Краудфандинг: понятие и перспективы применения

Автор: Олег БАНДЫК, юрист, журнал "Юридический мир", № 6/2019 - .

В связи с развитием технологий появляются новые формы привлечения денежных средств (инвестиций) для реализации коммерческих и некоммерческих проектов. Одной из таких форм является краудфандинг (народное финансирование, от англ. crowd — «толпа», funding — «финансирование»).

 

Согласно гл. 5 Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 31.01.2017 № 31 (далее — Указ № 31), в рамках обеспечения цифровой трансформации национальной экономики предусматривается в том числе развитие интернет- платформ (краудфандинга) в качестве инструмента взаимодействия потребителей и производителей товаров и услуг, инвесторов и соискателей инвестиций.

На территории Республики Беларусь инвестиции осуществляются любыми способами, кроме запрещенных законодательными актами Республики Беларусь (абз. 7 ст. 4 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 53-З «Об инвестициях»).

Таким образом, несмотря на отсутствие правового регулирования, белорусское законодательство признает краудфандинг, в том числе как способ инвестирования.

 

Понятие краудфандинга

Действующее законодательство не содержит определение термина «краудфандинг». В Указе № 31 краудфандинг рассматривается как интернет-платформа для взаимодействия потребителей и производителей товаров и услуг, инвесторов и соискателей инвестиций.

Исходя из определения, приведенного в свободной интернет-энциклопедии «Википедия», краудфандинг представляет собой коллективное сотрудничество людей (доноров), которые добро- вольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило, через Интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций (реципиентов).

Сбор средств может служить различным целям: помощи пострадавшим от стихийных бедствий, поддержке со стороны болельщиков, поддержке политических кампаний, финансированию стартап-компаний и малого предпринимательства, созданию свободного программного обеспечения, получению прибыли от совместных инвестиций и многому другому.

Таким образом, краудфандинг бывает:

  • возмездным — предполагает какое-либо встречное предоставление донору со стороны реципиента (передача вещи, выплата денежных средств в размере определенного процента от продаж имущества, создание которого финансировалось, и т.п.);
  • безвозмездным — доноры не получают от реципиента ничего.

В зависимости от возможности возврата денежных средств донорам выделяют:

  • краудфандинг, при котором собранные средства ни при каких условиях не возвращаются донорам;
  • краудфандинг, при котором имущество возвращается донорам, если собранных средств оказалось недостаточно для реализации проекта.

В зависимости от того, кому предназначаются собираемые средства, выделяют:

  • краудфандинг, при котором собранные средства предназначаются реципиенту;
  • краудфандинг, где кроме реципиента есть третье лицо (лица) — конечный получатель (получатели) средств.

На основании изложенного под краудфандингом можно понимать механизм сбора денежных средств, как правило, в Интернете, от неопределенного круга лиц для финансирования коммерческих или некоммерческих проектов.

 

Участники краудфандинга

Исходя из положений Указа № 31, возмездный (коммерческий) краудфандинг предполагает участие как минимум трех сторон:

1) оператора интернет-платформы — лица, осуществляющего деятельность по организации привлечения денежных средств;

2) производителей товаров и услуг — соискателей инвестиций — лиц (организаций, физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей), привлекающих денежные средства, в том числе инвестиции, посредством интернет-платформы;

3) потребителей/инвесторов — юридических и физических лиц, осуществляющих финансирование (инвестиции) посредством интернет-платформы.

На стороне соискателей инвестиций могут выступать также агенты или организаторы конкурса для предоставления инвестиций. В некоммерческом краудфандинге наряду с оператором интернет-платформы участвуют лица, привлекающие средства на безвозмездной основе, и лица, предоставляющие средства без встречного предо- ставления.

В Республике Беларусь существуют различные интернет-платформы для коммерческого и некоммерческого краундфандинга:

 

 

Договорное оформление краудфандинга

Ввиду отсутствия специального регулирования в настоящее время участники отношений краудфандинга должны руководствоваться общими нормами гражданского законодательства об обязательствах и договорах, которые применяются прямо или по аналогии. В рамках краудфандинга можно выделить две группы договорных отношений:

1) отношения между оператором интернет-платформы и инвесторами, реципиентами могут быть урегулированы договорами об оказании услуг, посредством заключения которых обеспечивается доступ реципиентов и инвесторов к участию в краудфандинге;

2) отношения между инвестором (донором) и реципиентом.

