Создание общества с ограниченной ответственностью

Автор: Эвелина ДУБОВИК, юрист, журнал "Юридический мир" № 8/2019 - .

Сегодня в Республике Беларусь активно создаются новые юридические лица, наибольшее количество из которых — общества с ограниченной ответственностью. В настоящем материале рассмотрим не только порядок регистрации ООО, но и шаги, которые следует сделать после регистрации: как осуществить постановку на учет в налоговом органе, открыть счет, как оформить аренду офиса, выбрать систему налогообложения, оформить трудовые отношения с директором и бухгалтером и др. В материале также содержится необходимая информация о порядке ликвидации ООО.

 

В соответствии со ст. 86 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) обществом с ограниченной ответственностью признается общество, уставный фонд которого разделен на доли определенных уставом размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Фирменное наименование общества с ограниченной ответственностью должно содержать наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью».

 

Регистрация

Государственная регистрация ООО осуществляется регистрирующими органами в порядке, предусмотренном Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (в редакции Декрета от 24.01.2013 № 2) (далее — Положение и Декрет № 1 соответственно).

В соответствии с п. 4 гл. 1 Положения государственная регистрация юридического лица производится по месту его нахождения. Согласно ч. 2 ст. 50 ГК место нахождения юридического лица определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (административно-территориальная единица, населенный пункт, а также дом, квартира или иное помещение, если они имеются), а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. В свою очередь, ст. 16 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) установлено также, что местом нахождения организации признается место ее государственной регистрации, если иное не установлено указанной статьей.

В соответствии с п. 12 гл. 4 Положения до подачи в регистрирующий орган для государственной регистрации документов собственник имущества, учредители (участники) создаваемой коммерческой организации должны:

  • согласовать с регистрирующим органом наименование коммерческой организации;
  • определить предполагаемое местонахождение коммерческой организации;
  • принять решение о создании коммерческой организации и подготовить ее устав (учредительный договор — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора).

Согласно гл. 4 п. 14 Положения для государственной регистрации коммерческих организаций, создаваемых в том числе в результате реорганизации в форме выделения, разделения и слияния, в регистрирующий орган представляются:

1) заявление о государственной регистрации, которое составляется по форме, установленной Министерством юстиции (гл. 4 п. 19 Положения). Заявление и приложения — листы А и (или) Б — при государственной регистрации юридического лица подписываются собственником имущества или учредителями (участниками) юридического лица в присутствии уполномоченного сотрудника регистрирующего органа, осуществляющего прием документов. В иных случаях подлинность подписей указанных лиц должна быть засвидетельствована нотариально;

2) устав (учредительный договор — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронная копия в формате .doc или .rtf;

3) легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения либо нотариально заверенная копия указанных документов (выписка должна быть датирована не позднее одного года до дня подачи заявления о государственной регистрации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) — для собственника имущества, учредителей, являющихся иностранными организациями;

4) копия документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) — для собственника имущества, учредителей, являющихся иностранными физическими лицами. Копия документа, удостоверяющего личность собственника имущества учредителя — гражданина Российской Федерации, при отсутствии возможности предъявления подлинного документа (оригинала) должна быть заверена нотариально, кроме того, копия паспорта представляется в любом случае. Собственники имущества, учредители — иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие вид на жительство в Республике Беларусь, также представляют копию вида на жительство;

5) оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины. Размер госпошлины, взимаемой за государственную регистрацию коммерческой организации (за исключением коммерческой организации, в которой число учредителей-инвалидов превышает 50%, коммерческой организации, создаваемой организацией ветеранов, обществом инвалидов, а также крестьянского (фермерского) хозяйства) — 1 базовая величина, что составляет 25,50 руб. Факт уплаты госпошлины путем внесения наличных денежных средств подтверждается квитанцией банка. Оплата государственной пошлины с использованием банковских платежных карточек через интернет-банкинг, инфокиоск возможна только посредством ЕРИП. Факт уплаты госпошлины путем перечисления суммы госпошлины со счета плательщика подтверждается дополнительным экземпляром платежной инструкции, экземпляром платежной инструкции, составленными на бумажном носителе при осуществлении электронных платежей, с отметкой банка об их исполнении. При этом в отметке банка должны содержаться дата исполнения платежной инструкции, оригинальный штамп банка и подпись ответственного исполнителя (ч. 2 п. 6 ст. 287 НК);

