Исчисление стажа работы для будущих адвокатов, юристов-лицензиатов и нотариусов: есть изменения

Автор: Александр ГОРБАЧ, юрист - .

Министерство юстиции Республики Беларусь (далее – Минюст) приняло ряд постановлений, которыми изменяется порядок исчисления стажа по специальности для соискателей специальных разрешений (лицензий) на право осуществления адвокатской деятельности, деятельности по оказанию юридических услуг, а также для целей допуска к осуществлению нотариальной деятельности.

 

Адвокатская деятельность

Минюстом принято постановление от 18.12.2018 № 219 «О порядке исчисления стажа работы по специальности соискателей специальных разрешений (лицензий) на право осуществления адвокатской деятельности» (далее – Постановление № 219). Напомним, что ранее данные вопросы были урегулированы постановлением Минюста от 20.10.2017 № 213 «О порядке исчисления стажа работы по специальности соискателей специальных разрешений (лицензий) на право осуществления адвокатской деятельности» (далее – Постановление № 213). Этот документ Постановлением № 219 признается утратившим силу.

Отметим сразу, что каких-либо существенных изменений в порядке исчисления стажа для будущих адвокатов, на наш взгляд, не произошло, скорее можно говорить о корректировке указанного порядка.

Так, Постановлением № 219 определено, что в стаж работы по специальности, необходимый для получения специальных разрешений (лицензий) на право осуществления адвокатской деятельности (далее – стаж работы по юридической специальности), включается:

1) работа в органах и организациях любых организационно-правовых форм, непосредственно связанная с защитой прав и законных интересов граждан и юридических лиц, укреплением законности и правопорядка, в том числе:

  • в Минюсте, в иных госорганах и государственных организациях на должностях, требующих юридического образования;
  • в органах принудительного исполнения на должностях, требующих юридического образования;
  • в Белорусской нотариальной палате, областных и Минской городской нотариальных палатах Белорусской нотариальной палаты на должностях, требующих юридического образования;
  • в Белорусской республиканской коллегии адвокатов, областных и Минской городской коллегиях адвокатов на должностях, требующих юридического образования;
  • прокурорским работником;
  • секретарем судебного заседания, секретарем судебного заседания – помощником судьи, секретарем судебной коллегии, судьей, в суде на должностях, требующих юридического образования;
  • консультантом государственной нотариальной конторы, стажером государственного нотариуса, государственным нотариусом, старшим государственным нотариусом, заведующим, заместителем заведующего государственной нотариальной конторой, консультантом нотариальной конторы, консультантом нотариального бюро;
  • стажером адвоката;
  • заместителем руководителя организации по правовым вопросам, юристом, юрисконсультом, руководителем структурного подразделения и специалистом в организации на должностях, требующих юридического образования;
  • руководителем, заместителем руководителя юридического лица, оказывавшего юридические услуги на основании специального разрешения (лицензии) на право осуществления деятельности по оказанию юридических услуг с указанием составляющей лицензируемый вид деятельности услуги – юридические услуги;
  • преподавателем юридических дисциплин в учреждениях высшего, среднего специального образования и организациях, реализующих образовательные программы послевузовского образования;
  • научным и иным работником в научных организациях на должностях, требующих юридического образования.

2) служба на должностях, требующих юридического образования, в Вооруженных Силах Республики Беларусь, пограничных войсках, иных войсках и воинских формированиях Республики Беларусь, Следственном комитете Республики Беларусь, Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь, органах государственной безопасности, а также органах внутренних дел, органах финансовых расследований, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям.

3) осуществление частной нотариальной деятельности, нотариальной деятельности в качестве нотариуса;

4) осуществление адвокатской деятельности;

5) оказание индивидуальным предпринимателем юридических услуг на основании специального разрешения (лицензии) на право осуществления деятельности по оказанию юридических услуг с указанием составляющей лицензируемый вид деятельности услуги – юридические услуги;

6) полный период обучения в аспирантуре в дневной форме получения образования по специальностям юридических наук.

Относительно работы в качестве помощника адвоката, уточняется, что такая работа включается в стаж работы по юридической специальности при условии наличия у помощника адвоката юридического образования. Очевидно, данное уточнение связано с тем, что ст. 19 Закона Республики Беларусь от 30.12.2011 № 334-З «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» не требует для помощника адвоката обязательного наличия юридического образования (помощник адвоката выполняет вспомогательную работу, связанную с оказанием юридической помощи клиентам, присутствует в судебных заседаниях, а также при соблюдении требований, установленных законодательством, при осуществлении процессуальных действий по делам с участием адвоката, у которого он является помощником, выполняет иные обязанности, предусмотренные трудовым договором).

Ранее в Постановлении № 213 указывалось, что считается под высшим юридическим образованием, необходимым для получения специальных разрешений (лицензий) на право осуществления адвокатской деятельности. Теперь Постановлением № 219 определено, что работа, служба, деятельность, обучение, предусмотренные выше, засчитываются в стаж работы по юридической специальности:

  • если они имели место после получения высшего юридического образования по специальностям 1-24 01 01 «Международное право», 1-24 01 02 «Правоведение», 1-24 01 03 «Экономическое право», 1-26 01 02 «Государственное управление и право», 1-24 80 01 «Юриспруденция», определенным в Общегосударственном классификаторе Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации», утвержденном постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 02.06.2009 № 36 (далее – ОКРБ 011-2009);
  • в период обучения с третьего курса в учреждении высшего образования по указанным выше специальностям;
  • после получения среднего специального образования по специальности 2-24 01 02 «Правоведение».

Отметим, что согласно Постановлению № 213 засчитывалась в стаж работы по юридической специальности с момента получения среднего специального образования работа по специальности 2-93 01 31 «Правоохранительная деятельность». Теперь указанная специальность в Постановлении № 219 не фигурирует вовсе.

