Изменения в Жилищном кодексе через призму трудового законодательства
Законом Республики Беларусь от 29.12.2023 № 330-З (далее – Закон № 330-З) внесены многочисленные изменения в Жилищный кодекс Республики Беларусь (далее – ЖК). Новаций, в том числе и довольно существенных, много, при этом некоторые вызывают вопросы, если посмотреть на них с точки зрения трудового законодательства.
Так, ст. 169 ЖК дополняется нормой, согласно которой к компетенции правления организации собственников относится принятие решения о предоставлении одному из членов правления организации собственников полномочий на прекращение трудового договора, заключенного с председателем правления организации собственников, по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 2 ст. 35, п. 3 ст. 42 и п. 4 ч. 1 ст. 47 Трудового кодекса Республики Беларусь, по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, а также при ликвидации организации собственников.
Для начала разберемся, о каких основаниях прекращения трудового договора идет речь в указанной норме:
- п. 2 ч. 2 ст. 35 ТК – истечение срока действия срочного трудового договора;
- п. 3 ст. 42 ТК – несоответствия работника занимаемой должности служащего (профессии рабочего) или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы;
- п. 4 ч. 1 ст. 47 ТК – направления работника по решению суда в лечебно-трудовой профилакторий.
В ст. 44 ТК указано, что трудовой договор подлежит прекращению по следующим обстоятельствам, не зависящим от воли сторон:
1) призыв работника на военную службу, направление работника на альтернативную службу;
2) восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу;
3) нарушение установленных правил приема на работу;
4) неизбрание на должность служащего (в том числе по конкурсу);
5) вступление в законную силу приговора суда, которым работник осужден к наказанию, исключающему продолжение работы, или судебного постановления о трудоустройстве работника, обязанного возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении;
6) смерть работника, признание его судом безвестно отсутствующим или объявление умершим, смерть нанимателя - физического лица;
7) возникновение установленных законодательством ограничений на занятие определенными видами деятельности, препятствующих продолжению работы;
8) прекращение (приостановление) в соответствии с законодательными актами деятельности нотариуса, осуществляющего нотариальную деятельность в нотариальном бюро, физического лица, осуществляющего деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, индивидуального предпринимателя в связи с их призывом на военную службу, направлением на альтернативную службу.
В соответствии с п. 1 ст. 42 ТК трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор до истечения срока его действия могут быть расторгнуты нанимателем в случае ликвидации организации.
Всех перечисленных выше случаев увольнения председателя правления организации собственников касается новая, приведенная выше, норма ЖК. То есть, именно в этих случаях правление может предоставить одному из членов правления полномочия на прекращение трудового договора, заключенного с председателем.
И тут возникает вопрос: а на осуществление каких конкретно действий будут предоставляться полномочия одному из членов правления?
Когда в ЖК идет речь о наделении одного из членов организации собственников полномочиями по заключению с председателем правления трудовых отношений, все понятно – этот человек уполномочен подписать с председателем от имени организации собственников трудовой договор.
Но что именно должен сделать член правления, наделенный полномочиями по расторжению с председателем трудовых отношений?
Если бы речь шла об увольнении по соглашению сторон (п. 1 ч. 2 ст. 35 ТК), можно было бы говорить о том, что человек, уполномоченный на расторжение с председателем трудовых отношений, подписывает с ним от имени организации собственников дополнительное соглашение к трудовому договору о том, что договор расторгается. Сразу оговоримся, что законодательство не содержит требования о заключении такого дополнительного соглашения, многие юристы придерживаются мнения, что для того, чтобы такое соглашение было достигнуто, достаточно заявления работника, резолюции руководителя, приказа руководителя об увольнении, письменной отметки работника под приказом о том, что он с ним ознакомлен и согласен. Но во многих организациях при расторжении трудового договора по п. 1 ч. 2 ст. 35 ТК такие дополнительные соглашения заключаются, нарушением это, конечно, не является.
Но дополнительное соглашение к трудовому договору на то и соглашение, что на его заключение (подписание) есть согласие обеих сторон трудовых отношений. Нет согласия – нет соглашения.
В перечисленных в ЖК случаях речь идет не о соглашении сторон, по данным основаниям увольнение осуществляется вне зависимости от согласия или несогласия работника, поэтому заключение какого-либо соглашения о расторжении срочного трудового договора по указанным основаниям, мягко говоря, и не логично, и не законно.
Расторжение трудовых отношений в перечисленных случаях, как, впрочем, и во всех случаях, осуществляется приказом руководителя об увольнении работника. Если мы ведем речь об организациях собственников, то это, соответственно, будут приказы председателя правления. Ведь именно приказ (его дата и номер) указывается как основание увольнения в трудовой книжке работника.
Согласно п. 93 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 (далее – Инструкция по делопроизводству), приказ – это правовой акт, издаваемый руководителем организации, действующим на основе единоначалия, для разрешения задач, стоящих перед организацией.
По общему правилу свои полномочия на издание приказов руководитель может делегировать своему (своим) заместителю (заместителям). В этом случае документ в организации собственников будет именоваться «приказ заместителя председателя правления», в иной организации – «приказ заместителя директора», «приказ заместителя управляющего» и т.п.
Согласно п. 18 Инструкции по делопроизводству для придания документу юридической значимости необходимо наличие следующих обязательных реквизитов:
- наименование организации и (или) структурного подразделения - автора;
- дата документа;
- подпись.
В ч. 2 п. 57 Инструкции по делопроизводству указано, что реквизит «Подпись» располагается после текста и отметки о наличии приложения и состоит из наименования должности лица, подписавшего документ, собственноручной подписи и ее расшифровки (инициалы, фамилия).
Вообще же, людям, мало-мальски понимающим в трудовом праве и делопроизводстве, не нужно объяснять, что наделенный полномочиями на расторжение трудового договора с председателем член правления организации собственников не может издать приказ об увольнении председателя.
На что же он тогда уполномочен?..
И да, если у кого-то возникает вопрос о том, кто подписывает приказ об увольнении руководителя организации, то на него, конечно, нужно ответить: сам руководитель. Если, конечно, над организацией нет вышестоящей организации, которая его назначала на должность. Например, генеральный директор подписывает приказ об увольнении директора организации, которая ему подчиняется. Бывают и другие конструкции, но сейчас не об этом.
Но по общему правилу руководитель организации издает приказ о своем увольнении сам. И он обязан это сделать, если на этот счет есть соответствующее решение нанимателя (решение общего собрания общества с ограниченной ответственностью, решение общего собрания товарищества собственников и т.д.). Иначе будет иметь место такое административное правонарушение как непринятие мер по надлежащей организации деятельности юридического лица – оно предусмотрено ст. 24.58 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Под надлежащей организацией деятельности юридического лица в этой статье понимается выполнение руководителем этого лица или иным лицом, занимающим руководящую должность, возложенных на них законодательством обязанностей и (или) их должностных обязанностей.
Да, кстати, а вот в случае принятия решения о ликвидации организации все полномочия по управлению ее делами переходят к ликвидационной комиссии (ликвидатору) (п. 3 ст. 58 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Именно председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) издает приказ об увольнении работников в данном случае.
В заключение остается добавить, что затронутое дополнение в ЖК вступает в силу с 6 июля 2024 г. Может быть к тому времени соответствующие государственные органы внесут в поставленные вопросы ясность.