Какой резон наезжать на газон?

Автор: Максим ШЕЛКОВИЧ, юрист.

Частью 3 ст. 15.22 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) предусмотрена ответственность за незаконное уничтожение или повреждение деревьев, кустарников, цветников, газонов, расположенных на землях населенных пунктов. Она выражается в наложение штрафа в размере от 10 до 50 базовых величин, на ИП — от 10 до 200 базовых величин, а на юридическое лицо — от 20 до 300 базовых величин.

 

Под действие указанной нормы чаще всего подпадают водители, нарушившие правила остановки и стоянки транспортных средств. Попытаемся в настоящей статье подробнорассмотреть возможность привлечения к административной ответственности таких водителей.

 

Что такое газон?

Прежде всего для квалификации действий нарушителя по ч. 3 ст. 15.22 КоАП необходимо доказать, что зеленая зона, на которой оставлен автомобиль, является газоном. Согласно п. 2.10 Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 № 551, газоном является участок земли с естественным или искусственно созданным растительным, преимущественно травяным, покровом. Однако в таком широком понимании термина газоном могут быть любые земли с любым растительным покровом в любом состоянии. А это, в свою очередь, создает условия для злоупотребления со стороны должностных лиц, ведущих административный процесс, при квалификации правонарушения.

Но есть Инструкция о порядке учета объектов растительного мира, расположенных на землях отдельных категорий, и обращения с ними, утвержденная постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 28.12.2006 № 79. Ей установлено (абзац 4 п. 2), что газон — это травяной покров, являющийся фоном для посадок и самостоятельным элементом ландшафтной композиции. Пункт 16 этого же документа содержит критерии для определения типов газонов, таких как луговой, мавританский, обыкновенный, партерный, спортивный и т.д., обуславливая существования газона предшествующим комплексом инженерно-технических и биологических мероприятий.

Существует еще и Инструкция о порядке государственного учета объектов растительного мира, расположенных на землях населенных пунктов, и обращения с ними, утвержденная постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 29.12.2004 № 40 (далее — Инструкция). Согласно ей все объекты растительного мира, расположенные на землях населенных пунктов, подлежат учету в соответствии с их классификацией. Согласно п. 17–18 Инструкции по объектам растительного мира, расположенным на землях населенных пунктов, ведется государственный статистический учет. При проведении этого учета устанавливается общая площадь, занимаемая объектами растительного мира, в том числе газонами. Согласно Инструкции в процессе учета объектов растительного мира, расположенных на учетных участках, ведется рабочий дневник, состоящий из рабочих ведомостей. В отношении газонов и цветников в рабочих ведомостях отражаются их площадь и состояние. Документами, отображающими данные учета объектов растительного мира, расположенных на землях населенных пунктов (количество, качество, состояние и произошедшие в них изменения), являются рабочий дневник учета объектов растительного мира, результаты проведенного обследования на каждый учетный объект и план учетного объекта в масштабе 1:500.

Таким образом, именно перечисленные нами выше документы необходимо положить в основу доказательства того, что поврежденный объект растительного мира является газоном. На основании этих же документов следует установить тип газона и его состояние.

 

Определение размера вреда

В соответствии с п. 7 ст. 4.2 КоАП административное взыскание должно назначаться с учетом характера и вредных последствий совершенного административного правонарушения. В чем же заключаются вредные последствия, если вы наехали на газон?

Абзацем 5 ст. 1 Закона Республики Беларусь  от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды» (далее — Закон) установлено, что вред, причиненный окружающей среде, — это имеющее денежную оценку отрицательное изменение окружающей среды или отдельных компонентов природной среды, природных или природно-антропогенных объектов, выразившееся в их повреждении или уничтожении. В соответствии со ст. 1011 Закона размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде, определяется в соответствии с таксами для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, установленными Президентом Республики Беларусь, а при их отсутствии — по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Согласно  п. 1.1 Указа Президента Республики Беларусь от 24.06.2008 № 348 (далее  — Указ № 348) размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде, определяется в соответствии с таксами согласно приложениям 1–8 к этому же Указу. Но в данных приложениях не определяется размер вреда, причиненный окружающей среде именно повреждением газона, следовательно, размер возмещения такого вреда будет определяться по фактическим затратам на его восстановление.

Но одно дело повредить, совсем другое — уничтожить. Так вот, п. 14 Приложения 8 к Указу № 348 определены следующие таксы при уничтожении одного квадратного метра газона:

  • обыкновенного — 0,5 базовых величин;
  • партерного — 1 базовая величина
  • спортивного — 2 базовые величины.

В соответствии с ч. 2 ст. 7.1 КоАП при наложении административного взыскания на физическое лицо учитываются в том числе характер совершенного административного правонарушения, характер и размер причиненного вреда. Исходя из п. 5 ст. 2.3 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП) в случае причинения административным правонарушением имущественного вреда суд, орган, ведущий административный процесс, обязаны принять меры к его возмещению.

Таким образом, при квалификации правонарушения по ч. 3 ст. 15.22 КоАП необходимо определить размер причиненного вреда и приложить его расчет в соответствии с п. 1.1 Указа № 348.

 

Пример

В качестве примера рассчитаем ориентировочный размер ущерба, причиняемый уничтожением обычного газона припаркованным на нем автомобилем, применяя вышеуказанные таксы.

Допустим, средняя длина автомобиля составляет 3 м, а ширина его шин 0,2 м. Площадь уничтоженного газона будет равна площади колеи двух колес и составит
3 × 0,2 × 2 = 1,2 м2. На момент написания этой статьи размер базовой величины в Республике Беларусь составляет 35 000 руб. Таким образом, размер ущерба составит 42 000 руб.

Как видим, размер ущерба явно несоизмерим с санкцией ч. 3 ст. 15.22 КоАП, предусматривающей ответственность физического лица в виде штрафа, который может быть от 350 000 до 1 750 000 руб.

При таких обстоятельствах должностным лицом, ведущим административный процесс, может быть применена норма ст. 8.2 КоАП, в соответствии с которой лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности в случае признания совершенного административного правонарушения малозначительным. Кроме того, согласно п. 2 ч. 1 ст. 7.2, ст. 8.3 КоАП, лицо может быть освобождено от административной ответственности в случае добровольного возмещения причиненного вреда. 

Таким образом, при квалификации действий водителя, припарковавшего автомобиль на газоне, для доказательства состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.22 КоАП, материалы дела об административном правонарушении, наряду с протоколом об административном правонарушении, в обязательном порядке должны содержать:

а) протокол осмотра места совершения административного правонарушения с указанием площади поврежденного или уничтоженного газона, его местонахождения, по возможности, с применением фотографирования. Протокол должен содержать однозначное указание на повреждение или уничтожение газона, с отражением основания для такого вывода, поскольку это имеет важное значение для определения размера вреда. В случае необходимости в соответствии с п. 3 ст. 10.13 ПИКоАП к осмотру следует привлечь специалиста;

б) копии либо выписки из документов, отображающих данные учета объектов растительного мира, расположенных на землях населенных пунктов: рабочий дневник учета объектов растительного мира, результаты проведенного обследования на учетный объект, план учетного объекта;

в) расчет размера вреда, причиненного административным правонарушением:

  • при уничтожении газона — в соответствии п. 14 Приложения 8 к Указу № 348;
  • при повреждении газона — по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

В заключение хотелось бы обратиться ко всем автомобилистам: знайте, конечно, свои права, но и умейте ценить и беречь ту красоту и эстетику, которую создают для нас ландшафтные дизайнеры и сама матушка-природа.

"Личный юрист", № 10/2011