Продажа товаров по образцам: новые правила

Автор: Александр ГОРБАЧ, юрист - .

Правила продажи товаров при осуществлении розничной торговли по образцам, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2009 № 31 (далее – Правила), постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.03.2019 № 143 (далее – Постановление № 143) изложены в новой редакции.

 

Терминология

Претерпела изменения терминология, используемая в Правилах. В частности, даны новые определения терминам «покупатель» и «продавец», устанавливается, что:

  • покупатель – это физическое лицо, имеющее намерение приобрести или приобретающее товары для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (в действующей редакции это физлицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее или использующее товары);
  • продавец – юридическое лицо, ИП, осуществляющие розничную торговлю (в действующей редакции – организация, ее филиал, представительство, иное структурное подразделение, расположенное вне места нахождения организации, ИП, реализующие товары покупателю по договору розничной купли-продажи).

В новой редакции Правил дается определение и самому термину «торговля по образцам» – устанавливается, что это форма розничной торговли, осуществляемая без (вне) торговых объектов путем продажи товаров по договору розничной купли-продажи (далее – договор), заключаемому без одновременного присутствия продавца и покупателя, на основании ознакомления покупателя с предложенными продавцом описаниями товаров, содержащимися в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленными в фотографиях или иных информационных источниках, рассылаемых продавцом неопределенному кругу лиц с использованием услуг операторов почтовой связи или распространяемых в СМИ или любыми другими способами в соответствии с законодательством, в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет (далее – сеть Интернет), исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товарами или их образцами до момента и в момент заключения договора.

В то же время из Правил исключен такой термин как «дистанционное перечисление денежных средств».

 

Ограничения

Согласно п. 3 новой редакции Правил не допускается при осуществлении розничной торговли по образцам продажа:

  • алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива (ранее в перечне были только алкогольные напитки);
  • биологически активных добавок к пище;
  • ветеринарных средств;
  • лекарственных средств;
  • оружия и патронов к нему;
  • пиротехнических изделий бытового назначения (ранее говорилось просто о пиротехнических изделиях);
  • семян мака;
  • табачных изделий, жидкостей для электронных систем курения (в действующей редакции – только табачных изделий);
  • ювелирных и других бытовых изделий, сусального золота и сусального серебра, монет из драгоценных металлов, мерных слитков и ограненных драгоценных камней.

В действующей редакции Правил данный перечень содержал также и такой вид товаров как специализированная пищевая продукция для питания спортсменов. Теперь же в ч. 2 указанного пункта устанавливается, что при осуществлении розничной торговли по образцам продажа скоропортящейся пищевой продукции и пищевой продукции для питания спортсменов допускается только при наличии у продавца торгового объекта, в котором осуществляются продажа и (или) хранение такой продукции, а также в случаях, когда продавцом является изготовитель такой продукции независимо от наличия у него торгового объекта.

 

Информация, предоставляемая покупателю

Значительные изменения претерпел состав информации, которую продавец должен довести до сведения покупателя при продаже товаров по образцам, а также способы доведения этой информации. Пунктами 4 – 6 Правил устанавливается, что до момента заключения договора продавец должен довести до сведения покупателя следующую информацию:

