Переустройство и перепланировка: порядок производства и приемки работ по новым правилам

Автор: Александр ГОРБАЧ, юрист.

Порядок и условия переустройства и перепланировки жилых помещений претерпел значительные изменения с принятием постановления Совета Министров Республики Беларусь от 09.03.2015 № 180 (далее – постановление № 180). Данным нормативным актом внесены изменения и дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2013 № 384 «О некоторых вопросах переустройства и перепланировки, установки на крышах и фасадах многоквартирных жилых домов индивидуальных антенн и иных конструкций, а также реконструкции жилых домов» (далее – постановление № 384).

 Продолжение. Начало темы см. здесь.

 

Порядок производства работ

В соответствии с Положением для выполнения переустройства и (или) перепланировки, требующих разработки проекта, инициатор после получения согласования (разрешения) местного исполнительного и распорядительного органа заключает договор подряда на выполнение проектных работ с разработчиком проектной документации. В положении появилась новая норма, согласно которой состав, форма и содержание проекта определяются Министерством жилищно-коммунального хозяйства и Министерством архитектуры и строительства. Во исполнение этой нормы Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь и Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь уже принято совместное постановление от 23.03.2015 № 7/8 «Об определении состава, формы и содержания проектной документации на переустройство и (или) перепланировку жилых помещений, нежилых помещений в жилых домах».

Также новшеством является требование о том, что разработчик проектной документации или инициатор согласовывает проект со структурным подразделением местного исполнительного и распорядительного органа, осуществляющим государственно-властные полномочия в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности на территории административно-территориальной единицы (далее – территориальное подразделение архитектуры и градостроительства). Проведение государственной экспертизы проекта обеспечивается разработчиком проектной документации в случае, когда при переустройстве и (или) перепланировке производятся изменения в несущих конструкциях жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирных жилых домах, а также жилых и (или) нежилых помещений в блокированных жилых домах высотой более 7 метров и одноквартирных жилых домов высотой более 7 метров.

Установлено, что инициатор обеспечивает осуществление технического надзора за выполнением работ по переустройству и (или) перепланировке, предусмотренных проектом.

Согласно новой редакции пункта 19 Положения работы по переустройству и (или) перепланировке, указанные в пункте 7 Положения могут выполняться в блокированных и одноквартирных жилых домах высотой до 7 метров самим инициатором. В то же время работы в многоквартирных жилых домах, а также блокированных и одноквартирных жилых домах высотой более 7 метров выполняются только по договорам строительного подряда с юридическими или физическими лицами, в том числе ИП, имеющими право на осуществление архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (далее – подрядчик). 

ВНИМАНИЕ: постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.05.2017 № 377 п. 19 Положения изложен в новой редакции.

Отметим также, что пунктом 20 Положения в период проведения переустройства и (или) перепланировки в многоквартирных и блокированных жилых домах запрещается:

  • производить в выходные и праздничные дни работы по переустройству и (или) перепланировке, создающие шум или вибрацию, а также начинать такие работы ранее 9 часов и заканчивать их позднее 19 часов в рабочие дни;
  • загромождать и загрязнять строительными материалами и их отходами коридоры, лестничные марши и площадки, проходы, запасные выходы и другие вспомогательные помещения жилого дома;
  • использовать пассажирские лифты для транспортировки строительных материалов и их отходов без упаковки.

