностранцев в Республику Беларусь.

Определено, что информация об иностранцах, включенных в Список, предоставляется:

  • госорганам и иным организациям иностранных государств, а также международным организациям и межгосударственным образованиям – в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;
  • иностранцам, включенным в Список, их представителям – безвозмездно по их запросам, в том числе посредством глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте Министерства внутренних дел, о фактических обстоятельствах и основаниях, сроках запрета их въезда в Республику Беларусь, за исключением иностранцев, включенных в Список на основании абзацев 10 и 11 ч. 1, абзаца 5 ч. 2 ст. 30 Закона.

В соответствии с Положением в Список включаются иностранцы при наличии оснований, предусмотренных в ст. 30 и ч. 1 ст. 70 Закона.

Согласно ст. 30 Закона иностранцу может быть отказано в выдаче визы для въезда в Республику Беларусь или во въезде в Республику Беларусь, если:

  • иностранец в пункте пропуска через Государственную границу нарушил правила пересечения Государственной границы, таможенные правила, – до устранения нарушения;
  • срок действия документа для выезда за границу не превышает девяноста суток до дня предполагаемого выезда иностранца из Республики Беларусь;
  • иностранец осужден в Республике Беларусь или другом государстве за совершение преступления, признаваемого таковым в соответствии с Уголовным кодексом Республики Беларусь, и судимость не снята или не погашена;
  • иностранец во время своего пребывания в Республике Беларусь неоднократно (пять и более раз) в течение одного календарного года привлекался к административной ответственности и не истек срок, по окончании которого он считается не подвергавшимся административному взысканию;
  • иностранец, подвергнутый во время своего пребывания в Республике Беларусь административному взысканию в виде штрафа, не уплатил его в срок, установленный законодательными актами Республики Беларусь для исполнения постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа;

  • иностранец не может подтвердить наличие средств, необходимых для покрытия расходов по его пребыванию в Республике Беларусь и выезду из Республики Беларусь, или предъявить гарантии предоставления таких средств в порядке и размере, устанавливаемых Советом Министров Республики Беларусь;
  • истек срок временного пребывания иностранца в Республике Беларусь, предусмотренный ч. 1 и 2 ст. 39 Закона;
  • имеются достаточные основания полагать, что иностранец может уклониться от выезда из Республики Беларусь по окончании срока временного пребывания или временного проживания либо использовать территорию Республики Беларусь для незаконной миграции в третье государство;
  • пребывание иностранца в Республике Беларусь противоречит интересам национальной безопасности Республики Беларусь, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод граждан Республики Беларусь и других лиц;
  • въезд иностранца в Республику Беларусь должен быть ограничен в целях реализации международных договоров Республики Беларусь;
  • иностранец, подлежащий обязательному медицинскому страхованию в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь, не имеет договора обязательного медицинского страхования, заключенного с белорусской страховой организацией, или договора медицинского страхования, заключенного с иностранной страховой организацией, действительного на территории Республики Беларусь;
  • в документе иностранца для выезда за границу отсутствует место для простановки отметки о въезде иностранца в Республику Беларусь и (или) отметки о его выезде из Республики Беларусь.

Здесь же установлено, что иностранцу отказывается в выдаче визы для въезда в Республику Беларусь или во въезде в Республику Беларусь, если:

  • при представлении в соответствующие государственные органы Республики Беларусь документов, необходимых для получения визы для въезда в Республику Беларусь или принятия решения о его въезде в Республику Беларусь, иностранец сообщил ложные сведения, представил документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Республики Беларусь, в том числе подложные, поддельные или недействительные документы;
  • иностранец включен в Список лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен;
  • Республика Беларусь объявила иностранца неприемлемым или нежелательным (persona non grata);
  • имеются сведения, что иностранец является или являлся лицом, осуществляющим экстремистскую, в том числе террористическую, деятельность, имеет или имел отношение к деятельности, направленной на причинение ущерба национальной безопасности Республики Беларусь, к незаконному обороту оружия, боеприпасов к нему, взрывчатых веществ, взрывных устройств, предметов, поражающее действие которых основано на использовании горючих веществ, радиоактивных материалов, наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, организации незаконной миграции, торговле людьми;
  • иностранец имеет заболевание, включенное в перечень заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения.

