Дисциплинарная ответственность обучающихся: необходимо правовое регулирование
Одним из способов борьбы с правонарушителями и обеспечения правомерного поведения выступает юридическая ответственность. Она выражается в необходимости претерпевания виновным лицом, совершившим правонарушение, предусмотренных в законодательстве мер принуждения. В свою очередь, одним из видов юридической ответственности выступает дисциплинарная ответственность.
Дисциплинарная ответственность обучающихся пока не получила, в отличие, например, от дисциплинарной ответственности трудящихся, должного и детального правого регулирования на уровне законодательных актов. Являясь одним из правовых средств обеспечения дисциплины в сфере образования, дисциплинарная ответственность обучающихся как правовой институт на сегодняшний день характеризуется существенной пробельностью и отсутствием системности в нормативно-правовом регулировании, что создает значительные затруднения в правоприменительной практике учреждений образований.
Установление и применение ответственности обучающихся за совершенные ими дисциплинарные проступки имеет большое практическое значение. Четкие предписания о том, какие конкретно деяния в сфере образования признаются дисциплинарными проступками и какие санкции надлежит применять к виновным лицам, с одной стороны, позволяют органам управления образовательным учреждением вести действенную, целенаправленную и основанную на законных предписаниях борьбу за укрепление дисциплины и правопорядка в образовательной сфере, а с другой — послужат обучающимся и иным лицам надежной правовой защитой от необоснованных мер, принимаемых органами управления образовательных учреждений. Законодательное закрепление понятия «дисциплинарный проступок» в образовательной сфере, его видов и санкций — необходимое условие эффективного рассмотрения и разрешения правовых конфликтов в сфере образования, принятия законных, обоснованных и справедливых решений.
Наказывать по усмотрению или по закону?
Как уже говорилось, в действующем законодательстве об образовании институт дисциплинарной ответственности обучающихся не получил надлежащей нормативно-правовой регламентации. Нормы, образующие данный институт, характеризуются значительными пробелами, нечеткими и неточными предписаниями. Так, среди ряда законов, регулирующих отношения в сфере образования, только в Законе Республики Беларусь «О профессионально-техническом образовании» и в Законе Республики Беларусь «О высшем образовании» предусмотрено применение мер дисциплинарного воздействия к обучающимся в случае невыполнения ими обязанностей, предусмотренных названными законами. При этом указано, что меры дисциплинарного воздействия применяются в порядке, установленном Министерством образования Республики Беларусь, уставом и правилами внутреннего распорядка высшего учебного заведения, учреждения, обеспечивающего получение профессионально-технического образования.
Таким образом, перечень деяний обучающихся, квалифицируемых как дисциплинарные проступки, фактически передан на усмотрение образовательного учреждения, которое самостоятельно подготавливает свой устав и правила внутреннего распорядка и по своему усмотрению формулирует перечень требований, нарушения которых обучающимися могут быть расценены как дисциплинарные проступки. В результате может иметь место неоднозначное понимание сущности дисциплинарного проступка и мер дисциплинарного воздействия. Помимо этого, уставы и правила внутреннего распорядка многих вузов и иных образовательных учреждений иногда признают дисциплинарными проступками деяния, не связанные с образовательным процессом.
Существующие пробелы в нормативно-правовом регулировании института дисциплинарной ответственности обучающихся создают значительные затруднения в правоприменительной практике образовательных учреждений и могут привести либо к ослаблению дисциплины в учреждении образования, либо к нарушению прав обучающихся, связанных с субъективной, произвольной оценкой руководством учреждения образования нарушений, совершаемых учащимися. При этом следует учитывать, что большинство лиц, управомоченных применять дисциплинарные взыскания, не имеют юридического образования, а следовательно, не имеют четких представлений о понятии и сущности правонарушения, и в первую очередь дисциплинарного, о формах вины лиц, совершивших дисциплинарные проступки, и некоторых других аспектах. Вот почему детальная регламентация вопросов, регулирующих дисциплинарную ответственность обучающихся, является залогом соблюдения законности и обеспечения их прав.
Законность дисциплинарной ответственности состоит в том, что она возникает только на основании правовой нормы и в случае совершения только дисциплинарного проступка. Перечень дисциплинарных взысканий, устанавливается законодательством, при этом дисциплинарные взыскания применяются с соблюдением сроков давности и определенного порядка наложения взысканий. За одно нарушение дисциплины на обучающегося может быть наложено только одно взыскание. Дисциплинарную ответственность могут применять только органы и должностные лица, наделенные дисциплинарной властью.
Целесообразность и справедливость ответственности предполагает строгую индивидуализацию мер дисциплинарного взыскания в зависимости от тяжести совершенного проступка, обстоятельств, при которых он совершен, предшествующей учебы и поведения обучающегося.
