Практические проблемы определения кворума при принятии решения о создании ТС в нежилом здании

Автор: Юрий МОРОЗОВ, адвокат Минской городской коллегии адвокатов - .

Законодательство о совместном домовладении периодически обновляется и дополняется, однако многие его положения по-прежнему вызывают споры в правоприменительной практике. Не является исключением и такой базовый механизм, как выбор способа управления общим имуществом, поскольку его реализация порой невозможна без привлечения местных исполнительных и распорядительных органов. Впрочем, даже их участие не исключает возможность злоупотреблений. На примере из судебной практики рассмотрим вопрос о таковых злоупотреблениях, а также способе защиты нарушенных прав.

 

Правовое регулирование

Отношения в нежилых капитальных строениях (зданиях, сооружениях) регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь (далее – ГК), Законом Республики Беларусь от 08.01.1998 № 135-З «О совместном домовладении» в редакции Закона от 04.01.2021 № 78-З (далее – Закон) и иными актами законодательства.

В частности, с момента возникновения совместного домовладения у его участников имеется 6 месяцев на то, чтобы самостоятельно принять решение о выборе способа управления общим имуществом (п. 1 ст. 14 Закона). В случае, если такое решение не принято в установленный срок, местный исполнительный и распорядительный орган действует по следующему алгоритму:

1) инициирует проведение общего собрания участников совместного домовладения по вопросу выбора способа управления общим имуществом (п. 1 ст. 17 Закона);

2) если на общем собрании решение по данному вопросу не принято – на этом же общем собрании выносит на рассмотрение вопрос о выборе собственника, уполномоченного на заключение договора на управление общим имуществом от имени всех участников совместного домовладения с уполномоченным лицом, которое будет назначено местным исполнительным и распорядительным органом (п. 2 ст. 17 Закона);

3) назначает уполномоченное лицо, если решение о выборе способа управления не принято либо если общее собрание вообще не состоялось или являлось неправомочным ввиду отсутствия кворума (п. 1 ст. 18 Закона).

В зависимости от инициатора общего собрания и характера рассматриваемого вопроса условия правомочности общего собрания и условия принятия на нем решений могут существенно отличаться. Для удобства сравнения данная информация представлена в виде таблицы.

Критерий Общее собрание, созванное в общем порядке Общее собрание по вопросу о создании товарищества собственников, созванное в общем порядке Общее собрание, созванное местным исполнительным и распорядительным органом
Условия правомочности (наличия кворума)

Является правомочным, если его участники обладают в совокупности более чем 1/2 голосов от общего количества голосов, принадлежащих участникам совместного домовладения, за исключением случаев, предусмотренных Законом (п. 4 ст. 20 Закона).

Является правомочным, если в нем приняли участие не менее 2/3 участников совместного домовладения от их общего количества, обладающих в совокупности не менее чем 2/3 голосов от общего количества голосов, принадлежащих участникам совместного домовладения, за исключением случая, предусмотренного п. 5 ст. 17 Закона (п. 2 ст. 23 Закона).

Является правомочным, если в нем приняли участие не менее 2-х участников совместного домовладения (п. 5 ст. 17 Закона).

Условия принятия решений Решения считаются принятыми, если на правомочном общем собрании за них проголосовали не менее 1/2 участников совместного домовладения, принявших участие в этом общем собрании, обладающих более чем 1/2 голосов участников совместного домовладения, принявших участие в общем собрании, за исключением случаев, предусмотренных Законом (п. 4 ст. 20 Закона). Решение о создании товарищества собственников считается принятым, если на правомочном общем собрании за него проголосовали не менее 2/3 участников совместного домовладения, принявших участие в этом собрании, обладающих не менее чем 2/3 голосов участников совместного домовладения, принявших участие в общем собрании, за исключением случая, предусмотренного п. 5 ст. 17 Закона (п. 3 ст. 23 Закона). Решения считаются принятыми, если на правомочном общем собрании за них проголосовали не менее 1/2 участников совместного домовладения, принявших участие в общем собрании, обладающих более чем 1/2 голосов участников совместного домовладения, принявших участие в общем собрании (п. 5 ст. 17 Закона).

Как видно, для общего собрания, созванного по инициативе местного исполнительного и распорядительного органа, установлены значительно более «льготные» условия в части наличия кворума: достаточно двух участников вне зависимости от количества принадлежащих им голосов. Соответственно, такая форма может быть интересна миноритарным собственникам, которые имеют возможность принять выгодное для себя решение в случае неявки лиц, обладающих значительно бóльшим количеством голосов.

Проблема, рассмотренная в приведенном ниже случае из практики, заключается в сложности определении правовой нормы, которая подлежит применению при выборе такого способа управления общим имуществом как товарищество собственников (ТС). С одной стороны, в ст. 23 Закона прямо прописано, что она распространяется на решения о создании ТС. С другой стороны, ст. 20 Закона касается проведения общих собраний в том числе по выбору способа управления общим имуществом, одним из которых является ТС.

