Купили планшет, через 3 месяца сдали по гарантии в ремонт - не заряжался, сами не лазили. При выдаче устройства выдали заключение: следы неквалифицированного ремонта - следы пайки разъема usb. После обратились к продавцу, где сказали обратиться в независимую экспертизу и доказать факт непайки. Позвонили туда, там ответили, что факт пайки невозможно доказать. Что делать и куда обращаться? Их главный офис в России. Можно ли узнать, эксплуатировался ли планшет до покупки мною (по сер. №)?
Если Вы считаете, что проданный Вам планшет является товаром ненадлежащего качества (то есть, имеет недостатки, которые не были оговорены продавцом при продаже товара), то согласно п. 1 ст. 20 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» (далее - Закон № 90-З) Вы можете по своему выбору потребовать:
1. Замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;
2. Соразмерного уменьшения покупной цены товара;
3. Незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;
4. Возмещения расходов по устранению недостатков товара.
Согласно п. 3 ст. 20 Закона № 90-З вместо предъявления указанных выше требований потребитель вправе расторгнуть договор розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы в соответствии с п. 4 ст. 27 Закона № 90-З. При этом потребитель по требованию и за счет продавца должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества. Потребитель вправе возвратить такой товар без потребительской тары (упаковки).
В ст. 21 Закона № 90-З установлено, что потребитель вправе предъявить предусмотренные ст. 20 Закона № 90-З требования продавцу в отношении недостатков товара в течение гарантийного срока или срока годности товара.
В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены либо гарантийные сроки составляют менее двух лет, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки обнаружены в течение двух лет со дня передачи таких товаров потребителю.
При возникновении между потребителем и продавцом спора о наличии недостатков товара и причинах их возникновения продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет в порядке, установленном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.01.2009 г. № 26. О месте и времени проведения экспертизы потребитель должен быть извещен в письменной форме (п. 9 ст. 20 Закона № 90-З).
Исходя из изложенного, требования продавца о проведении экспертизы за счет покупателя неправомерно.
Таким образом, советуем обратиться к продавцу (белорусскому представителю, магазину в Республике Беларусь) с одним из возможных требований в форме письменной претензии. В случае отказа в удовлетворении Ваших требований Вы вправе обратиться с иском в суд.
Олег БАНДЫК, юрист