Еще раз о льготных кредитах на жилье
Прошел месяц, как вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 06.01.2012 № 13 «О некоторых вопросах предоставления государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений» (далее — Указ № 13).
Одновременно утратил силу Указ Президента Республики Беларусь от 14.04.2000 № 185 «О предоставлении гражданам льготных кредитов и одноразовых субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений» (далее — Указ № 185). Произошедшее изменение можно с полной уверенностью назвать реформой системы государственной поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Плюсы и минусы
Сконцентрировав внимание на основных изменениях, необходимо отметить вначале наиболее важные моменты.
Во-первых, уменьшены нормативы общей площади строящегося (реконструируемого) жилого помещения для определения величины льготного кредита:
- с 20 кв.мдо 15 кв.м на каждого члена семьи — для лиц, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в г. Минске (за исключением многодетных семей);
- с 36 кв.м до 30 кв.м при строительстве для одного человека однокомнатной квартиры.
Во-вторых, нормируемые размеры общей площади жилого помещения устанавливаются за вычетом общей площади жилых помещений, находящихся в собственности кредитополучателя и членов его семьи на территории всей Республики Беларусь, в отличие от норм Указа № 185, в соответствии с которыми учитывались жилые помещения, находящиеся в населенном пункте по месту жительства и (или) по месту улучшения жилищных условий кредитополучателя.
В-третьих, значительно сокращен круг лиц, имеющих право на предоставление государственной поддержки: если в соответствии с Указом № 185 гражданин, улучшающий свои жилищные условия в порядке очередности, имел право на получение льготного кредита независимо от категории учета, то согласно п. 1.9 Указа № 13 льготные кредиты предоставляются по спискам, составленным также с соблюдением очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, но включение в указанные списки дополнительно обусловлено отнесением гражданина к одной из категорий, перечисленных в п. 1.1 Указа № 13. В случае же, если лицо не относится ни к одной из льготных категорий, у него отсутствует и право на государственную поддержу, вне зависимости от продолжительности срока пребывания на учете. Кроме того, сокращено количество категорий граждан, имеющих право на внеочередное включение в списки льготного кредитования, и граждан, имеющих право на совместное использование льготного кредита и субсидии, по сравнению с Указом № 185.
В-четвертых, процентная ставка по льготному кредиту на момент вступления в силу Указа № 13 может варьироваться в диапазоне от 1 до 22,5% годовых. До вступления в силу Указа № 13 она не могла превышать 5%.
Вместе с тем необходимо отметить, что не все изменения направлены на сокращение объемов государственной поддержки. Отдельные нормы Указа №13 улучшают правовое положение кредитополучателей. Так, например, увеличен размер финансовой помощи на погашение льготных кредитов для многодетных семей с 50% до 75% от суммы задолженности по льготным кредитам при наличии 3 несовершеннолетних детей и с 75% до 100% для семей, имеющих 4 и более несовершеннолетних детей на дату заключения кредитного договора.
Также в соответствии с п. 1.12 Указа № 13 семьям, в которых один из родителей после рождения 2-го и последующих детей находится в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, предоставляется отсрочка в погашении задолженности по кредиту (включая проценты за пользование кредитом) на время нахождения в таком отпуске. Здесь следует обратить внимание, что согласно ст. 185 Трудового кодекса Республики Беларусь отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет вместо матери ребенка предоставляется работающим отцу или другим родственникам ребенка, фактически осуществляющим уход за ребенком, а при назначении опеки — опекуну ребенка. Однако данная особенность в отношении других родственников и опекуна, как видим, не нашла отражения в приведенной выше норме Указа № 13.
Кому и почем?
