Аттестация председателей ТС и ЖПК: порядок определен

Автор: Александр ГОРБАЧ, юрист - .

Положение о порядке проведения профессиональной аттестации лиц, претендующих на занятие должностей служащих организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, и государственных заказчиков в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее — Положение) утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.03.2020 № 187 (далее — Постановление № 187).

 

Кто проходит аттестацию?

Перечень наименований должностей служащих организаций, назначение (избрание) на которые производится после прохождения аттестации лиц, претендующих на занятие этих должностей, содержится в приложении 1 к Положению.

Так, для организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги это:

1) Директор (гендиректор, начальник, управляющий) организации;

2) Замдиректора (гендиректора, начальника, управляющего);

3) Главный инженер организации;

4) Главный экономист организации;

5) Начальник (заведующий) структурного подразделения, осуществляющего бизнеспланирование организации;

6) Ведущий экономист организации (при условии осуществления функций руководства по бизнес-планированию и отсутствия в штатном расписании организации должности руководителя структурного подразделения по данному направлению);

7) Директор (начальник) обособленного подразделения (филиала), обеспечивающего техобслуживание, водоснабжение, водоотведение (канализацию), санитарное содержание вспомогательных помещений жилого дома, обращение с ТКО, поддержание и восстановление санитарного и технического состояния придомовой территории многоквартирного жилого дома;

8) Начальник структурного подразделения, обеспечивающего техобслуживание, водоснабжение, водоотведение (канализацию), санитарное содержание вспомогательных помещений жилого дома, обращение с ТКО, поддержание и восстановление санитарного и технического состояния придомовой территории многоквартирного жилого дома;

9) Председатель правления товарищества собственников, организации застройщиков.

Для государственного заказчика в сфере ЖКХ это:

1) Директор организации;

2) Замдиректора организации;

3) Главный инженер организации;

4) Главный экономист организации;

5) Начальник (заведующий) структурного подразделения, за исключением структурного подразделения, осуществляющего ведение бухучета и составление отчетности, а также служб документационного обеспечения управления, кадровой и юридической работы.

Напомним также, что в соответствии с п. 1 ст. 170 Жилищного кодекса Республики Беларусь (далее — ЖК) председатель правления организации собственников (товарищества собственников и жилищного-потребительского кооператива) избирается из числа граждан, имеющих высшее образование либо имеющих среднее специальное (техническое, экономическое, юридическое) образование и стаж работы на руководящих должностях в организациях ЖКХ и (или) управления недвижимым имуществом не менее 5 лет, а также свидетельство о прохождении профессиональной аттестации. Здесь же говорится, что порядок проведения профессиональной аттестации и организация, уполномоченная на ее проведение, определяются Правительством.

При этом, отметим, что в ЖК сохранилось требование о том, что после избрания председателя правления общим собранием его кандидатура должна быть еще и согласована с местным исполнительным и распорядительным органом (ч. 3 п. 1 ст. 170).

 

Порядок аттестации

Пунктом 3 Положения аттестация определена как процедура оценки профессиональной компетентности претендентов в форме квалификационного экзамена в определенной области аттестации. В свою очередь, область аттестации — это сфера деятельности организации, включающая работы по организации оказания услуг и (или) оказанию услуг:

  • по техническому обслуживанию;
  • по санитарному содержанию вспомогательных помещений жилого дома;
  • водоснабжения, водоотведения (канализации);
  • по обращению с ТКО;
  • по поддержанию и восстановлению санитарного и технического состояния придомовой территории многоквартирного жилого дома;
  • по управлению общим имуществом совместного домовладения.

Согласно п. 2 Постановления № 187 уполномоченной организацией на проведение профессиональной аттестации является учреждение дополнительного образования взрослых «Государственный центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов «Жилком» (далее — Жилком).