Таким образом, обе названные нормы, казалось бы, регулируют один и тот же случай, но устанавливают разные требования по кворуму и условиям принятия решений. Чем же необходимо руководствоваться в правоприменительной практике? Проанализируем, к каким выводам пришел суд.

 

 

Судебная практика

 

Описание ситуации

Собственниками объектов недвижимости в нежилом здании являются три юридических лица:

  • ОАО «Б» (истец) с долей в общей собственности 7,87 %;
  • ООО «Е» (ответчик) с долей в общей собственности 91,16 %;
  • РУП «Р» (третье лицо) с долей в общей собственности 0,97 %.

Поскольку способ управления общим имуществом не избирался, ОАО «Б» трижды предприняло попытку созыва общего собрания по данному вопросу, однако все попытки не состоялись по причине неявки представителя ООО «Е» (на два уведомления данный собственник ответил просьбой о переносе мероприятия на более поздний срок, а одно уведомления получил после планируемой даты общего собрания).

С учетом того, что с момента возникновения совместного домовладения прошло более 6 месяцев, а способ управления общим имуществом не был выбран, ОАО «Б» обратилось в местный исполнительный и распорядительный орган (далее – Администрация) с просьбой об оказании содействия в разрешении данной ситуации. С учетом изложенного 19.01.2023 Администрация направила в адрес собственников уведомление о проведении общего собрания, назначенного на 02.02.2023.

02.02.2023 состоялось общее собрание, на котором присутствовали все участники совместного домовладения. По вопросу о выборе способа управления общим имуществам голоса распределились следующим образом:

  • за управление общим имуществом непосредственно самими участниками домовладения проголосовали ОАО «Б» и РУП «Р» (в совокупности 8,84% голосов);
  • за создание ТС проголосовало ООО «Е» (91,16 % голосов).

Таким образом, на данном собрании не был определен способ управления общим имуществом, поскольку решение считалось бы принятым, если бы за него проголосовали не менее половины собственников, принявших участие в общем собрании, обладающих не менее чем половиной голосов участников совместного домовладения, принявших участие в общем собрании (п. 5 ст. 17 Закона).  Однако важно отметить, что в тексте протокола общего собрания представитель Администрации констатировал: двумя днями ранее, а именно 31.01.2023, уже был избран способ управления общим имуществом в виде создания ТС.

Данное противоречие объясняется следующим: узнав о созыве общего собрания по инициативе Администрация, ООО «Е» приняло решение об инициировании еще одного общего собрания по собственной инициативе. 20.01.2023 в адрес других собственников было направлено уведомление о проведении общего собрания, назначенного на 31.01.2023 (то есть за два дня до проведения общего собрания, инициированного Администрацией).

31.01.2023 на общее собрание явился только представитель ООО «Е», которым было принято следующее решение: выбрать способ управления общим имуществом совместного домовладения –ТС, а также в разумные сроки организовать проведение следующего общего собрания для рассмотрения вопросов касательно выбора председателя ТС, разработки и утверждения устава ТС, государственной регистрации и иных организационно-правовых вопросов, связанных с функционированием ТС.

 

Позиция истца (ОАО «Б»)

ОАО «Б» обратилось в экономический суд с требованием о признании недействительным решения общего собрания от 31.01.2023 (то есть принятого единолично ООО «Е»), обосновав иск следующим образом:

1) В силу п. 2 ст. 23 Закона общее собрание участников совместного домовладения по вопросу о создании ТС является правомочным, если в нем приняли участие не менее 2/3 участников совместного домовладения от их общего количества, обладающих в совокупности не менее чем 2/3 голосов от общего количества голосов, принадлежащих участникам совместного домовладения. Соответственно, несмотря на тот факт, что ООО «Е» имеет 91,16 % голосов, для принятия оспариваемого решения необходимым был голос еще как минимум одного собственника.

2) Поведение ООО «Е» свидетельствует о злоупотреблении правом: трижды не приняв участие в общем собрании по инициативе истца, ответчик сам инициировал общее собрание сразу после того, как стало известно о созыве общего собрания по инициативе Администрации. Дата проведения мероприятия (31.01.2023) была умышленно избрана ответчиком с таким расчетом, чтобы решение состоялось до общего собрания, созванного Администрацией (то есть на 02.02.2023 способ управления уже был избран).  При этом какие-либо объективные причины для столь поспешного проведения параллельного общего собрания отсутствовали.

 

Позиция ответчика (ООО «Е»)

По существу изложенных в иске доводов ответчик возражал следующим образом:

1) Истцом сделан неверный вывод об отсутствии кворума, поскольку п. 2 ст. 23 Закона касается принятия решения о создании ТС, а в рассматриваемом случае принималось только решение о выборе одного из способов управления общим имуществом. Соответственно, кворум определяется по правилам п. 4 ст. 20 Закона, в соответствии с которым для правомочности общего собрания достаточно только одного фактора: участие собственника, обладающего более чем половиной голосов от их общего количества. Коль скоро ООО «Е» обладает 91,16 % голосов, то кворум состоялся.