6) оригинал свидетельства о государственной регистрации реорганизуемой организации в случае реорганизации в форме слияния либо разделения.

Свидетельство о государственной регистрации установленного Советом Министров Республики Беларусь образца выдается не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи документов для государственной регистрации.

 

Постановка на учет

Регистрирующий орган в течение 5 рабочих дней со дня внесения в соответствии с абз. 2 ч. 2 п. 23 Положения записи о государственной регистрации субъекта хозяйствования в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР) выдает документ, подтверждающий постановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, регистрацию в Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах».

Кроме того, в соответствии со ст. 22 НК плательщик обязан встать на учет в налоговых органах, уплачивать установленные законодательством налоги, сборы (пошлины). Согласно п. 4 ст. 40 НК налоговые декларации (расчеты) по установленным форматам в виде электронного документа обязаны представлять:

  • плательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год составляет 15 и более человек. Среднесписочная численность работников определяется в порядке, установленном Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь;
  • плательщики налога на добавленную стоимость.

Порядок постановки на учет регламентируется ст. 69 НК, согласно которой плательщики подлежат постановке на учет в налоговом органе независимо от установленных налоговым законодательством обстоятельств, с наличием которых связаны возникновение и исполнение налогового обязательства по тому или иному налогу, сбору (пошлине) (п. 1 ст. 69 НК). Постановка на учет организации осуществляется налоговым органом по месту ее нахождения (п. 3 ст. 69 НК).

Постановка на учет юридических лиц Республики Беларусь осуществляется при их государственной регистрации в течение двух рабочих дней со дня получения от регистрирующего органа посредством АИС «Взаимодействие» информационной карты (п. 4 ст. 69 НК).

При постановке на учет каждому плательщику присваивается единый по всем налогам, сборам (пошлинам), в том числе по таможенным платежам, учетный номер плательщика (УНП). Документом, удостоверяющим постановку юридического лица на учет в налоговом органе, является извещение о присвоении учетного номера плательщика, выдаваемое только регистрирующим органом.

Согласно п. 11 ст. 69 НК в случае изменения места нахождения плательщика, влекущего необходимость постановки его на учет в другом налоговом органе, снятие с учета в налоговом органе по прежнему месту нахождения производится в течение двух рабочих дней со дня получения налоговым органом сообщения организации об изменении места ее нахождения либо получения налоговым органом документов и (или) информации об изменении места нахождения или места жительства плательщика.

 

Открытие расчетного счета

В соответствии с п. 2 ст. 775 ГК расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, проводятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут проводиться также наличными деньгами в случаях, предусмотренных законодательством.

Согласно п. 2.3 Декрета № 1 юридическими лицами для открытия текущих (расчетных) банковских счетов представляются в банк, небанковскую кредитно-финансовую организацию:

  • заявление на открытие текущего (расчетного) банковского счета;
  • копия (без нотариального засвидетельствования) устава (учредительного договора — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), имеющая штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации, — для юридического лица.

Кроме того, для открытия текущего (расчетного) счета необходимо будет заполнить:

  • анкету клиента;
  • карточку с образцами оттиска печати и подписей лиц, которые имеют право подписывать финансовые документы;
  • документы, подтверждающие право подписи, — протокол общего собрания участников общества (либо решение) о назначении директора; трудовой договор (контракт), а также приказ о назначении на должность директора; приказ о назначении на должность бухгалтера; соответствующий приказ о присвоении права подписи финансовых документов; документы, удостоверяющие личность.