В свою очередь, ч. 1 ст. 70 Закона говорит, что на основании исполненного решения о депортации, высылке или передаче иностранному государству в соответствии с международным договором о реадмиссии иностранец включается в Список лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен.

Сведения об иностранцах вносятся в Список Комитетом государственной безопасности. Для оформления заключения на закрытие иностранцу въезда в Республику Беларусь решения территориальных органов пограничной службы направляются в Государственный пограничный комитет, решения территориальных органов внутренних дел и постановления суда – в управления внутренних дел облисполкомов, главное управление внутренних дел Минского горисполкома либо Министерство внутренних дел. Госорганы и иные государственные организации в соответствии с компетенцией направляют инициатору закрытия въезда мотивированное ходатайство с приложением документов, обосновывающих необходимость принятия решения об отказе иностранцу во въезде в Республику Беларусь. Инициатор закрытия въезда не позднее одного месяца со дня регистрации материалов проводит необходимые проверочные мероприятия и о принятом решении информирует государственные органы и государственные организации, их направившие.

Согласно п. 10 Положения закрытие въезда иностранцу, включенному в Список на основании исполненного решения о депортации, высылке, передаче иностранному государству в соответствии с международным договором о реадмиссии, осуществляется на срок, установленный в ч. 2 – 4 ст. 70 Закона. На основании решения об отказе во въезде в Республику Беларусь иностранец включается в Список. В решении об отказе во въезде в Республику Беларусь указывается срок запрета въезда, предусмотренный в ч. 4 ст. 30 Закона. В случае, если по истечении установленного срока запрета въезда обстоятельства, послужившие основанием для включения иностранца в Список, не устранены, инициатором закрытия въезда может быть вынесено новое решение об отказе во въезде на срок, предусмотренный законодательством.

Пунктом 12 Положения предусмотрено, что срок запрета въезда иностранцу может быть сокращен инициатором закрытия въезда самостоятельно либо по ходатайству госорганов, государственных организаций, граждан Республики Беларусь и иных лиц:

  • в случае изменения или устранения обстоятельств, послуживших основанием для включения иностранца в Список;
  • для защиты прав и свобод граждан Республики Беларусь и других лиц;
  • в интересах национальной безопасности Республики Беларусь.

Определено, что госорганы, государственные организации, граждане Республики Беларусь и иностранцы могут вносить инициатору закрытия въезда мотивированные ходатайства о сокращении срока запрета въезда, которые должны быть рассмотрены инициатором в сроки, установленные Законом Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц». При этом инициатору закрытия въезда предоставлено право не информировать госорганы, государственные организации, которые не являются органами, принимающими решения об отказе во въезде в Республику Беларусь, а также граждан Республики Беларусь и иностранцев об основаниях закрытия въезда и причинах принятия отрицательных решений по их ходатайствам.

Установлено, что иностранец исключается из Списка в случае:

  • истечения срока запрета въезда;
  • полного сокращения срока запрета въезда;
  • отмены решения, на основании которого иностранец включен в Список.

Исключение из Списка иностранцев в связи с истечением срока запрета въезда осуществляется КГБ без уведомления инициатора закрытия въезда, в том числе, по материалам органов иностранных государств или международных организаций, полученным в порядке, установленном законодательством и международными договорами Республики Беларусь.

Также Положением предусмотрено, что должностными лицами органов пограничной службы, таможенных органов, органов внутренних дел разрешаются однократный въезд и (или) пребывание в Республике Беларусь иностранцу, включенному в Список на основании абзаца 6 ч. 1 ст. 30 Закона, в случаях:

  • представления им документов об исполнении постановления о наложении органами внутренних дел либо органами пограничной службы административного взыскания в виде штрафа;
  • вручения письменного уведомления о разрешении однократного въезда и пребывания по установленной форме, предусматривающего необходимость исполнения постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа в кратчайший срок.

Определено, что в случае, если имеются иные основания для непропуска иностранца через Государственную границу Республики Беларусь, кроме указанных в абзаце 6 ч. 1 ст. 30, должностные лица органов пограничной службы, таможенных органов вручают ему уведомление об отказе во въезде по установленной форме с разъяснением требований ч. 1 ст. 23.55 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Основные положения Постановления № 366 вступают в силу с 1 июля 2020 г.