Общие положения государственной поддержки, установленные Указом № 13, можно систематизировать в виде таблицы:
Категории граждан, имеющих право на льготный кредит |
Условия реализации права на льготный кредит |
Условия кредитования |
Право на получение субсидии |
Военнослужащие |
Только при подходе очереди по общему списку |
5% годовых сроком не более, чем на 20 лет |
Нет права на субсидию |
Граждане, имеющие в соответствии с законодательными актами право на внеочередное получение жилых помещений социального пользования государственного жилищного фонда |
Только при подходе очереди по общему списку |
20% от ставки рефинанси-рования (но не менее 5%) сроком не более чем на 20 лет |
Право на совместное использо-вание льготного кредита и субсидии |
Трудоспособные совершеннолетние члены семьи нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда в случае его смерти или выезда на постоянное проживание в другое жилое помещение, не имеющие в пользовании жилого помещения государственного жилищного фонда на основании договора найма либо в собственности другого жилого помещения в данном населенном пункте общей площадью 15 кв.м и более (в г. Минске — 10 кв.м и более) на 1 человека, отвечающего установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, — в течение срока действия заключенного в соответствии с законодательными актами с одним из них договора найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда |
Только при подходе очереди по общему списку |
20% от ставки рефинанси-рования (но не менее 5%) сроком не более чем на 20 лет |
Кредит либо субсидия по выбору |
Совершеннолетние члены семьи умершего (погибшего, признанного безвестно отсутствующим) нанимателя служебного жилого помещения государственного жилищного фонда – в течение срока действия заключенного в соответствии с законодательными актами договора найма служебного жилого помещения государственного жилищного фонда |
Внеочередное, то есть при подходе очереди по соответствую-щему отдельному списку |
20% от ставки рефинанси-рования (но не менее 5%) сроком не более чемна 20 лет |
Кредит либо субсидия по выбору |
Многодетные семьи |
Внеочередное, то есть при подходе очереди по соответствую-щему отдельному списку |
1% годовых сроком не более чем на 40 лет |
Кредит либо субсидия по выбору |
Граждане, в составе семьи которых имеются дети-инвалиды, а также инвалиды с детства I и II группы |
Внеочередное, то есть при подходе очереди по соответствую-щему отдельному списку |
20% от ставки рефинансирования (но не менее 5%) сроком не более чем на 20 лет |
Право на совместное использо-вание льготного кредита и субсидии |
Граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, инвалидов, в отношении которых установлена причинная связь увечья или заболевания, приведших к инвалидности, с катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями |
Внеочередное, то есть при подходе очереди по соответствую-щему отдельному списку |
20% от ставки рефинансирования (но не менее 5%) сроком не более, чем на 20 лет |
Право на совместное использо-вание льготного кредита и субсидии |
Ветераны боевых действий на территории других государств из числа категорий граждан, предусмотренных в п. 1–3 ч. 1 ст. 3 Закона Республики Беларусь № 1594-XII от 17.04.1992 «О ветеранах» |
Только при подходе очереди по общему списку |
20% от ставки рефинанси-рования (но не менее 5%) сроком не более чем на 20 лет |
Право на совместное использо-вание льготного кредита и субсидии |
Граждане, проживающие в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для проживания |
Только при подходе очереди по общему списку |
20% от ставки рефинанси-рования (но не менее 5%) сроком не более чем на 20 лет |
Право на совместное использо-вание льготного кредита и субсидии |
Совершеннолетние молодые граждане, являющиеся лауреатами специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов и (или) специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи, — по согласованию с Министерством образования, Министерством культуры и в соответствии с документами, подтверждающими такое звание. Под молодыми гражданами в Указе № 13 понимаются лица в возрасте до 31 года |
Только при подходе очереди по общему списку |
20% от ставки рефинанси-рования (но не менее 5%) сроком не более чем на 20 лет |
Кредит либо субсидия по выбору |
