Последствия несоблюдения требований законодательства о борьбе с коррупцией

Автор: Ольга БОБКОВА, начальник отдела прокуратуры Минской области, советник юстиции - .

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 17 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее — Закон) государственное должностное лицо не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично либо через иных лиц, оказывать содействие супругу (супруге), близким родственникам или свойственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение.

 

Согласно ч. 1, 5 ст. 40 Закона денежные средства, предоставленные в нарушение законодательства о борьбе с коррупцией и поступившие на банковский счет государственного должностного или приравненного к нему лица, подлежат перечислению им в республиканский бюджет в течение 10 дней со дня, когда государственному должностному или приравненному к нему лицу стало об этом известно. В случае, если государственное должностное или приравненное к нему лицо отказывается добровольно сдать незаконно полученное им или супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками, совместно с ним проживающими и ведущими общее хозяйство, имущество либо возместить его стоимость или стоимость работ, услуг, незаконно полученных им или супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками, совместно с ним проживающими и ведущими общее хозяйство, при отсутствии признаков преступления, это имущество или соответствующая стоимость работ, услуг подлежат взысканию в доход государства на основании решения суда по иску государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией. Государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, до обращения в суд вправе наложить арест на имущество, незаконно полученное государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом, не обладающим дипломатическим иммунитетом.

 

Пример

В суд обратился прокурор с иском к Я., в котором указал, что при осуществлении надзора за исполнением антикоррупционного законодательства выявлены факты несоблюдения ответчиком, являющимся государственным должностным лицом, установленных ограничений. Поскольку ответчик не перечислил полученные денежные средства в бюджет, как того требует ст. 40 Закона, прокурор просил взыскать с Я. в пользу государства незаконно полученные денежные средства, а также пошлину за рассмотрение дела судом.

В ходе проведенной прокуратурой в 2022 году проверки ОАО «Д» установлено, что Я., работающий с 01.05.2016 в должности старшего прораба - начальника участка ОАО «Д», с 26.03.2015 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и в 2019 - 2021 годах осуществлял предпринимательскую деятельность. При этом с 2019 года на расчетные счета ИП Я. поступили денежные средства в общем размере около 73 тыс. руб.

В соответствии с должностной инструкцией Я. относится к руководителям. Более 50 % долей ОАО «Д» находится в собственности государства. Следовательно, как государственное должностное лицо Я. является субъектом, на которого распространяется действие Закона (ст. 1 и ст. 3). При поступлении на работу 01.05.2016 Я. дано письменное обязательство соблюдать ограничения, установленные ст. 17 Закона, в том числе не заниматься предпринимательской деятельностью.

С учетом изложенного суд, рассмотрев заявленные требования, констатировал, что Я. не имел права осуществлять предпринимательскую деятельность, а извлеченные при осуществлении указанной деятельности денежные средства получены в нарушение законодательства о борьбе с коррупцией. Решением районного суда, с учетом определения суда апелляционной инстанции, с Я. в доход государства взысканы денежные средства в размере около 73 тыс. рублей, полученные в нарушение законодательства о борьбе с коррупцией, а также более 3,6 тыс. рублей пошлины в доход государства.

 

Наш telegram-канал