В случаях повреждения подрядчиком или инициатором в процессе производства работ по переустройству и (или) перепланировке инженерных систем жилого дома, появления деформаций, трещин и других изменений в несущих и ограждающих конструкциях здания такие работы следует немедленно прекратить и принять меры по недопущению усиления этих деформаций и изменений, а также информировать территориальное подразделение архитектуры и градостроительства или организацию, осуществляющую эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющую жилищно-коммунальные услуги (в случае ее наличия). Выявленные повреждения и их последствия устраняются за счет средств лиц, допустивших такие повреждения. Если эти повреждения не могут быть устранены незамедлительно, то все работы по переустройству и (или) перепланировке приостанавливаются. Подрядчик и (или) инициатор не позднее первого рабочего дня, следующего за днем обнаружения повреждения, создают комиссию, в которую кроме них входит представитель территориального подразделения архитектуры и градостроительства или организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги, а также при необходимости разработчик проектной документации и представитель организации, осуществляющей технический надзор. Указанная комиссия в двухдневный срок со дня ее создания принимает решение о возможности дальнейшего продолжения работ по переустройству и (или) перепланировке после устранения повреждений либо вносит предложение в местный исполнительный и распорядительный орган об их запрете и выполнении восстановительных работ. При устранении причин, послуживших основанием для запрета производства работ по переустройству и (или) перепланировке, запрет может быть отменен местным исполнительным и распорядительным органом.

 

 

Приемка

В соответствии с пунктом 22 Положения завершение работ по переустройству и (или) перепланировке подтверждается актом приемки выполненных работ по переустройству и (или) перепланировке жилого и (или) нежилого помещений по форме, утверждаемой Министерством архитектуры и строительства. Приемочная комиссия и ее председатель назначаются местным исполнительным и распорядительным органом не менее чем за 30 дней до начала приемки ею выполненных работ по переустройству и (или) перепланировке. Даты начала и окончания работы этой комиссии определяет инициатор с учетом установленного срока приемки. В состав приемочной комиссии входят подрядчик и (или) инициатор либо их представители, а также представители организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей ЖКУ, местного исполнительного и распорядительного органа и при необходимости разработчик проектной документации и представитель организации, осуществляющей технический надзор. В состав комиссии по согласованию с другими организациями и органами государственного надзора могут быть дополнительно включены их представители.

Инициатор обязан предъявить приемочной комиссии следующие документы:

  • разработанный и согласованный в установленном порядке проект (если он предусмотрен);
  • договор строительного подряда (если предусмотрен);
  • договор на осуществление технического надзора (если предусмотрен);
  • акты на скрытые работы (если предусмотрены);
  • ведомость технических характеристик на изолированное помещение, составленную организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, по результатам проверки характеристик помещения при выполнении его переустройства и (или) перепланировки (далее – ведомость технических характеристик на изолированное помещение). Изготовление ведомости технических характеристик на изолированное помещение проводится по заказу и за счет средств инициатора. Не требуется предъявление инициатором ведомости технических характеристик на изолированное помещение при производстве работ по замене или переносе систем газоснабжения, центрального отопления, мусороудаления, газоудаления, а также устройстве гидро-, паро-, тепло– и звукоизоляции.

Установлено, что акт приемки выполненных работ по переустройству и (или) перепланировке жилого и (или) нежилого помещений подписывается всеми членами приемочной комиссии. Этот акт составляется в пяти (четырех) экземплярах, два из которых представляются в местный исполнительный и распорядительный орган, два – инициатору и один – подрядчику (в случае его наличия).

Согласно пункту 25 Положения выполненные работы по переустройству и (или) перепланировке не подлежат приемке в случаях, если они проведены с отступлениями от проекта, плана-схемы или перечня (описания) работ по переустройству и (или) перепланировке, а также если они проведены с нарушениями требований технических нормативных правовых актов. Приемка таких работ возможна после устранения замечаний, указанных в акте приемки выполненных работ по переустройству и (или) перепланировке жилого и (или) нежилого помещений.

Решение местного исполнительного и распорядительного органа об утверждении акта приемки выполненных работ по переустройству и (или) перепланировке жилого и (или) нежилого помещений должно содержать сведения о жилом и (или) нежилом помещениях (адрес, инвентарный номер в соответствии с данными единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (при наличии), инициаторе, дату акта приемки выполненных работ по переустройству и (или) перепланировке жилого и (или) нежилого помещений, иные сведения в случае необходимости.

Пунктом 26 Положение определено, что составление технического паспорта на соответствующее недвижимое имущество и государственная регистрация изменения недвижимого имущества в результате переустройства и (или) перепланировки осуществляются организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним в порядке, установленном законодательством о государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

Окончание темы см. здесь.