Неотвратимость дисциплинарной ответственности проявляется в том, что ни одно нарушение дисциплины не может быть оставлено без воздействия.
Пробелы восполнит кодекс
В настоящее время проходит свое рассмотрение в Парламенте проект Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее — проект Кодекса, проект). Его разработчики впервые систематизировано затронули такой важный институт, как дисциплинарная ответственность обучающихся и посвятили ему отдельный раздел. Проект Кодекса восполняет упущения, связанные с законодательным закреплением понятия «дисциплинарный проступок обучающегося» и установлением порядка применения дисциплинарного взыскания. При подготовке проекта была сделана попытка решить следующие задачи:
— обеспечить максимально полное, ясное и четкое нормативно-правовое регулирование отношений, связанных с применением дисциплинарных взысканий;
— закрепить такую совокупность юридических гарантий, правильное применение которых способствовало бы принятию обоснованного и законного решения, укреплению дисциплины и не нарушало бы законные права обучающихся;
— регламентировать процесс применения дисциплинарного взыскания к обучающимся с учетом их возраста, состояния здоровья и иных критериев.
В проекте Кодекса дается определение дисциплинарного проступка. Дисциплинарным проступком признается противоправное, виновное (умышленное или по неосторожности) неисполнение или ненадлежащее исполнение обучающимся обязанностей, возложенных на него актами законодательства Республики Беларусь, уставом и иными локальными нормативными правовыми актами учреждения образования.
За совершение обучающимся дисциплинарного проступка устанавливается дисциплинарная ответственность, которая выражается в применении к нему мер дисциплинарного взыскания. При этом в проекте содержится норма, освобождающая лиц с тяжелымифизическими и (или) психическими нарушениями, то есть лиц, имеющих физические и (или) психические нарушения, препятствующие получению образования без создания для этого специальных условий, от обязанности нести дисциплинарную ответственность.
Основания привлечения к ответственности
Устанавливаются следующие основания привлечения к дисциплинарной ответственности обучающихся:
— отсутствие более 10 дней подряд без уважительных причин на учебных занятиях (занятиях);
— опоздание или неявка без уважительных причин на учебные занятия (занятия), предусмотренные учебным планом;
— нарушение дисциплины в ходе образовательного процесса;
— несоблюдение в период прохождения практики (производственного обучения) режима рабочего времени, определенного правилами внутреннего трудового распорядка соответствующей организации;
— неисполнение без уважительных причин законного требования педагогического работника;
— оскорбление участников образовательного процесса;
— распространение информации, наносящей вред нравственному, духовному и физическому здоровью обучающихся;
— порча зданий, сооружений, оборудования или иного имущества учреждения образования;
— несоблюдение (нарушение) требований законодательства Республики Беларусь о здравоохранении, пожарной безопасности;
— распитие алкогольных напитков, слабоалкогольных напитков, пива, употребление наркотических, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ в зданиях, общежитии и на иной территории учреждения образования либо появление в указанных местах в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
— курение (потребление табачных изделий) в зданиях, общежитиях и на иной территории учреждения образования, за исключением мест, специально предназначенных для этой цели. Следует отметить, что данный перечень является открытым, поскольку законодатель употребляет в конце списка формулировку «иные противоправные действия (бездействия)».
Меры и условия применения дисциплинарного взыскания
За совершение дисциплинарного проступка к обучающемуся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания:
— замечание;
— выговор;
— отчисление из учреждения образования.
При этом предусматривается, что отчисление из учреждения образования как мера дисциплинарной ответственности может быть применено только за длительное отсутствие (более 30 дней подряд) без уважительных причин, а также за систематическое (повторное в течение учебного года) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей обучающимся.
Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит руководителю учреждения образования. При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение обучающегося.
Поскольку вина предполагает верное осознание обучающимся социального значения своих действий, необходимо подойти дифференцированно к установлению возраста, с которого целесообразно привлекать обучающихся к дисциплинарной ответственности. В проекте Кодекса предусмотрено, что к дисциплинарной ответственности привлекается обучающийся, достигший к моменту совершения дисциплинарного проступка возраста 14 лет, обучающийся из числа лиц с особенностями психофизического развития — 16 лет.
Отчисление из учреждения образования как мера дисциплинарного взыскания применяется к обучающемуся, достигшему возраста 16 лет, а к обучающемуся из числа лиц с особенностями психофизического развития — 17 лет. При этом предусмотрено, что указанные лица не могут быть отчислены, если они не завершили освоение содержания основной образовательной программы базового образования. Данное установление основано на соблюдении принципа обязательности общего базового образования.