  • наименование (фирменное наименование) и место нахождения юрлица; если продавцом является ИП – фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) и место жительства ИП, информация о государственной регистрации, а также наименование органа, осуществившего его государственную регистрацию в качестве ИП (данная информация и последующая, обозначенная значком *, доводится до сведения покупателя в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах, фотографиях или иных информационных источниках, в том числе в сети Интернет, используемых для описания товаров. При этом информация о цене товаров и цене их доставки доводится в этих информационных источниках шрифтом, размер которого не должен быть менее половины наибольшего размера шрифта, используемого в описании товаров);
  • режим работы*;
  • наименование товаров*;
  • указание на нормативные документы, устанавливающие требования к качеству товаров (для товаров, выпускаемых по таким нормативным документам), если иное не предусмотрено техническими регламентами Таможенного союза и Евразийского экономического союза (далее – ТС и ЕАЭС соответственно) (данная и последующая информация, не обозначенная значком *, может доводиться до сведения покупателей в устной форме либо по требованию покупателя в письменной форме способом, определенным соглашением сторон);
  • сведения об основных потребительских свойствах товаров, а в отношении пищевых продуктов – о составе, пищевой ценности (для продуктов, предназначенных для детского, лечебного и диетического питания, – калорийность, наличие витаминов), указание на то, что пищевой продукт является генетически модифицированным, если в нем содержатся генетически модифицированные составляющие (компоненты), сведения о специальных свойствах (специальные питательные свойства, показания и противопоказания к применению отдельными возрастными группами населения, а также при отдельных видах заболеваний) пищевых продуктов, заявленных свойствах специализированных пищевых продуктов при наличии документов, подтверждающих заявленные свойства;
  • цена, условия приобретения и оплаты товаров, а также способы оплаты товаров*;
  • способы и сроки доставки товаров*;
  • цена и условия оплаты доставки товаров*;
  • гарантийный срок, если он установлен*;
  • рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению, пищевых продуктов в случае, если их использование без этих рекомендаций и (или) ограничений затруднено либо может причинить вред здоровью покупателей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевых продуктов;
  • дата изготовления, если иное не предусмотрено законодательством, техническими регламентами ТС и ЕАЭС, а также срок службы, и (или) срок годности, и (или) срок хранения товаров, указание условий хранения товаров, если они отличаются от обычных условий хранения соответствующих товаров либо требуют специальных условий хранения, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья, наследственности, имущества покупателя и окружающей среды или становятся непригодными для использования по назначению;
  • наименование (фирменное наименование), место нахождения изготовителя, а также при наличии – организации, осуществляющей деятельность по ввозу товаров на территорию Республики Беларусь для их последующей реализации на территории Республики Беларусь, представителя, ремонтной организации; если изготовителем (представителем, ремонтной организацией) является ИП либо ввоз товаров на территорию Республики Беларусь для их последующей реализации на территории Республики Беларусь был осуществлен ИП – фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) и место жительства ИП*;
  • страна происхождения товаров, если она не совпадает с местом нахождения (местом жительства) изготовителя*;
  • сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия;
  • количество или комплектность товаров;
  • сведения о классах энергоэффективности товаров в случаях, если их установление предусмотрено законодательством, техническими регламентами ТС и ЕАЭС;
  • информация о том, что товары были в употреблении или в них устранялся недостаток (недостатки), в том числе об имеющихся в товарах недостатках, размещаемая с наименованием товара*;
  • информация о том, что товары являются конфискованными или обращенными в доход государства иным способом*;
  • информация об истекших сроке службы и (или) сроке хранения товаров, о дате и номере разрешения на дальнейшую их реализацию и сроке, в течение которого товары возможны к использованию (для непродовольственных товаров, срок службы и (или) срок хранения которых истекли, но реализация которых разрешена в порядке, установленном Правительством)*;
  • наименование (фирменное наименование) и место нахождения юрлица, уполномоченного продавцом или законодательством на доставку товаров, а также на установку, подключение, наладку и пуск в эксплуатацию технически сложных товаров бытового назначения, на которые в соответствии с технической и эксплуатационной документацией установлен запрет в части самостоятельного выполнения этих работ покупателем; если указанные услуги, работы выполняются ИП – фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) и место жительства ИП;
  • информация об условиях, сроках и порядке расторжения договора, в том числе в случае отказа покупателя от исполнения договора до передачи ему товаров, включая информацию о порядке возврата денежной суммы, уплаченной за товары;
  • иные сведения, которые в соответствии с законодательством, техническими регламентами ТС и ЕАЭС или соответствующими договорами обязательны для предоставления покупателю, в том числе сведения, относящиеся к соответствующему договору и предоставляемые по просьбе покупателя.

Кроме того, при передаче товаров продавец должен предоставить покупателю:

  • информацию о фасовщике и упаковщике товаров (для товаров, фасованных и упакованных в потребительскую упаковку не в месте их изготовления);
  • штриховой идентификационный код, если обязательное маркирование товаров таким кодом предусмотрено законодательством;
  • необходимые сведения о правилах и условиях эффективного и безопасного пользования товарами, в том числе ухода за ними, если это имеет значение исходя из характера товаров.

 

Интернет-торговля

Пунктом 7 новой редакции Правил устанавливаются требования к осуществлению розничной торговли по образцам с использованием сети Интернет через интернет-магазин – на главной странице сайта интернет-магазина должна размещаться следующая информация:

  • наименование (фирменное наименование) и место нахождения юрлица; если продавцом является ИП – фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) и место жительства ИП, информация о государственной регистрации, а также наименование органа, осуществившего его государственную регистрацию в качестве ИП;
  • режим работы;
  • способы оплаты товаров и их доставки;
  • дата включения сведений об интернет-магазине в Торговый реестр Республики Беларусь.

При этом определено, что образцы платежных документов, формируемых с использованием кассового оборудования, подтверждающих прием продавцом от покупателя наличных денежных средств, размещаются на сайте интернет-магазина.

Также согласно п. 9 Правил собственники (владельцы) информационных ресурсов, предоставляющие продавцам услуги, связанные с осуществлением ими торговли по образцам через интернет-магазин, оказывают покупателям содействие в защите прав потребителей путем предоставления информации о продавце (наименование и место нахождения организации, фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) ИП, сведения о государственной регистрации организации, ИП), в передаче продавцу претензии покупателя в случае необоснованного отказа продавца принимать такую претензию, а также фиксируют факт обращения покупателя.

 

Договор розничной купли-продажи

Новая редакция Правил содержит меньше положений относительно договора розничной купли-продажи. В п. 8 указывается лишь, что предложение товаров при осуществлении розничной торговли по образцам признается публичной офертой, если оно содержит все существенные условия договора. При этом говорится, что договор, содержащий все существенные условия, считается заключенным в момент получения продавцом, направившим оферту, ее акцепта, направленного покупателем посредством телефонной, почтовой, электронной или иной связи, в том числе посредством использования сети Интернет, а также иным способом, не запрещенным законодательством, позволяющим достоверно установить, что акцепт исходит от покупателя.

В заключение остается добавить, что согласно п. 10 новой редакции Правил продажа товаров при осуществлении розничной торговли по образцам в части, не урегулированной Правилами, регулируется правилами продажи товаров, осуществления общественного питания, утверждаемыми Советом Министров Республики Беларусь.

Постановление № 143 вступает в силу с 27 июля 2019 г.