Граждане, которым были назначены стипендии Президента Республики Беларусь талантливым молодым ученым, — по согласованию с Национальной академией наук Беларуси и в соответствии с подтверждающими назначение этих стипендий документами, выдаваемыми организациями, осуществлявшими их выплаты |
Только при подходе очереди по общему списку |
20% от ставки рефинанси-рования (но не менее 5%) сроком не более чем на 20 лет |
Кредит либо субсидия по выбору |
Граждане, проживающие не менее 10 лет в общежитиях, в жилых помещениях государственного жилищного фонда по договорам поднайма жилого помещения, в жилых помещениях частного жилищного фонда по договорам найма жилого помещения, у которых, включая совместно проживающих членов семьи и отдельно проживающих супругов, не имеется в собственности жилых помещений (общей площади жилых помещений, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилые помещения), в том числе расположенных в иных населенных пунктах Республики Беларусь |
Внеочередное, то есть при подходе очереди по соответствую-щему отдельному списку |
20% от ставки рефинанси-рования (но не менее 5%) сроком не более чем на 20 лет |
Кредит либо субсидия по выбору |
Граждане, осуществляющие строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек |
Только при подходе очереди по общему списку |
20% от ставки рефинанси-рования (но не менее 5%) сроком не более чем на 20 лет |
Кредит либо субсидия по выбору |
Судьи и прокурорские работники |
Только при подходе очереди по общему списку |
20% от ставки рефинанси-рования (но не менее 5%) сроком не более чем на 20 лет |
Ккредит либо субсидия по выбору |
Молодые семьи, имеющие 2 несовершеннолетних детей на дату утверждения списков на получение льготных кредитов |
Только при подходе очереди по общему списку |
50% от ставки рефинанси-рования (но не менее 5%) сроком не более чем на 20 лет |
Право на льготный кредит и на субсидию на погашение льготного кредита либо только на субсидию на строи-тельство |
Для граждан, постоянно проживающих и работающих в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек и относящихся к одной из приведенных выше категорий |
Только при подходе очереди по общему списку |
10% от ставки рефинанси-рования (но не менее 3%) сроком не более чем на 20 лет |
Нет права на субсидию |
Как быть с обратной силой?
Все описанные выше изменения в правовом регулировании предоставления государственной поддержки гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, не вызывают сложности для понимания их с юридической точки зрения.
Определенную сложность для правовой оценки вызывает норма, закрепленная в п. 11 Указа № 13, согласно которой все государственные органы, наделенные полномочиями по утверждению списков льготного кредитования, должны пересмотреть утвержденные ими списки с учетом положений Указа № 13. Интерес вызывает то обстоятельство, что речь идет о пересмотре утвержденных списков вообще, без указания каких-либо ограничивающих признаков (например, время их утверждения или имевшее место полное исполнение обязательств по заключенным на их основании договорам). Но в таком случае мы имеем дело с огромным количеством решений соответствующих государственных органов, которые были приняты согласно законодательству, действовавшему в определенный период времени в прошлом, и могли послужить основанием для возникновения правоотношений как прекратившихся к настоящему времени, так и длящихся до сих пор.
Пункт 8 Указа № 13 обязывает ОАО «АСБ Беларусбанк» предоставлять льготные кредиты гражданам, не относящимся к категориям, имеющим право на льготный кредит на сегодняшний день, но заключившим кредитные договоры до вступления в силу Указа № 13, в пределах размеров открытых кредитных линий на дату вступления в силу Указа № 13.
Хотя законодатель никак не связывает две приведенные выше нормы, можно предположить, что пересмотр списков должен осуществляться в отношении лиц, которые не заключили кредитные договоры, а также в отношении тех, кто заключил кредитный договор, но имеет право на предоставление льготного кредита в соответствии с Указом № 13.
Таким образом, очевидно, что Указ № 13 будет применяться к отношениям, возникшим до вступления его в силу.
Анализ законодательства Республики Беларусь на предмет возможности придания обратной силы нормативному правовому акту показывает, что данный вопрос регулируют только две нормы общего законодательства: ст. 104 Конституции Республики (далее — Конституция) и ст. 67 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (далее — Закон о НПА).
