Жалобы по делам об административных правонарушениях

Автор: Игорь БУЕВИЧ, юрист.

Народная мудрость, советующая всем и каждому не зарекаться от проблем с законом, как нельзя лучше касается административных правонарушений. Увы, даже самые законопослушные граждане могут оказаться в общественном транспорте без проездного билета или, спеша, перейти улицу в неположенном месте. Иногда правонарушителем гражданин может стать просто по незнанию закона.

Но бывают и такие случаи, когда человек обвиняется в совершении административного правонарушения абсолютно незаслуженно, либо к нему применяется неадекватная мера наказания. Иногда гражданин, попавший в такую неприятную ситуацию, уже на начальной стадии разбирательства не согласен с действиями стражей закона. Что делать в таких случаях. Жаловаться, конечно. Благо, закон предоставляет такое право всем без исключения. Сегодня рассмотрим несколько типичных ситуаций.

Обжалование действий и решений должностного лица

Административные дела, как известно, рассматривает не только суд, такой компетенцией наделен и ряд иных государственных органов и организаций.

Действия и решения должностного лица органа, ведущего административный процесс, могут быть обжалованы только в порядке, установленном гл. 7 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП). При этом необходимо учитывать, что постановления по делу об административном правонарушении обжалуются в порядке, предусмотренном гл. 12 ПИКоАП.

Правом на подачу жалобы на действия и решения должностного лица органа, ведущего административный процесс, обладают:

  • физическое или юридическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс;
  • потерпевший (как физическое, так и юридическое лицо), их представители;
  • защитник и иные участники административного процесса.

Подать жалобу вправе также иное физическое или юридическое лицо в случае, если производимые процессуальные действия и решения затрагивают их права и законные интересы.

Письменная жалоба должна содержать:

  • должность, фамилию, имя, отчество вышестоящего должностного лица, которому подается жалоба;
  • фамилию, имя, отчество (полное наименование) заявителя, его место жительства (место нахождения);
  • наименование документа (жалоба);
  • указание на обжалуемое действие или решение, нарушенную должностным лицом норму ПИКоАП или иного акта законодательства, суть допущенного нарушения, обстоятельства (факты) и документы, подтверждающие незаконность или необоснованность обжалуемого действия или решения;
  • конкретное требование заявителя в отношении незаконного или необоснованного действия или решения;
  • подпись заявителя или его представителя (при необходимости — печать юридического лица).

К жалобе прилагаются копии документов, подтверждающих незаконность или необоснованность действия или решения.

Действия и решения должностного лица органа, ведущего административный процесс, могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий государственный орган, прокурору или в суд.

Жалоба, поступившая после направления дела об административном правонарушении в суд, орган, ведущий административный процесс, уполномоченные его рассматривать, рассматривается вместе с делом об административном правонарушении.

Административное задержание физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, может быть обжаловано прокурору или в районный (городской) суд.

Жалоба на действия и решения должностного лица органа, ведущего административный процесс, может быть подана в течение срока ведения административного процесса и до вынесения постановления по делу об административном правонарушении. По истечении этого срока о несогласии с действиями или решениями должностного лица органа, ведущего административный процесс, может быть указано в жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.

В данном случае жалоба не будет облагаться госпошлиной.

Законом запрещено передавать жалобу для рассмотрения должностному лицу, действия которого обжалуются.

Жалоба рассматривается с участием заявителя, участников административного процесса. Но неявка указанных лиц в орган, ведущий административный процесс, не препятствует рассмотрению жалобы.

Должностное лицо, рассматривающее жалобу, обязано в пределах своих полномочий немедленно принять меры по восстановлению нарушенных прав и законных интересов заявителя.

Жалоба на действия и решения должностного лица органа, ведущего административный процесс, рассматривается в 5-дневный срок со дня ее поступления. О результатах рассмотрения жалобы сообщается заявителю. Решение по жалобе является окончательным и обжалованию не подлежит.

Правила оформления и подачи жалобы регулируются ст. 7.1–7.3 ПИКоАП.

Жалобы на действия и решения судьи

Действия и решения судьи, ведущего административный процесс, кроме постановления по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы в порядке, установленном гл. 7 ПИКоАП.

Правом на подачу такой жалобы обладают физическое и юридическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевший (как физическое, так и юридическое лицо), их представители, защитник и иные участники административного процесса. Подать жалобу вправе также иное физическое или юридическое лицо в случае, если производимые процессуальные действия и решения затрагивают их права и законные интересы.

Письменная жалоба должна содержать:

  • должность, фамилию, имя, отчество председателя суда, которому подается жалоба;
  • фамилию, имя, отчество (полное наименование) заявителя, его место жительства (место нахождения);
  • наименование документа (жалоба);
  • указание на обжалуемое действие или решение, нарушенную судьей норму ПИКоАП или иного акта законодательства, суть допущенного нарушения, обстоятельства (факты) и документы, подтверждающие незаконность или необоснованность обжалуемого действия или решения;
  • конкретное требование заявителя в отношении незаконного или необоснованного действия или решения;
  • подпись заявителя или его представителя (при необходимости — печать юридического лица).

К жалобе прилагаются копии документов, подтверждающих незаконность или необоснованность действия или решения.

Действия и решения судьи могут быть обжалованы председателю суда. Действия и решения председателя суда могут быть обжалованы председателю вышестоящего суда.

Жалоба на действия и решения судьи, ведущего административный процесс, может быть подана в течение срока ведения административного процесса и до вынесения постановления по делу об административном правонарушении.

По истечении этого срока о несогласии с действиями или решениями судьи может быть указано в жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.

Обязанностей по уплате государственной пошлины у жалобщика в данном случае также нет.

