Если банкомат не выдал деньги

Автор: Александр ЖУК, юрист.

Банкоматы в наше время стали делом вполне привычным и даже необходимым. Законодательство определяет банкомат как электронно-механический программно-технический комплекс, обеспечивающий выдачу и (или) прием наличных денежных средств, совершение других операций с использованием карточки, не противоречащих законодательству Республики Беларусь, а также регистрацию этих операций.

 

Поскольку банкомат — это машина, то она, к сожалению, подвержена поломкам, рискам сбоя программного обеспечения и т.п. Поэтому, хоть изредка, но бывают случаи, когда при попытке снять деньги с карточки банкомат выдает чек, но не выдает деньги либо выдает не всю запрошенную сумму. Как правильно поступить в такой ситуации?

Прежде всего необходимо успокоиться. Банкомат — это сложный механизм, лишенный чувств и эмоций, поэтому бесполезно на него ругаться и уж тем более не стоит стучать по нему. Выдавая чек, в котором указана требуемая сумма, но не выдавая самих денег, банкомат не обманывает вас и не оставляет купюры себе «на чай». Помните, что не выданные вам деньги из банкомата никуда не денутся. Поэтому вашей главной задачей становится оперативное и законное получение запрошенной суммы. В этом вам поможет наш простой алгоритм необходимых действий.

Итак, как поступить в данной ситуации?

Первым делом нужно, конечно же, сохранить чек, выданный банкоматом. Чек является основным документом для отстаивания ваших прав. Согласно законодательству, чек, выданный банкоматом, в обязательном порядке должен содержать идентификационный код банкомата, дату и время совершения операции, сумму и валюту операции, а также реквизиты банковской карточки.

Если вы получили все-таки какую-то сумму, то необходимо переписать номера и номиналы полученных в банкомате купюр.

Важно при этом записать фамилии, имена, телефоны, адреса и паспортные данные свидетелей (людей, которые стояли за вами в очереди, сотрудников магазина, в котором находится банкомат и т.п.). Учтите, что свидетелей может и не быть. В таком случае вам придется доказывать факт невыдачи денег только с чеком на руках. Однако если банкомат установлен, например, в помещении магазина, то проблем со свидетелями не будет. Кроме того, всегда можно будет воспользоваться записями камер наблюдения, установленными в торговой точке, попросить выступить в вашу поддержку представителей администрации магазина.

Следующим шагом будет телефонный звонок в банк, который вам выдал пластиковую карточку, — нужно сообщить именно туда о факте невыдачи банкоматом денег. Обязательно уточните фамилию, имя и должность сотрудника банка, который принял ваше сообщение.

Затем вам нужно будет написать заявление в банк (форма заявления есть в банке). Рекомендуем написать заявление в двух экземплярах, один из которых останется у вас с отметкой банка о принятии заявления к рассмотрению (со входящим номером и датой). В заявлении укажите о том, что хотите получить ответ из банка в письменной форме.

Если по каким-то причинам вы не можете написать заявление непосредственно в банке, то отправьте его по почте с уведомлением о вручении. Почтовую квитанцию обязательно сохраните.

Учтите, что на ваше заявление распространяются требования Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан», действующего сегодня в редакции Закона от 01.11.2004 № 340-З. Следовательно, обращение должно быть рассмотрено не позднее 1 месяца со дня его регистрации в банке. При необходимости проведения специальной проверки, запроса необходимой информации руководитель банка может продлить указанный срок, но не более чем на 1 месяц с одновременным уведомлением вас об этом. Нарушение законодательства об обращениях граждан согласно ст. 9.13 КоАП влечет наложение штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин.

После получения вашего заявления банк будет обязан провести собственное расследование. Ответ из банка может быть как положительный, так и отрицательный. В первом случае вы получаете деньги, во втором — приобретаете право обратиться в суд. Кроме того, про отказ банка выдать вам деньги вы имеете право сделать запись в книге замечаний и предложений, а также направить письмо в Национальный банк Республики Беларусь.

Если вы последуете нашим советам, приведенным выше, то при обращении в суд на отказ банка выдать вам деньги, у вас на руках уже будет внушительный пакет документов. И, поскольку в отношениях с банком вы выступаете как потребитель, у вас также возникает право требовать возмещения морального вреда. Причем госпошлиной подобное требование облагаться не будет.

Полезно также знать следующие вещи.

Если банкомат не выдал деньги (или выдал только часть суммы), но с карт-счета деньги были списаны, то это очень легко проверить. При инкассации банкомата излишки наличности обязательно будут выявлены, и это подлежит отражению в соответствующих документах банка.

Если банк все отрицает, то суд обязательно запросит записи камеры банкомата, на которой практически всегда видно, получили вы деньги или нет. В России было несколько случаев, когда банки отказывали в выдаче денег клиентам, однако в ответ на запрос из милиции «обнаруживались» отсутствие записи либо ремонт банкомата именно в это время и в этот день. Деньги клиентам возвращали.

Если вы снимали деньги в банкомате «не своего» банка, то в этом случае прежде всего надо обращаться именно в тот банк, который обслуживает «проблемный» банкомат.

Если банкомат «съел» вашу карточку либо отключился в момент выдачи денег, надо немедленно звонить в банк и блокировать карточку. Со всем остальным будете разбираться потом.

Конечно, все вышеперечисленные советы и рекомендации не являются стопроцентной гарантией возврата ваших денег, но они значительно повышают ваши шансы на успех.

В заключение необходимо отметить, что в большинстве таких случаев вопрос решается в пользу клиента, и свои деньги он получает, хотя бы потому, что для банка его репутация гораздо важнее «сэкономленной» суммы, пусть даже и весьма значительной. Да и, понятное дело, попытаться обдурить банк, предъявляя необоснованные претензии, может только человек, мягко говоря, неадекватного поведения.

А вот если ситуации с невыдачей денег повторяются — это повод задуматься о смене обслуживающего вас банка.

Решать вопросы с банком — дело, конечно же, достаточно хлопотное. Но ведь свои права, согласитесь, отстаивать надо.

"Личный юрист", № 3/2011