У объединений по защите прав потребителей собственных прав стало меньше

Автор: Александр ЖУК, юрист.

11 августа 2012 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 02.05.2012 № 353-З, которым вносятся изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей, Закон). В основном эти изменения и дополнения касаются общественного контроля за соблюдением прав потребителей.

Из Закона исключено понятие «общественный контроль за соблюдением прав потребителей в сфере торгового, бытового и иных видов обслуживания». Из общего анализа нововведений следует, что общественные объединения потребителей утрачивают право проводить проверки с целью осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, как это было на протяжении долгих лет.

Еще Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» право на проведение какого-либо общественного контроля было закреплено только за профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов и их организационными структурами (п. 3). Следует полагать, что именно в соответствие с этой нормой законодатели привели и Закон о защите прав потребителей.

В то же время представляется, что общественные объединения потребителей лишены только права проводить проверки и вместе с тем сохраняют право проводить общественный контроль в иных, отличных от проверок, формах. Главное, чтобы в ходе такого контроля не преследовалась цель, характерная для проверок, — выяснение соответствия требованиям законодательства деятельности субъектов хозяйствования, в том числе совершенных финансово-хозяйственных операций, а также действий (бездействия) их должностных лиц и иных работников. В частности, в Законе сохранены иные права общественных объединений потребителей, а именно:

  • проведение экспертизы товаров (работ, услуг) по факту нарушения прав потребителя или в интересах неопределенного круга потребителей;
  • внесение в республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы предложений о мерах по повышению качества товаров (работ, услуг);
  • обращение по поручению потребителя с претензией к изготовителю (продавцу, поставщику, представителю, исполнителю, ремонтной организации) об устранении нарушений и о возмещении потребителю причиненных этими нарушениями убытков;
  • обращение в органы прокуратуры с предложениями о принесении протестов на акты государственных органов, противоречащие законодательству о защите прав потребителей;
  • обращение в суд с иском о защите прав потребителя, представление и защита в суде прав и законных интересов потребителя (неопределенного круга потребителей);
  • предъявление иска в суд о признании действий изготовителя (продавца, поставщика, представителя, исполнителя, ремонтной организации) противоправными, условий договора недействительными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий.

Закон дополнен статьей, содержание которой раскрывает особенности реализации отдельных вышеуказанных прав общественных объединений потребителей. Например, обращение с претензией к изготовителю (продавцу, поставщику, представителю, исполнителю, ремонтной организации) об устранении нарушений и о возмещении потребителю причиненных этими нарушениями убытков, обращение с иском в суд, а также представление и защита в суде прав и законных интересов потребителя теперь возможны только на основании договора безвозмездного оказания услуг, заключенного с потребителем в письменной форме. Примерная форма такого договора утверждается Министерством торговли Республики Беларусь.

Расходы общественного объединения потребителей, понесенные в связи с осуществлением своих функций, подлежат возмещению изготовителем (продавцом, поставщиком, представителем, исполнителем, ремонтной организацией):

  • по письменному требованию общественного объединения потребителей после удовлетворения изготовителем (продавцом, поставщиком, представителем, исполнителем, ремонтной организацией) претензии, с которой общественное объединение потребителей обращалось по поручению потребителя, либо после принятия судом решения в пользу потребителя, если это объединение не заявляло такое требование при обращении в суд с иском о защите прав потребителя;
  • по решению суда, вынесенному по иску о защите прав потребителя, с которым обращалось общественное объединение потребителей.

Состав таких расходов будет установлен Министерством торговли Республики Беларусь.

Требование общественного объединения потребителей о возмещении расходов должно быть удовлетворено в течение 14 дней со дня его получения.

Необходимым условием для возмещения расходов служит предварительное, до обращения в общественное объединение, предъявление потребителем изготовителю (продавцу, поставщику, представителю, исполнителю, ремонтной организации) требования о восстановлении своего нарушенного права.

Необходимо также и наличие подтверждения отказа в удовлетворении этого требования. Таким подтверждением будет являться:

  • письменный ответ изготовителя (продавца, поставщика, представителя, исполнителя, ремонтной организации), содержащий отказ в удовлетворении требования потребителя;
  • копия письменного обращения потребителя с уведомлением о вручении письменного обращения изготовителю (продавцу, поставщику, представителю, исполнителю, ремонтной организации) либо с отметкой изготовителя (продавца, поставщика, представителя, исполнителя, ремонтной организации) о получении этого письменного обращения, если такое письменное обращение не рассмотрено в сроки, установленные законодательными актами;
  • отметка о причинах отказа в удовлетворении замечаний и (или) предложений потребителя, изложенных в книге замечаний и предложений;
  • замечание и (или) предложение потребителя в книге замечаний и предложений, если такие замечание и (или) предложение не рассмотрены в сроки, установленные законодательными актами;
  • иное подтверждение отказа изготовителя (продавца, поставщика, представителя, исполнителя, ремонтной организации) в удовлетворении требования потребителя.

Со вступлением в силу анализируемых нами изменений и дополнений ряд действий общественного объединения потребителей будет теперь возможным при наличии у работника такого объединения, реализующего данные действия, свидетельства об аттестации. К таким действиям относятся:

  • консультации потребителей по вопросам защиты его прав;
  • обращение по поручению потребителя с претензией к изготовителю (продавцу, поставщику, представителю, исполнителю, ремонтной организации) об устранении нарушений и о возмещении потребителю причиненных этими нарушениями убытков;
  • обращение в суд с иском о защите прав потребителя;
  • представление и защита в суде прав и законных интересов потребителя (неопределенного круга потребителей).

Порядок аттестации будет установлен Советом Министров Республики Беларусь.

Таким образом, вносимые в Закон о защите прав потребителей изменения и дополнения, упорядочивают деятельность общественных объединений потребителей, лишая их некоторых полномочий и устанавливая для них ряд новых обязательных правил.

"Личный юрист", № 7/2012