Предусмотренные действующим законодательством договорные конструкции не в полной мере отражают специфику возникающих отношений.

При некоммерческом краудфандинге чаще всего заключаются договоры дарения (ст. 543 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК)), пожертвования (ст. 553 ГК), договор предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи (п. 5 Указа Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи»).

В рамках коммерческого краудфандинга применяются договоры займа (ст. 760 ГК), купли-продажи с предварительной оплатой (ст. 457 ГК). Если краудфандинг предусматривает условие о том, что товар будет передан донору (инвестору), независимо от размера его платежа и конечной стоимости самого товара, то применить ст. 457 ГК невозможно.

С учетом особенностей возникающих отношений и свободы договора (ст. 391 ГК) стороны могут заключить, например, договор возмездного участия в краудфандинге. Однако до появления нормативного регулирования и соответствующей судебной практики сложно говорить о механизмах защиты прав подобного договора (например, если краудфандинг предусматривает приобретение токенов инвестиционного проекта, удостоверяющих некие имущественные и распорядительные права).

 

Правовое регулирование краудфандинга в иностранных государствах

В Эстонии краудфандинг осуществляется с помощью дистанционного договора — соглашения, заключенного между реципиентом и донором о передаче вещей либо оказании услуг. Стороны такого договора одновременно не присутствуют в момент заключения договора, а все заявления о намерениях сторон должны быть отправлены исключительно дистанционно, с использованием технических средств.

Специальное законодательство о краудфандинге в Эстонии отсутствует. Однако согласно Закону о кредиторах и кредитных посредниках (Creditors and Credit Intermediaries Act) все кредиторы и кредитные посредники обязаны обращаться в Финансовое надзорное ведомство Эстонии (Estonian Financial Supervision Authority) для получения разрешения на проведение сделок. Национальные и иностранные краудфандинговые площадки подпадают под действие указанного Закона, их деятельность подлежит лицензированию.

Во Франции краудинвестинговые платформы имеют статус инвестиционного консультанта (Conseilen Investissement Participatif, CIP), а краудлендинговые — финансового посредника (Intermdiaireen Financement Participatif, FIP). Они должны быть зарегистрированы в государственном регистре страховых брокеров (Organisme pour le Registredes Intermediairesen Assurance, ORIAS). При использовании благотворительной и условно-возвратной модели привлечения средств оператор может выбрать регистрацию в статусе FIP либо не регистрироваться в регистре.

В Российской Федерации в настоящее время на рассмотрении Государственной Думы находится законопроект № 419090-7 «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ» (первоначальное название — «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)»). По законопроекту привлекать инвестиции через специальные интернет-платформы смогут российские организации и индивидуальные предприниматели. Требований к тем, кто хочет стать инвестором, нет. Операторами, предоставляющими доступ к площадкам, смогут стать российские хозяйственные общества. Основные требования к ним следующие:

  • общество должно быть включено в специальный реестр Банка России;
  • необходимо иметь минимум 5 млн руб. собственных средств (капитала), рассчитанных по методике Банка России.

В предложении для инвесторов требуется указать срок его действия и минимальную сумму для реализации проекта. Если ее собрать не получится, предложение должно быть отозвано, а безналичные деньги возвращены инвесторам. Предельную сумму, которую за год вправе будет привлечь одно лицо, определит Банк России. Предлагаются следующие варианты инвестирования:

  • предоставление займа;
  • покупка ценных бумаг;
  • приобретение доли в уставном капитале ООО или складочном капитале хозяйственного товарищества или партнерства;
  • приобретение токенов инвестиционного проекта.

Таким образом, краудфандинг является эффективным способом привлечения средств с использованием информационных технологий для реализации коммерческих и некоммерческих проектов. Для его развития необходимы нормативное регулирование и механизмы защиты прав участников соответствующих отношений.