Отметим также, что в соответствии с п. 3.11 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» субъекты хозяйствования вправе не использовать печати, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь.

 

Договор аренды офиса

Понятие и содержание договора аренды содержатся в ст. 577 ГК, согласно которой договором аренды признается гражданско-правовой договор, в соответствии с которым арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) определенное договором имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование, а арендатор (наниматель) обязуется своевременно вносить арендную плату за предоставленное в пользование имущество в сроки и в размере, определенные договором аренды.

В соответствии с п. 4 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 15.02.2012 № 1 «О некоторых вопросах рассмотрения дел, возникающих из арендных правоотношений» (далее — Постановление № 1) основным документом, устанавливающим правоотношения между арендодателем и арендатором, является договор аренды, заключенный в письменной форме и подписанный сторонами (их представителями) (ч. 1 п. 1, п. 2 ст. 404, п. 1 ст. 580 ГК). Несоблюдение письменной формы договора аренды влечет его недействительность.

Договор аренды считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, к которым относятся предмет договора, условия, которые названы в законодательстве как существенные, необходимые или обязательные для договора данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (п. 1 ст. 402 ГК). В частности, к существенным условиям договора аренды относятся условия:

  • о данных, позволяющих определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды (п. 3 ст. 578 ГК);
  • о размере арендной платы (п. 1 ст. 625 ГК), за исключением случаев, установленных законодательством;
  • о сроках уплаты арендной платы по договору аренды недвижимого имущества.

Недвижимое имущество передается арендодателем и принимается арендатором по передаточному акту (акту приема-передачи) или иному документу о передаче, подписываемому сторонами (их представителями)
(п. 1 ст. 626 ГК). Отсутствие передаточного акта не всегда свидетельствует о том, что арендодатель и (или) арендатор не исполнили своих обязанностей по передаче и (или) принятию в аренду имущества, и при наличии доказательств исполнения сторонами договора аренды (фактическое пользование имуществом, оплата арендных платежей, нахождение имущества арендатора на арендуемых площадях и т.п.) объект аренды может считаться переданным в пользование арендатору (ч. 3 п. 5 Постановления № 1).

В соответствии с п. 6 Постановления № 1 договоры аренды, субаренды капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест независимо от срока, на который они заключены, соглашение об изменении или расторжении таких договоров, а также права на капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, машино-места, возникающие в связи с заключением данных договоров, не подлежат государственной регистрации.

 

Режим налогообложения

Выбор системы налогообложения зависит от осуществляемого вида деятельности организации. Налоги с хозяйственной деятельности можно уплачивать по общей системе налогообложения (с уплатой налога на прибыль) либо по упрощенной системе налогообложения (УСН).

Юридические лица при общей системе налогообложения уплачивают следующие налоги, сборы и иные обязательные платежи:

  • НДС по ставке 0%, 10%, 20% и 25% от оборота по реализации товаров, работ или услуг;
  • налог на прибыль по ставке 10%, 12%, 18% и 25% от налогооблагаемой прибыли;
  • страховые взносы на обязательное социальное страхование наемных работников;
  • взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве;
  • также в соответствии с действующим законодательством налог на недвижимость, земельный налог, акцизы, экологический налог и некоторые другие налоги, которые будут зависеть от вида деятельности организации.