К обучающимся, совершившим дисциплинарный проступок и не достигшим к моменту совершения дисциплинарного проступка возраста, с которого наступает дисциплинарная ответственность, а также к обучающимся из числа лиц с тяжелыми физическими и (или) психическими нарушениями, совершившим дисциплинарный проступок, могут применяться меры педагогического воздействия (беседа, обсуждение на педагогическом совете и т.д.), не противоречащие законодательству Республики Беларусь.
Только при наличии вины…
Отдельная глава проекта Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее — проект Кодекса, проект) посвящена правовому регулированию порядка применения дисциплинарных взысканий.
Важным правовым принципом, нашедшим свое отражение и в проекте, является закрепление принципа презумпции невиновности обучающегося. Обучающийся, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, считается невиновным, пока его вина не будет доказана и установлена приказом руководителя учреждения образования. Он не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности обучающегося, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, толкуются в его пользу.
Проект Кодекса закрепил права обучающегося, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, а также его законного представителя, в случае если обучающийся является несовершеннолетним. Названные лица имеют право:
- знакомиться со всеми материалами, подтверждающими вину обучающегося, получать их копии;
- давать пояснения и представлять доказательства либо отказаться от дачи пояснений по существу выдвинутых обвинений;
- непосредственно либо через своего законного представителя быть заслушанными в ходе любого затрагивающего их интересы разбирательства, присутствовать на нем;
- получить юридическую помощь в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
- ознакомиться с приказом о применении меры дисциплинарного взыскания и получить его копию;
- обжаловать приказ о применении меры дисциплинарного взыскания.
В проекте Кодекса установлено, что поводами для привлечения обучающегося к дисциплинарной ответственности могут служить сообщения местных исполнительных и распорядительных органов, правоохранительных органов, иных государственных органов и организаций, докладные записки педагогических и иных работников учреждения образования, работников, осуществляющих охрану помещений учреждения образования.
Применение дисциплинарного взыскания к обучающемуся возможно при наличии следующих условий:
- необходимо доказать, что учащийся совершил дисциплинарный проступок;
- совершенный дисциплинарный проступок должен быть противоправным, то есть совершенным с нарушением закона или иного нормативного акта;
- дисциплинарное взыскание может применяться, если в действии лица, его совершившего, есть вина (в форме умысла или неосторожности). Иными словами, дисциплинарная ответственность может наступать при условии, если обучающийся виновен в нарушении дисциплины, то есть допустил нарушение умышленно или по неосторожности. Нарушение, происшедшее не по вине обучающегося, не может повлечь дисциплинарной ответственности;
- наличие причинной связи между действием (бездействием) обучающегося и наступившими последствиями.
Обязательным элементом дисциплинарного проступка, как было отмечено выше, является наличие вины учащегося, выраженной в форме умысла (прямого либо косвенного) или неосторожности (легкомыслие или небрежность). Прямой умысел выражается в осознании обучающимся противоправности своего проступка, в предвидении его последствий и желании их наступления. При наличии косвенного умысла обучающийся также осознает противоправность своего поведения, не желает наступления вредных последствий, но сознательно допускает их наступление либо относится к ним безразлично. Дисциплинарный проступок признается совершенным по легкомыслию, если обучающийся предвидел возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но без достаточных оснований рассчитывал на их предотвращение. Небрежность выражается в непредвидении лицом возможности наступления общественно опасных последствий своего действия или бездействия, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности оно должно было и могло их предвидеть.
Порядок применения взыскания
Предоставляя руководителю учреждения образования право выбора меры дисциплинарного взыскания, законодатель обязывает его строго соблюдать порядок и сроки применения дисциплинарных взысканий. Обнаружив дисциплинарный проступок, руководитель должен знать, как правильно и законно привлечь обучающегося к ответственности.
До применения дисциплинарного взыскания руководитель учреждения образования обязан уведомить о совершении дисциплинарного проступка несовершеннолетним обучающимся одного из его законных представителей, затребовать у обучающегося объяснение в письменной форме. Отказ обучающегося дать объяснение в письменной форме не препятствует применению к нему меры дисциплинарного взыскания. В таких случаях составляется акт, который подписывается тремя лицами из числа работников, обучающихся, достигших возраста 18 лет, учреждения образования. Вместе с тем отсутствие акта может свидетельствовать о том, что объяснение от обучающегося не истребовано, соответственно, в таких случаях дисциплинарное взыскание может быть отменено.
Важными правовыми гарантиями прав обучающего является подтверждение общеправового принципа, что за каждый дисциплинарный проступок может быть применена только одна мера дисциплинарного взыскания. Однако при этом следует иметь в виду, что это правило не распространяется на повторяющиеся одинаковые дисциплинарные проступки. Решение о применении меры дисциплинарного взыскания к обучающемуся принимается на основании материалов, содержащих фактические доказательства совершения им дисциплинарного проступка.
