Жаловаться не запрещается
Можно ли как-то обжаловать решение налогового органа в случае несогласия с таким решением? Каков порядок обжалования?
Решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц могут быть обжалованы плательщиками в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу в порядке подчиненности и (или) в суд. Обжалование решений налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц, принятые (осуществленные) в административном процессе, то есть при рассмотрении дел об административном правонарушении и вынесении постановлений по ним, осуществляется на основании норм Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
В Налоговом кодексе Республики Беларусь (далее — НК) не предусмотрены специальные требования к содержанию письменной жалобы плательщика. Следовательно, в этих вопросах нужно руководствоваться нормами Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц». Письменная жалоба плательщика должна содержать:
- наименование вышестоящего налогового органа (должность, фамилию, имя, отчество вышестоящего должностного лица), которому подается жалоба;
- фамилию, имя, отчество (полное наименование) плательщика, его место жительства (место нахождения);
- наименование документа (жалоба);
- указание на обжалуемое решение или обжалуемые действия (бездействие), нормы нарушенных актов законодательства, суть допущенных нарушений законодательства, обстоятельства (факты) и документы, подтверждающие незаконность или необоснованность решения или действий (бездействия);
- информацию о результатах предыдущего рассмотрения жалобы (если таковое имело место);
- конкретное требование заявителя в отношении незаконного решения, неправомерных действий (бездействия);
- дату и подпись заявителя.
К жалобе прилагаются:
- копия обжалуемого решения;
- копии документов, подтверждающих незаконность или необоснованность решения или действий (бездействия);
- копии ответов, полученных при предыдущей подаче аналогичной жалобы (при наличии таковых). [1]
Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу не исключает права на подачу жалобы в суд. Обжалование решения налогового органа, действий (бездействия) его должностных лиц в судебном порядке осуществляется в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь или Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь.
Жалоба на решение налогового органа, действия (бездействие) его должностных лиц может быть подана в вышестоящий налоговый орган, вышестоящему должностному лицу налогового органа в течение 30 календарных дней со дня его вынесения (совершения). Пропуск срока подачи такой жалобы является основанием для отказа в ее рассмотрении. Но если срок пропущен по уважительной причине, по вашему заявлению он может быть восстановлен.
Жалоба плательщика рассматривается вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом налогового органа в течение одного месяца со дня ее получения. К слову, жалоба в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу налогового органа не облагается государственной пошлиной.
Жалоба на решение налогового органа в хозяйственный суд может быть подана ИП и юридическим лицом в течение одного года со дня его вынесения.
Жалоба на решение налогового органа, действия (бездействие) его должностных лиц в суд общей юрисдикции может быть подана физическим лицом, не являющимся ИП, в течение одного месяца со дня получения отказа в удовлетворении жалобы, при отсутствии ответа — со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, а в случае если решение, действие (бездействие) не обжаловалось во внесудебном порядке — со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его права.
Но если вы на самом деле собираетесь спорить с налоговым органом, то настоятельно рекомендуем вам обратиться за помощью к адвокату. Так будет надежнее.
[1] Более подробно см.: Подгруша В. Если жаловаться — то по правилам. — Личный юрист. — № 11, 12, 2011. — Примеч. ред.
"Личный юрист", № 5/2012