Порядок применения юридическими лицами налога при УСН регламентируется гл. 32 НК. Так, ст. 329 НК установлены ставки налога при упрощенной системе в следующих размерах:

  • 5% — для организаций, применяющих УСН без уплаты НДС;
  • 3% — для организаций, применяющих УСН с уплатой НДС;
  • 16% — для организаций в отношении внереализационных доходов, указанных в п. 3.7 ст. 174 НК, согласно которому в состав внереализационных доходов включаются стоимость безвозмездно полученных товаров (работ, услуг), имущественных прав, иных активов, суммы безвозмездно полученных денежных средств. При этом к безвозмездно полученным товарам (работам, услугам), имущественным правам, иным активам, безвозмездно полученным денежным средствам относятся в том числе полученные товары (работы, услуги), имущественные права, иные активы в случае освобождения от обязанности их оплаты, полученные денежные средства в случае освобождения от обязанности их возврата (за исключением случаев, установленных п. 3.12 этого пункта, а именно суммы уменьшения кредиторской задолженности (увеличения дебиторской задолженности) по неустойкам (штрафам, пеням) и иным мерам ответственности за нарушение обязательств при заключении мирового соглашения, соглашения о примирении, медиативного соглашения при условии, что ранее указанные суммы были включены в состав внереализационных расходов), а также суммы иностранной безвозмездной или международной технической помощи, не освобожденные от налогообложения в порядке и на условиях, установленных Президентом.

При выборе системы налогообложения необходимо обратить внимание на налогооблагаемую базу. При применении УСН расходная часть не учитывается при определении налогооблагаемой базы. При применении общей системы налогообложения налогооблагаемая база уменьшается на расходную часть, относимую по законодательству Республики Беларусь на себестоимость. Как минимум общая система налогообложения включает налог на прибыль (ставка 18%) и НДС (ставка 20%).

УСН может применяться без уплаты НДС и с уплатой НДС. В первом случае ставка налога составляет 5% от валовой выручки, во втором случае — 3%.

Статьей 327 НК регламентированы порядок и условия начала и прекращения применения УСН, согласно данной статье организации, прошедшие государственную регистрацию в году, в котором они претендуют на применение УСН, вправе применять УСН начиная со дня их государственной регистрации, если списочная численность работников организации не превышает 100 человек.

Для применения УСН с начала календарного года организации должны в течение 20 рабочих дней со дня их государственной регистрации представить в налоговый орган по месту постановки на учет уведомление о переходе на УСН по установленной форме.

УСН применяется с начала календарного года, перейти на применение УСН вправе организации, у которых численность работников в среднем за первые 9 месяцев года, предшествующего календарному году, в котором они претендуют начать применение УСН, не превышает 100 человек и валовая выручка нарастающим итогом за эти девять месяцев составляет не более 1 465 565 бел. руб.

Организации, изъявившие желание перейти на УСН, должны с 1 октября по 31 декабря года, предшествующего календарному году, в котором они претендуют начать применение УСН, представить в налоговый орган по месту постановки на учет уведомление о переходе на УСН по установленной форме.

Согласно ч. 6 ст. 327 НК применение плательщиками УСН прекращается и они осуществляют исчисление и уплату налогов, сборов в общем порядке начиная с месяца, следующего за отчетным периодом, в котором:

  • численность работников организации в среднем с начала года по отчетный период включительно превысила 100 человек (п. 6.3.1 ч. 6 ст. 327 НК);
  • валовая выручка организаций нарастающим итогом в течение календарного года превысила 1 949 208 бел. руб. (п. 6.3.2 ч. 6 ст. 327 НК);
  • при применении УСН без уплаты НДС численность работников организации в среднем с начала года по отчетный период включительно превысила 50 человек и (или) валовая выручка организации нарастающим итогом в течение календарного года составила более 1 337 415 бел. руб. (п. 6.3.3 ч. 6 ст. 327 НК).

Применение УСН не прекращается, если в порядке, определенном ч. 3 и 4 п. 3 ст. 326 НК, организацией начинается с месяца, следующего за отчетным периодом, в котором превышены численность работников и (или) валовая выручка, применение УСН с уплатой НДС.

 

Трудовые отношения с директором или бухгалтером

На начальном этапе осуществления деятельности организации нередко возникает вопрос о заключении с руководителем организации трудового договора (контракта) на условиях совместительства на неполное рабочее время (0,5 либо 0,25 ставки). Правомерны ли данные действия?