Руководитель учреждения образования вправе, а по инициативе обучающегося, привлекаемого к дисциплинарной ответственности (законного представителя несовершеннолетнего обучающегося, привлекаемого к дисциплинарной ответственности), обязан лично заслушать объяснения обучающегося, его заявления, жалобы.
Применение в качестве меры дисциплинарного взыскания отчисления из учреждения образования к несовершеннолетнему обучающемуся допускается только после уведомления учреждением образования соответствующей комиссии по делам несовершеннолетних местного исполнительного и распорядительного органа. При этом в проекте Кодекса предусмотрено, что отчисление как мера дисциплинарного взыскания применяется к обучающемуся, достигшему возраста 16 лет, а к обучающемуся из числа лиц с особенностями психофизического развития — 17 лет. При этом предусмотрено, что указанные лица не могут быть отчислены, если они не завершили освоение содержания основной образовательной программы базового образования. Данное установление связано в первую очередь с тем, что с 16-летним возрастом трудовое законодательство связывает наступление трудовой дееспособности подростка. Так, в ст. 21 Трудового кодекса Республики Беларусь указано, что заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими 16 лет. Обучающийся, исключенный из учреждения образования за совершение дисциплинарного проступка, должен иметь возможность либо продолжить обучение в другом учреждении образования, либо устроиться на работу.
Всему свой срок
Проектом Кодекса установлены сроки применения мер дисциплинарного взыскания. Обучающийся может быть привлечен к дисциплинарной ответственности не позднее 1 месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка (день, когда о проступке стало или должно было стать известно руководителю учреждения образования), не считая времени болезни обучающегося, нахождения его на каникулах, в отпуске. Гарантией защиты прав несовершеннолетних обучающихся является положение о том, что дисциплинарное взыскание к таким лицам может быть применено не ранее чем через 7 календарных дней после направления уведомления одному из его законных представителей. Меры дисциплинарного взыскания к обучающемуся не могут быть применены позднее 6 месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка.
Решение о применении меры дисциплинарного взыскания к обучающемуся оформляется приказом руководителя учреждения образования, то есть только в письменной форме. Приказ должен содержать сведения об обучающемся, привлекаемом к дисциплинарной ответственности, совершенном дисциплинарном проступке, форме вины (умысел, неосторожность), доказательства вины.
Приказ руководителя учреждения образования о применении меры дисциплинарного взыскания объявляется обучающемуся под роспись либо направляется по почте в течение 5 дней со дня издания приказа. В срок, установленный для объявления приказа о применении меры дисциплинарного взыскания, не входит время болезни обучающегося, нахождения его на каникулах, в отпуске. При этом учреждение образования в течение 5 календарных дней со дня привлечения к дисциплинарной ответственности несовершеннолетнего обучающегося обязано письменно проинформировать об этом его законного представителя.
Обучающийся, не ознакомленный с приказом о применении меры дисциплинарного взыскания, считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности. Отказ обучающегося от ознакомления с приказом оформляется актом, который подписывается тремя лицами из числа работников, обучающихся, достигших возраста 18 лет, учреждения образования. Сведения о применении меры дисциплинарного взыскания заносятся в личное дело обучающегося.
Снятие и погашение взыскания
Проектом Кодекса предусмотрен порядок снятия и погашения мер дисциплинарного взыскания. Обучающийся считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности, если в течение года со дня применения к нему меры дисциплинарного взыскания он не будет привлечен к дисциплинарной ответственности. При этом дисциплинарное взыскание погашается автоматически без издания приказа.
Руководитель учреждения образования, применивший меру дисциплинарного взыскания к обучающемуся, имеет право снять ее досрочно по собственной инициативе или просьбе обучающегося. Досрочное снятие дисциплинарного взыскания оформляется приказом руководителя учреждения образования.
Обжалование
В проекте Кодекса закреплено право обучающегося и его законного представителя обжаловать решение о применении меры дисциплинарного взыскания к обучающемуся. Данное решение может быть обжаловано в вышестоящую организацию или суд. Нарушение вышеизложенного порядка привлечения к дисциплинарной ответственности может повлечь отмену дисциплинарного взыскания, вынесенного в нарушение законодательства.
В завершение отметим, что, на наш взгляд, указание на деяния, которые могут признаваться дисциплинарными проступками, а также детальная регламентация порядка привлечения к дисциплинарной ответственности создадут действенные дополнительные гарантии защиты чести и достоинства обучающихся, их конституционного права на образование.