Дополнительно ответчик обратил внимание на тот факт, что принятие решения о создании ТС – это следующий шаг после выбора способа управления общим имуществом. До него необходимо разработать проект устава, согласовать наименование юридического лица, найти кандидатуру на должность председателя правления и т.д. При этом в силу п. 1 ст. 25 Закона устав должен быть утвержден на том же общем собрании, на котором принято решение о создании ТС. Коль скоро 31.01.2023 устав не утверждался, то довод истца о том, что на данном общем собрании было принято решение о создании ТС, является несостоятельным.

2) В части аргумента о злоупотреблении правом ответчик указал, что законодательством никак не ограничена возможность инициировать общее собрание, если оно уже созвано по инициативе местного исполнительного и распорядительного органа. Более того, все участники совместного домовладения были надлежащим образом извещены об общем собрании от 31.01.2023, в связи с чем могли либо направить своего представителя, либо досрочно проголосовать в порядке, установленном п. 4 ст. 20 Закона.

 

Позиция третьего лица (РУП «Р»)

Считая исковые требования подлежащими удовлетворению, третье лицо дополнительно обратило внимание на дословную формулировку п. 4 ст. 20 Закона: общее собрание участников совместного домовладения является правомочным (имеет кворум), если его участники обладают в совокупности более чем половиной голосов от общего количества голосов, принадлежащих участникам совместного домовладения. Соответственно, оспариваемое решение априори неправомерно, поскольку его принял только один участник, в то время как формулировка «участников» и «участники» подразумевает, что они должны быть во множественном числе, то есть не менее двух.

 

Решение суда

Исковые требования ОАО «Б» судом были удовлетворены исходя из следующего.

Суд согласился с доводом истца относительно того, что в рассматриваемом случае кворум необходимо определять исходя из положений п. 2 ст. 23 Закона. Соответственно, несмотря на факт наличия у ООО «Е» подавляющего большинства голосов (91,16 %), общее собрание являлось неправомочным ввиду отсутствия необходимого количества участников совместного домовладения (не менее двух третей участников от их общего количества). Утверждение ответчика о том, что применению подлежит п. 4 ст. 20 Закона, признано несостоятельным, поскольку данная норма является общей и применяется в том случае, когда Законом не установлен иной порядок принятий решений.

Кроме того, судом учтено, что истец 3 раза инициировал проведение общего собрания участников совместного домовладения с целью определения способа управления общим имуществом, одно собрание было организовано и проведено Администрацией. Вместе с тем, после получения уведомления из местного исполнительного и распорядительного органа ответчик инициировал и провел еще одно общее собрание. При таких обстоятельствах суд оценил действия ООО «Е» как недобросовестные и явно свидетельствующие о злоупотреблении правом согласно п. 1 ст. 9 ГК.

 

Мнение автора

Таким образом, при рассмотрении спора суд применил п. 2 ст. 23 Закона, устанавливающий требования к кворуму в случае проведения общего собрания по вопросу о создании ТС. Довод ответчика о том, что принималось решение не о создании ТС, а только о выборе способа управления общим имуществом, признан несостоятельным.

По мнению автора, вывод суда является логичным: голосуя за управление общим имуществом через ТС, участники совместного домовладения предопределяют его создание. Ситуация, при которой данный способ управления может быть реализован без создания ТС, невозможна. А коль так, то кворум в данной ситуации необходимо определять по правилам п. 2 ст. 23 Закона.

Вместе с тем, обратная логика, которая была изложена в правовой позиции ответчика, также не лишена смысла, поскольку Закон все же упоминает два вида решений: о выборе способа управления общим имуществом (в том числе через ТС) и о создании ТС. В этой связи и возникает путаница, порождающая потенциальный судебный спор.

Представляется, что описанный случай свидетельствует о необходимости более четкого согласования между собой положений ст. 20 и 23 Закона. По мнению автора, норма ч. 1 п. 4 ст. 20 Закона сформулирована вполне удачно: «Общее собрание участников совместного домовладения является правомочным (имеет кворум), если его участники обладают в совокупности более чем половиной голосов от общего количества голосов, принадлежащих участникам совместного домовладения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом».

Таким образом, норма ч. 1 п. 4 ст. 20 Закона предусматривает возможность наличия исключений, одно из которых закреплено в ст. 23 Закона. Это исключение и представляется необходимым частично изменить и дополнить, изложив п. 2 ст. 23 Закона в следующей редакции: «Общее собрание участников совместного домовладения по вопросу о выборе способа управления общим имуществом совместного домовладения путем создания товарищества собственников является правомочным (имеет кворум), если в нем приняли участие не менее двух третей участников совместного домовладения от их общего количества, обладающих в совокупности не менее чем двумя третями голосов от общего количества голосов, принадлежащих участникам совместного домовладения, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 статьи 17 настоящего Закона». Аналогичную формулировку («по вопросу о выборе способа управления общим имуществом совместного домовладения путем создания товарищества собственников») представляется необходимым привести и в иных нормах Закона, касающихся порядка проведения общего собрания по данному вопросу (в частности, п. 1 и 3 ст. 23 Закона).

 

Наш telegram-канал