Как и прежде, предусмотрено, что в стаж работы по юридической специальности включаются и суммируются (без учета перерывов) периоды работы, службы, деятельности, обучения.

Согласно п. 1.5 Постановления № 219 стаж работы по юридической специальности подтверждается трудовой книжкой, а при ее отсутствии – иными документами, содержащими сведения о периодах и характере работы, службы, деятельности, обучения (ранее Постановление № 213 говорило о том, что при отсутствии трудовой книжки стаж подтверждался в порядке, предусмотренном для подтверждения трудового стажа при назначении пенсии). В то же время, как и прежде, определено, что в спорных вопросах решение об отнесении стажа работы к стажу работы по юридической специальности принимается Квалификационной комиссией по вопросам адвокатской деятельности в Республике Беларусь.

Установлено также, что порядок исчисления стажа работы по юридической специальности в отношении лиц, намеревающихся стать адвокатами, которые приняты либо прошли стажировку до вступления в силу Постановления № 219, осуществляется в порядке и на условиях, действовавших до вступления в силу Постановления № 219.

 

Оказание юридических услуг

Постановлением Минюста от 18.12.2018 № 220 (далее – Постановление № 220) внесены изменения в постановление Минюста от 23.02.2004 № 4 «О требованиях к образованию и стажу работы по юридической специальности соискателей специальных разрешений (лицензий) на право осуществления деятельности по оказанию юридических услуг» (далее – Постановление № 4).

В новой редакции изложено название Постановления № 4 – «О порядке исчисления стажа работы по специальности лиц, претендующих на получение свидетельства об аттестации риэлтера, а также соискателей специальных разрешений (лицензий) на право осуществления деятельности по оказанию юридических услуг».

Сами же требования к стажу работы по юридической специальности для лиц, претендующих на получение свидетельства об аттестации риэлтера, а также соискателей специальных разрешений (лицензий) на право осуществления деятельности по оказанию юридических услуг, аналогичны тем, которые предъявляются Постановлением № 219 к лицам, претендующим на получение  специальных разрешений (лицензий) на право осуществления адвокатской деятельности, то есть, содержат перечень тех же специальностей, профессий, мест работы, учебы.

За исключением лишь того, что согласно Постановлению № 220 в стаж работы по юридической специальности также будет засчитываться работа руководителем, заместителем руководителя юридического лица, оказывавшего юридические услуги на основании специального разрешения (лицензии) на право осуществления деятельности по оказанию юридических услуг с указанием составляющей лицензируемый вид деятельности услуги – риэлтерские услуги, риэлтером, регистратором республиканской, территориальной организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, назначенным на указанные должности при наличии высшего юридического образования.

При этом, п. 1 Постановления № 4 по-прежнему будет установлено, что под высшим юридическим образованием, необходимым для получения специальных разрешений (лицензий) на право осуществления деятельности по оказанию юридических услуг, понимается высшее образование, полученное по специальностям 1-24 01 01 «Международное право», 1-24 01 02 «Правоведение», 1-24 01 03 «Экономическое право», 1-26 01 02 «Государственное управление и право», 1-24 80 01 «Юриспруденция», определенным ОКРБ 011-2009.

Сам же порядок исчисления стажа для соискателей лицензий на оказание юридических услуг, в том числе риэлтерских, остался прежним и он отличается от приведенного выше порядка исчисления стажа для соискателей адвокатских лицензий. Несколько откорректированный п. 3 Постановления № 4, как и ранее, устанавливает, что работа, служба, деятельность, обучение, предусмотренные п. 2 этого документа, засчитываются в стаж работы по юридической специальности, если они имели место только после получения высшего образования по специальностям, указанным в п. 1 Постановления № 4.

 

Нотариусы

Также коснемся постановления Минюста от 18.12.2018 № 221 «Об особенностях исчисления стажа работы по юридической специальности для целей допуска к осуществлению нотариальной деятельности» (далее – Постановление № 221).

Ранее указанные вопросы были урегулированы в п. 1 постановления Минюста от 6.10.2014 № 206 «О требованиях к образованию и стажу работы по юридической специальности лиц, претендующих на назначение стажером нотариуса, а также лиц, претендующих на приобретение статуса нотариуса» (далее – Постановление № 206). Постановлением № 221 указанный пункт из Постановления № 206 исключен.

Порядок исчисления стажа работы по юридической специальности для целей допуска к осуществлению нотариальной деятельности, равно как и порядок подтверждения этого стажа, такой же, как и в Постановлении № 219 для лиц, претендующих на получение  специальных разрешений (лицензий) на право осуществления адвокатской деятельности.

В то же время, согласно п. 1.2 Постановления № 221 работа, служба, деятельность, обучение засчитываются в стаж работы по юридической специальности, если они имели место:

  • после получения высшего юридического образования по специальностям 1-24 01 01 «Международное право», 1-24 01 02 «Правоведение», 1-24 01 03 «Экономическое право», 1-26 01 02 «Государственное управление и право», 1-24 80 01 «Юриспруденция», определенным в ОКРБ 011-2009;
  • в период обучения с третьего курса в учреждении высшего образования по указанным специальностям;
  • после получения среднего специального образования по специальности 2-24 01 02 «Правоведение».

Также в п. 1.7 Постановления № 221 установлено, что порядок исчисления стажа работы по юридической специальности в отношении лиц, назначенных стажерами нотариуса и проходящими (прошедшими) стажировку в нотариальной конторе, нотариальном бюро до вступления в силу Постановления № 221, осуществляется в порядке и на условиях, действовавших до вступления в силу Постановления № 221.

Постановления № 219, № 220 и № 221 вступили в силу 1 января 2019 г.