В соответствии со ст. 253 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) права и обязанности руководителя организации определяются ТК, актами законодательства, учредительными документами, а также трудовым договором. Согласно ч. 1 ст. 254 ТК трудовой договор с руководителем организации заключается собственником имущества организации либо уполномоченным им органом (организацией) на срок, установленный учредительными документами организации или соглашением сторон, если иное не предусмотрено законодательными актами.

В соответствии с ч. 6 ст. 54 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (в редакции Закона от 10.01.2006 № 100-З) совмещение лицом, осуществляющим полномочия единоличного исполнительного органа хозяйственного общества, и членами коллегиального исполнительного органа должностей в органах управления других организаций допускается в порядке, установленном уставом, либо с согласия общего собрания участников хозяйственного общества, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Из этого следует, что действующее законодательство о труде не содержит прямого запрета на то, чтобы лицо, имеющее основное место работы, работало в другой организации руководителем на условиях совместительства, следовательно, заключение трудового договора (контракта) с руководителем организации на условиях штатного совместительства на неполное рабочее время является правомерным.

В соответствии с действующим законодательством ограничение работы по совместительству установлено только для руководителей государственных организаций и организаций, в уставном фонде которых 50 и более процентов акций (долей) находятся в собственности государства (ч. 1 ст. 255 ТК).

 

Обязательные страховые взносы

Согласно п. 2 гл. 1 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40 (далее — Положение № 40), юридические лица подлежат постановке на учет в органах Фонда по месту нахождения в качестве плательщиков со дня внесения записи о государственной регистрации в ЕГР на основании информационных карт в порядке, установленном законодательством.

Согласно п. 4 гл. 2 Положения № 40 плательщики, предоставляющие работу по трудовым договорам, уплачивают обязательные страховые взносы, взносы на профессиональное пенсионное страхование и иные платежи в бюджет Фонда не позднее установленного дня выплаты заработной платы за истекший месяц, за исключением случаев, указанных в ч. 2 этого пункта.

В случаях, когда день выплаты заработной платы за истекший месяц установлен позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим, плательщики уплачивают обязательные страховые взносы, взносы на профессиональное пенсионное страхование и иные платежи в бюджет Фонда не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим.

Плательщики уплачивают обязательные страховые взносы за физических лиц, работающих по гражданско-правовым договорам, в дни, в которые осуществляются выплаты в их пользу, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, но не позднее вышеуказанных сроков. При отсутствии у плательщика работающих по трудовым договорам граждан обязательные страховые взносы уплачиваются не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим.

Плательщики из числа коммерческих организаций со средней численностью работников за предыдущий календарный год до 100 человек включительно (на основании отчетности, представленной в орган Фонда за январь — декабрь предыдущего календарного года) могут уплачивать обязательные страховые взносы, взносы на профессиональное пенсионное страхование и иные платежи в бюджет Фонда не реже одного раза в квартал в установленные дни выплаты заработной платы за последний месяц отчетного квартала, но не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В случае нарушения в текущем календарном году установленных сроков уплаты указанных платежей эта категория плательщиков начиная с 1-го числа, следующего за месяцем, в котором имелось нарушение, уплачивает их в этом году ежемесячно в сроки, предусмотренные в ч. 1 и 2 п. 4 гл. 2 Положения № 40.

Важно, что сумма обязательных страховых взносов, подлежащая уплате за работающего гражданина за истекший месяц, должна быть не менее суммы этих взносов, исчисленной из размера минимальной заработной платы, установленной законодательством и проиндексированной в месяце, за который начислены взносы.

При занятости работающих граждан неполное рабочее время и (или) неполный месяц обязательные страховые взносы, подлежащие уплате за истекший месяц, должны быть не менее суммы названных взносов, исчисленной из суммы размера минимальной заработной платы (с учетом индексации) пропорционально времени, отработанному в соответствующем месяце (п. 5 гл. 2 Положения № 40).