В ст. 104 Конституции установлен общий принцип, гласящий, что закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан. Но очевидно, что в данной статье имеется в виду закон в узком смысле слова, то есть как отдельный вид нормативных правовых актов, принимаемых Национальным собранием Республики Беларусь. Также в главе 4 Конституции, определяющей статус Национального собрания, содержится запрет на принятие закона о делегировании законодательных полномочий Президенту, разрешающего ему принимать нормы, имеющие обратную силу. Однако данные положения Конституции неприменимы для регулирования действия во времени Указа № 13.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о НПА нормативный правовой акт не имеет обратной силы, то есть не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу. Из этого правила есть только два исключения:
- когда нормативный правовой акт смягчает или отменяет ответственность;
- когда при введении в действие нормативного правового акта прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, либо в самом акте, либо в акте о введении в действие нормативного правового акта.
Возможность придания нормативному правовому акту обратной силы и механизм ее реализации закреплен в ч. 2 ст. 67 Закона о НПА:
- придание обратной силы нормативному правовому акту не допускается, если он предусматривает введение или усиление ответственности граждан;
- нормативные правовые акты, иным образом ухудшающие положение граждан, не имеют обратной силы, если иное (то есть придание обратной силы) не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь.
Таким образом, законодательные акты, не предусматривающие введение или усиление ответственности, но ухудшающие положение граждан, могут иметь обратную силу, если это прямо предусмотрено при введении их в действие.
Законодательными актами согласно ст. 1 Закона о НПА являются Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь.
Указ № 13 не содержит прямого указания на придание ему обратной силы, а напортив, прямо предусматривает, что, за исключением отдельных норм, он вступает в силу после официального опубликования. При этом из нормы п. 11 следует, что все требования Указа № 13, касающиеся утверждения списков, применяются в том числе и к отношениям, имевшим место ранее, то есть имеют обратную силу. В результате можно прийти к выводу, что Указ № 13 не наделен обратной силой в соответствии с требованиями Закона о НПА, поскольку придание ему обратной силы не прямо предусматривается, а всего лишь косвенно следует из требования п. 11.
Но даже если придерживаться вывода о том, что обратная сила нормам Указа № 13 придана не в соответствии с требованиями ст. 67 Закона о НПА, это не отражается на применении Указа № 13, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 10 Закона о НПА в случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом. Указ № 13 издан не на основании закона, делегирующего соответствующие полномочия, а в рамках реализации полномочий Президента Республики Беларусь, поэтому имеет верховенство над Законом о НПА и иными законами. Соответственно, даже в случае противоречия Закона о НПА Указу № 13 превалировать будет последний.
Кроме того, следует отметить, что Указ № 13 не отменяет Указ № 185, а признает его утратившим силу, то есть лишает его юридической силы не с момента его принятия, а с 17.01.2012. Следоательно, тем самым устанавливает, что отношения, имеющие место до 17.01.2012, регулируются Указом № 185, который действует в этот период. Так, например, если бы возник спор из отношений по поводу утверждения в списках льготного кредитования, имевших место в 2005 году, при его разрешении следовало бы руководствоваться нормами Указа № 185, а не Указа № 13, поскольку Указ № 185 имеет силу для периода времени до 17.01.2012.
Это позволяет говорить о наличии некоторой предполагаемой коллизии между Указом № 185, имеющим юридическую силу в прошлом, и Указом № 13, который вступил в силу с 17.01.2012, но содержит требование о регулировании отношений, имевших место до его принятия.
В целом при отсутствии прямого указания в самом Указе № 13 на то, что он имеет обратную силу в отношении определенных правоотношений, и одновременно наличия нормы о том, что он вступает в силу после его официального опубликования, положение п. 11 представляется отклоняющимся от общей концепции Указа № 13. Однако, как показывает анализ законодательства, это не влияет на обязательность данной нормы для применения.
"Личный юрист", № 2/2012