Положением определено, что процедура аттестации включает:

  • подачу заявления;
  • проверку правильности составления заявления, полноты представленных документов;
  • принятие решения о допуске претендента к квалификационному экзамену;
  • проведение квалификационного экзамена;
  • принятие решения по результатам квалификационного экзамена;
  • оформление и выдачу свидетельства.

Так, в соответствии с п. 6 Положения для прохождения аттестации претенденты представляют в Жилком заявление, ходатайство организации, в которую претендент планирует трудоустраиваться, о проведении профессиональной аттестации претендента по установленной форме (приложение 3 к Положению), за исключением претендентов на избрание председателями правления организаций собственников, и иные документы, предусмотренные в п. 6.10 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 (далее — перечень административных процедур).

Пункт 6. 10 перечня административных процедур устанавливает, что для проведения аттестации и выдачи свидетельства о прохождении профессиональной аттестации в Жилком представляется:

  • заявление;
  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • копии диплома о высшем и (или) среднем образовании;
  • ходатайство организации, в которую претендент планирует трудоустроиться, за исключением претендентов на избрание председателями правлений организаций собственников;
  • две цветные фотографии заявителя размером 30 х 40 мм;
  • документ, подтверждающий внесение платы (1,3 базовой величины).

Жилком, в свою очередь, проводит проверку правильности составления заявления, полноты представленных документов и принимает решение о допуске претендента к квалификационному экзамену. Информация о дате, времени и месте проведения аттестации размещается на официальном сайте Жилкома в глобальной компьютерной сети Интернет. Но при этом каждый претендент извещается о дате, времени и месте проведения аттестации согласованным с ним способом (СМС-сообщениями, с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, в том числе электронной почты, а также с помощью иных средств связи) не позднее чем за три рабочих дня до ее проведения.

Под квалификационным экзаменом в Положении понимается процедура оценки теоретических знаний и профессиональной подготовленности претендента, проводимая Жилкомом. Квалификационный экзамен проводит экзаменационная комиссия, состоящая не менее чем из трех экзаменаторов. Допуск к сдаче экзамена осуществляется при удостоверении в личности претендента.

Квалификационный экзамен проводится в форме компьютерного тестирования. Перечень вопросов для компьютерного тестирования разрабатывается Жилкомом по согласованию с Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь (далее — МЖКХ) и размещается на официальном сайте Жилкома в глобальной компьютерной сети Интернет. Определено, что область аттестации, состав квалификационного экзамена в области аттестации, пороговый критерий положительной оценки компьютерного тестирования для каждой категории претендентов, подлежащих аттестации, устанавливаются также МЖКХ.

Претендент считается успешно сдавшим квалификационный экзамен, если он получил положительную оценку по результатам компьютерного тестирования. Претендент, получивший отрицательную оценку, будет считаться не сдавшим квалификационный экзамен, однако он имеет право сдать его повторно.

Согласно п. 17 Положения во время сдачи квалификационного экзамена претенденты:

  • не пользуются нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, инструкциями, справочной и другой литературой;
  • не ведут переговоры с другими претендентами;
  • не пользуются электронными носителями информации и средствами связи.

Нарушители перечисленных требований будут считаться не сдавшим квалификационный экзамен.

В случае положительного результата квалификационного экзамена Жилкомом принимается решение о выдаче свидетельства о прохождении профессиональной аттестации.

Пунктом 25 Положения определено, что Жилком ведет учет обладателей свидетельств и включает информацию о них в перечень аттестованных специалистов, который размещается на официальном сайте Жилкома в глобальной компьютерной сети Интернет, с указанием:

  • фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется) обладателя свидетельства;
  • номера, даты выдачи и срока действия свидетельства, внесенных в него изменений.

В заключение остается добавить, в что в соответствии с п. 5 Положения возникающие при проведении процедуры аттестации спорные вопросы рассматриваются комиссией, создаваемой МЖКХ. Порядок работы данной комиссии также определен Положением.

Постановление № 187 вступило в силу 6 апреля 2020 г.

Наш telegram-канал