Жалоба рассматривается с участием заявителя, участников административного процесса. Но опять же неявка указанных лиц в суд не препятствует рассмотрению жалобы.

Жалоба на действия и решения судьи рассматривается в 5-дневный срок со дня ее поступления. О результатах рассмотрения жалобы сообщается заявителю. Решение по жалобе является окончательным и обжалованию не подлежит.

Жалобы на постановления, не вступившие в законную силу

Обжалование постановлений по делам об административных правонарушениях, не вступивших в законную силу, как указывалось выше, осуществляется на основании норм гл. 12 ПИКоАП.

По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу по истечении срока на обжалование. Из общего правила есть следующие исключения:

  • при совершении административного правонарушения, влекущего наложение административного взыскания в виде предупреждения или штрафа, не превышающего 2 базовых величин, протокол об административном правонарушении не составляется, а лицом, уполномоченным его составлять, выносится постановление о наложении административного взыскания, которое вступает в законную силу с момента его вынесения. При этом штраф взимается на месте;
  • в случае, когда физическое лицо признало себя виновным в совершении административного правонарушения и выразило согласие на применение к нему административного взыскания и возмещение вреда в случае его причинения, протокол об административном правонарушении не составляется. Лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, выносится постановление о наложении административного взыскания, которое вступает в законную силу с момента его вынесения.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, потерпевшим, их представителями, защитником.

По делу об административном правонарушении могут быть обжалованы не вступившие в законную силу:

  • постановление административной комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних — в районный исполнительный комитет (администрацию района в городе) или в суд;
  • постановление сельского (поселкового) исполнительного комитета — в районный исполнительный комитет или в суд;
  • постановление иного органа, ведущего административный процесс, — в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд;
  • постановление суда — в вышестоящий суд.

Компетенция общих и хозяйственных судов различных уровней по рассмотрению жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях предусмотрена ст. 12.3 ПИКоАП.

ПИКоАП не содержит норм, предусматривающих требования к жалобам на не вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях. В силу этого к жалобам применяются требования общего характера, предусмотренные для процессуальных документов. В жалобе следует указать:

  • наименование суда, в который подается жалоба;
  • полное имя (наименование) заявителя, его место жительства (место нахождения), процессуальное положение в деле, банковские реквизиты (при их наличии);
  • указание на обжалуемое постановление и его содержание;
  • указание на то, в чем заключается незаконность вынесенного постановления, на факты, которыми заявитель обосновывает свои требования, письменные и иные доказательства, подтверждающие эти факты;
  • требование заявителя;
  • перечень прилагаемых к жалобе документов;
  • подпись заявителя или его представителя (подпись представителя юридического лица скрепляется печатью).

К жалобе прилагаются:

  • документ об уплате государственной пошлины;
  • документы, подтверждающие факты, которыми заявитель обосновывает свои требования;
  • документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего жалобу, на подачу жалобы.

Жалоба, подаваемая в районный исполнительный комитет (администрацию района в городе), вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), может оформляться по аналогичным правилам. Исключение составляет только то, что такие жалобы не облагаются государственной пошлиной, поэтому документ об уплате государственной пошлины к ним не прилагается.

Основаниями к отмене не вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении являются:

  • односторонность, неполнота и необъективное исследование обстоятельств административного правонарушения;
  • существенное нарушение норм ПИКоАП;
  • неправильное применение норм, устанавливающих административную ответственность.

Основанием к отмене или изменению постановления является несоответствие назначенного судом, органом, ведущим административный процесс, административного взыскания тяжести совершенного административного правонарушения.

Жалоба направляется через суд или орган, который вынес постановление по делу об административном правонарушении. При нарушении этого правила жалоба возвращается подавшему ее лицу. Поступившая в установленном порядке жалоба в течение 3 суток направляется вместе с делом в суд или орган, которому она адресована и который уполномочен ее рассматривать.

Что касается сроков, то жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня получения лицом, в отношении которого ведется административный процесс, копии постановления по делу об административном правонарушении.

Если постановление вынесено в присутствии этого лица, 10-дневный срок для обжалования течет со дня объявления ему постановления. Жалоба на постановление о наложении административного взыскания в виде административного ареста либо депортации должна быть подана в течение 5 суток. Жалоба, поданная с пропуском срока, возвращается подавшему ее лицу.

В случае пропуска по уважительным причинам срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении лица, имеющие право на подачу жалобы, могут ходатайствовать перед судом, должностным лицом, уполномоченным рассматривать жалобу, о восстановлении пропущенного срока. Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении или восстановлении пропущенного срока выносится постановление. В случае восстановления пропущенного срока подачи жалобы исполнение постановления по делу об административном правонарушении приостанавливается до рассмотрения жалобы.

С жалоб, подаваемых в суд на постановления по делам об административных правонарушениях, взимается государственная пошлина. Неуплата государственной пошлины влечет возврат жалобы лицу, ее подавшему. Государственная пошлина с жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, подаваемых в суд (в том числе хозяйственный суд), составляет:

  • при наложении штрафа в размере менее 10 базовых величин — 0,5 базовой величины;
  • от 10 до 100 базовых величин — 2 базовой величины;
  • более 100 базовых величин — 3 базовой величины;
  • при наложении иных административных взысканий — 1 базовая величина.

Размер базовой величины в настоящее время составляет 100 000 руб.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается в течение одного месяца со дня ее поступления. Жалоба на постановление о наложении административного взыскания в виде административного ареста либо депортации рассматривается в 3-дневный срок со дня поступления.

Постановление суда, должностного лица, уполномоченных рассматривать жалобу, вступает в законную силу немедленно после его вынесения.

Правила оформления и подачи жалобы регулируются ст. 12.1–12.4 ПИКоАП.

"Личный юрист", № 6/2012